Разработка рекомендаций по антикризисному управлению персоналом предприятия ОАО «Бетиз-ЖБИ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе анализируется состояние и деятельность ОАО «Бетиз-ЖБИ», которое находится в неплохом финансовом положении, но все же на него оказывается значительное негативное влияние сегодняшнего мирового кризиса.
В ходе работы были использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2010 гг.
Цель курсовой работы – является разработка научно-обоснованных рекомендаций по антикризисному управлению персоналом предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание антикризисного управления персоналом предприятия 6
1.2. Принципы и методы антикризисного управления персоналом предприятия 11
1.3. Этапы антикризисного управления персоналом предприятия 16
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 25
2.1. Общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «Бетиз-ЖБИ» 25
2.2. Анализ численности, состава и движения работников ОАО «Бетиз-ЖБИ» 35
2.3. Анализ управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 44
2.4. Обоснования необходимости антикризисного управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 46
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 48
3.1. Основные рекомендуемые мероприятия по антикризисному управлению персоналом предприятия 48
3.2. Оценка антикризисного эффекта от реализации предложенных рекомендаций 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Константиновой.doc

— 795.50 Кб (Скачать)

ТВЕРСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

        По дисциплине: «Теория  антикризисного управления предприятием»

     Тема: Разработка рекомендаций по антикризисному управлению персоналом  предприятия ОАО «Бетиз-ЖБИ» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнила: Константинова Н.И.                                

                                                           гр. АУП-31-08

                                                                          Проверила: Дюжилова О.М. 
 
 
 

Тверь 2011 
 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Мировой  экономический  кризис  оказал отрицательное  влияние  на  развитие  многих  промышленных  предприятий России, более 60 тыс. предприятий оказались в кризисном (предбанкротном) состоянии,  характеризующимся  убыточностью  хозяйственной  деятельности, ростом кредиторской задолженности, отсутствием финансовой устойчивости, низкой ликвидностью.

     При  этом  нельзя  забывать,  что  кризис  несет  в  себе  не  только негативное  влияние  на  предприятие,  но  также  и  некую  стимулирующую функцию,  подталкивающую  предпринимателя  к  развитию  своего производства  на  качественно  новом  уровне.  Во  время  кризиса  у предпринимателя возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства,  увеличению  прибыли,  обновлению  капитала  на  новой технологической  основе.  Кризисом  заканчивается  предыдущий  период развития  предприятия  и начинается  следующий.  Таким  образом,  кризис можно  рассматривать  как  важнейший  инструмент  саморегулирования экономики  предприятия,  что  предполагает  переход  от  существующей концепции «антикризисного  управления»  к  концепции «управления кризисами (кризисными  ситуациями)».  Речь  идет  об  ориентации  не  на предотвращение  кризисов  в  смысле  их  ликвидации  вообще,  а  на  снижение соответствующих рисков до приемлемого уровня. 

     В кризисных условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей более высокие требования, чем плановая. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в новых хозяйственных условиях. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен.

     Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей. Методы достижения целей могут быть различны. Сейчас за рубежом получили широкую поддержку представители «школы человеческих отношений», которые исследуют проблемы мотивации поведения людей, руководства. Такие исследования оценивают социально-психологические последствия различных организационных перемен и дают рекомендации по совершенствованию управленческих процедур, политики, по созданию такого организационного климата и такой структуры, которые стимулируют совместные усилия работников. Вообще говоря, координация деятельности людей не может быть эффективной, если они не желают сотрудничать, а такая кооперация не возникает автоматически, ее необходимо создать.

     К сожалению, далеко не все в нашей  стране отдают себе отчет в том, что  экономические цели могут достигаться  не только путем наращивания капиталовложений непосредственно в производство, но и за счет вложений в социальную инфраструктуру, создания в трудовом коллективе благоприятной духовной атмосферы, способствующей высокопроизводительному труду. Как свидетельствуют результаты одного из социологических обследований, 65% экспертов сочли, что руководителям недостает умения использовать в своей деятельности социально-психологические походы. В результате существенные возможности улучшения деятельности остаются невостребованными.

