Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
В данной работе анализируется состояние и деятельность ОАО «Бетиз-ЖБИ», которое находится в неплохом финансовом положении, но все же на него оказывается значительное негативное влияние сегодняшнего мирового кризиса.
В ходе работы были использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2010 гг.
Цель курсовой работы – является разработка научно-обоснованных рекомендаций по антикризисному управлению персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание антикризисного управления персоналом предприятия 6
1.2. Принципы и методы антикризисного управления персоналом предприятия 11
1.3. Этапы антикризисного управления персоналом предприятия 16
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 25
2.1. Общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «Бетиз-ЖБИ» 25
2.2. Анализ численности, состава и движения работников ОАО «Бетиз-ЖБИ» 35
2.3. Анализ управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 44
2.4. Обоснования необходимости антикризисного управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 46
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 48
3.1. Основные рекомендуемые мероприятия по антикризисному управлению персоналом предприятия 48
3.2. Оценка антикризисного эффекта от реализации предложенных рекомендаций 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
В таблице 10 представлена динамика показателей численности работников управления за 2008-2010 гг.
Видно, что численность работников управления в течение трёх лет постепенно снижается: численность руководителей сократилась на 7 чел., специалистов - на 17 чел., технических исполнителей - на 2 чел.
В течение трёх анализируемых лет количество принятых и выбывших работников аппарата управления уверенно уменьшается, отражая кризисную ситуацию на предприятии: общее количество принятых работников в 2010 г. сократилось на 21 чел., а общее количество выбывших в 2010 г. сократилось на 46 чел. по сравнению с 2008 г.
Основное пополнение в ряды работников управления происходило за счёт вновь принятых и частично за счёт подготовки внутренних резервов.
Рассматривая количество выбывших работников управления, можно сказать, что основной причиной является увольнение по собственному желанию (в 2008 г. – 42 чел., в 2009 г.-31 чел., в 2010 г.-8 чел.) из-за недостаточно высокой заработной платы, а также неблагоприятного материально-психологического климата в коллективе.
В таблице 11 приведена характеристика уровня интенсивности движения персонала аппарата управления.
Таблица 11
Сведения об общей численности, приёме и увольнении
работников аппарата управления
№ | Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Абсо-
лютное отклоне- ние (к 2008 г.) |
Относи-
тельное отклоне- ние (темп роста), % |
1. |
Общая численность
работников управления, в том числе:
|
276 102 165 9 |
259 95 157 7 |
250 95 148 7 |
-26 -7 -17 -2 |
90,58 93,14 89,70 77,78 |
2. | Количество
принятых работников управления, в том
числе:
- молодых специалистов
|
46 12 28 6 |
41 5 29 7 |
25 4 17 4 |
-21 -8 -4 -2 |
54,35 33,33 60,71 66,67 |
3. | Количество
выбывших работников управления, в том
числе:
|
63 42 10 - 2 9 |
50 31 6 6 3 4 |
17 8 3 - 4 2 |
-46 -34 -7 - 2 -7 |
26,98 19,05 30,00 - 200,00 22,22 |
В таблице 12 представлены коэффициенты оборота по приёму и выбытию, стабильности и текучести кадров.
Рассчитанные показатели позволяют сделать вывод: комбинат за 2009-2010 гг. сумел преодолеть кризисную ситуацию. На это указывает рост коэффициента стабильности и снижение коэффициента текучести кадров, а также устойчивая тенденция на снижение коэффициентов по приёму и выбытию сотрудников аппарата управления.
Таблица 12
Коэффициенты оборота, стабильности и текучести
кадров аппарата управления
Показатели | 2008 г. | 2009 г | 2010 г. |
Коэффициент оборота по приёму Коэффициент оборота
по выбыванию Коэффициент стабильности(постоянства)
кадров Коэффициент текучести кадров |
0,16 0,23 0,60 0,19 |
0,16 0,19 0,65 0,14 |
0,1 0,07 0,83 0,04 |
Резюмируя вышеуказанное, следует отметить, что руководство комбината сумело исправить негативное положение в системе управления и сохранить основной состав управленческого персонала.
Структура управления на предприятии линейно-функционального типа, по форме организации труда – цеховая (Приложение)
Преимущества данной системы основаны на широком разделении труда, наиболее эффективном в условиях массового или крупносерийного производства с незначительно меняющейся номенклатурой выпускаемой продукции и технологией производства. Недостатками линейно-функциональной структуры является слабая инновационная и предпринимательская активность и отсутствие чётких горизонтальных связей между функциональными службами. Структура управления построена на основании организационной структуры и штатного расписания.
В конце 2010 г. отдел кадров предприятия был преобразован в отдел персонала. Отдел персонала является структурным подразделением ОАО «Бетиз-ЖБИ», возглавляется начальником отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности Генеральным директором.
К
организационной структуре
Основные задачи и функции отдела персонала:
Одной из функций отдела персонала является найм, оценка и отбор кадров.
Найм, оценка и отбор персонала на предприятии проводится в соответствии с положением «О порядке найма персонала ОАО «Бетиз-ЖБИ».
Функция управления адаптацией работников возлагается также на отдел персонала. Адаптационный период для лиц, вновь принятых на работу предусматривается в течение всего испытательного срока, а для работников предприятия, перемещённых внутри организационной структуры из одного структурного подразделения в другое - в течение одного месяца. Для надлежащей организации процесса адаптации вновь принятому работнику назначается наставник.
Ещё одной функцией отдела персонала является обучение кадров. Обучение персонала проводится в соответствии с положением «О подготовке персонала ОАО «Бетиз-ЖБИ».
Ротация
на комбинате проводится в соответствии
с положением «О ротации персонала
ОАО «Бетиз-ЖБИ». Это положение регламентирует
ротацию персонала из числа руководителей
высшего и среднего звеньев управления,
в чьи обязанности входит выполнение организационно-
Оценивая современное состояние системы управления персоналом на ОАО «Бетиз-ЖБИ» можно сделать вывод: в целом система управления достаточно работоспособная и отвечает главным целям и задачам управления персоналом. Хорошо проработаны вопросы технологии найма, отбора, адаптации, аттестации и ротации кадров.
Однако необходимо отметить следующие недостатки системы управления персоналом:
Для организаций в кризисных условиях все большее значение приобретает более полное использование человеческих ресурсов организации. Это связано с теми проблемами, с которыми сталкиваются руководители большинства организаций. Вот неполный список наиболее острых на ОАО «Бетиз-ЖБИ» проблем:
Эти и некоторые другие проблемы ставят перед руководителями вопрос о совершенствовании системы управления персоналом.
Целью антикризисного управления персоналом - побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.
Стабильная работа и развитие предприятия зависит от многих факторов, одним из которых является профессионализм работников структуры управления. В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда. Важно, чтобы на руководящей работе были активные, творчески мыслящие люди, предпочтительнее сангвиники, волевые, с положительными чертами характера.
В соответствии с необходимостью антикризисного управления персоналом на предприятии в конце 2010 г. отдел кадров был преобразован в отдел персонала. Естественно, что задачи видоизменённого отдела стали носить более разноплановый характер. В связи с повышением роли и ответственности отдела персонала в новых условиях работы я предлагаю внедрить ряд мероприятий, направленных на совершенствование технологии управления персоналом предприятия в условиях кризиса, которые представлены ниже.
1.Совершенствование системы оплаты труда, обеспечение достойного уровня заработной платы, эффективное использование каждого сотрудника на своем рабочем месте.
В соответствии с бизнес-планом ОАО «Бетиз-ЖБИ» на 2010 год средняя заработная плата должна увеличиться по сравнению с 2009 годом на 24%. А по сравнению с 2007 годом должна увеличиться на 30 % и будет составлять более 18000 руб. рабочим.
В целях повышения качества труда и эффективности производства необходимо разработать Положение о премировании работников организации, в котором заложить повышающие и понижающие коэффициенты по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Дополнительно за успехи в работе может выплачиваться единовременное вознаграждение. Например, за выработку в одну ночную смену основным рабочим должны давать премию равную 5% от их заработной платы, что приблизительно составляет 500 – 900 руб.
Результат: оптимизация фонда оплаты труда, соответствие системы премирования реальным финансовым показателям.