     Управление  людьми представляет собой наиболее трудную задачу для любого руководителя. В настоящее время потенциал человеческой личности стал рассматриваться в качестве важного условия повышения производительности труда и постепенно менеджеры стали понимать, что именно на них лежит ответственность за человека на производстве, за раскрытие его потенциальных возможностей на благо фирмы и для его собственного блага.

     В данной работе анализируется состояние  и деятельность ОАО «Бетиз-ЖБИ», которое находится в неплохом финансовом положении, но все же на него оказывается значительное негативное влияние сегодняшнего мирового кризиса.

     В ходе работы были использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2010 гг.

     Цель  курсовой работы – является  разработка  научно-обоснованных  рекомендаций  по  антикризисному  управлению персоналом предприятия. 

     Задачи  работы:

    • рассмотреть теоретические подходы к проблеме  управления персоналом в условиях кризиса;
    • раскрыть современные формы, методы и принципы управления персоналом в условиях кризиса;
    • проанализировать состояние системы управления персоналом на предприятии;
    • предложить способы повышения эффективности управления персоналом конкретного предприятия.

     Предметом  исследования  является  процесс  антикризисного управления персоналом предприятия.

     Объектом  исследования  является  промышленное предприятие ОАО «Бетиз-ЖБИ».

     Теоретическая  основа  исследования: законодательные  акты  Российской  Федерации,  указы  Президента  РФ, постановления  Правительства  РФ,  инструкции  и  методические  материалы Министерства  финансов,  Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, материалы периодической печати.

     Во  время работы по заданной теме были использованы следующие методы исследования: аналитический, графический, сравнительный, экономический и метод группировки. 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. . Сущность и содержание антикризисного управления персоналом предприятия
 

     Управление персоналом - процесс воздействия организации на её сотрудников с помощью специальных методов, направленных на достижение определённых целей.1

      Управление  персоналом - это совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потребности в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персоналу, создание благоприятных условий для эффективной деятельности.

     Кризис  оказывает деморализующее влияние  на персонал. Неуверенность в завтрашнем дне, задержки в выплате зарплаты, сокращения негативно сказываются на корпоративной культуре. Возникает атмосфера недоверия и напряженности, изменяется восприятие перспектив  развития сотрудника в данной компании, нагрузка, настороженно воспринимаются любые шаги по реструктуризации компании.

     Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера - демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.

      Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих, и прежде всего крупных, организациях создаются новые службы, системы управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.2

      Подсистема  общего и линейного руководства  осуществляет: управление организацией в целом, управление функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель (менеджер) организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

      В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем (рис. 1).

      Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и пр.

      В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

      

Рис. 1. Состав системы управления персоналом организации 

 

      

       Можно выделить четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий (табл.1).3

       Таблица 1

       Типы  кадровой политики в условиях кризиса

Тип кадровой политики Содержание  кадровой политики
1. Пассивная  У руководства  предприятия нет четко выраженной программы действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы. Кадровая служба не прогнозирует кадровые потребности и не располагает средствами оценки персонала. В плане финансового оздоровления кадровая проблематика, как правило, отражена на уровне информационной справки о персонале без соответствующего анализа кадровых проблем и причин их возникновения.
2. Реактивная  Руководство предприятия  осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задач, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. Кадровые службы предприятия располагают средствами диагностики. В плане финансового оздоровления, как правило, кадровые проблемы изданный момент выделяются и рассматриваются специально, намечаются возможные пути их решения.
3. Превентивная Руководство предприятия  имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию. Кадровая служба предприятия располагает средствами не только диагностики, ной прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В плане финансового оздоровления содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах.
4. Активная (рациональная) Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее. Кадровая служба предприятия располагает средствами не только диагностики, но и прогнозирования кадровой ситуации на средне- и долгосрочный периоды. Кроме того, программа кадровой работы с вариантами ее реализации является составной частью плана реорганизации.

Информация о работе Разработка рекомендаций по антикризисному управлению персоналом предприятия ОАО «Бетиз-ЖБИ»