Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:18, контрольная работа
Любое управление должно быть антикризисным. Эффективность антикризисного управления во многом зависит от действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом, направленных на восстановление платежеспособности предприятия с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.
Введение
Дисциплина «Антикризисное
управление» на всем постсоветском
пространстве является новой инедостаточно
разработанной областью экономического
знания как в теоретико-
В настоящее время в
республике проводится активная работа
по поиску путей и методов финансового
оздоровления и эффективных форм
антикризисного управления субъектов
предпринимательской
В обстановке, когда большинство
компаний испытывают затруднения, находятся
зачастую в состоянии глубокого
кризиса, важны поиск и внедрение
в широкую практику таких форм
и методов управления, использование
которых позволяло бы не доводить
дело до кризисного состояния предприятия.
Если речь уже идет о банкротстве,
нужны методы, позволяющие подготовить
и реализовать программу
Главной задачей антикризисного управления является: обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда о банкротстве речи идти не должно, а упор делается на преодоление временных трудностей. В том числе и финансовых, посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на каждом предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, которая бы позволила предприятию оставаться на плаву. Этим и характеризуется эффективность антикризисного управления [1, c. 77].
Эффективность управления складывается из эффективности антикризисного, стратегического управления, финансового менеджмента и т.д.
Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.
Любое управление должно быть антикризисным. Эффективность антикризисного управления во многом зависит от действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом, направленных на восстановление платежеспособности предприятия с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.
Именно, необходимо уметь увидеть кризис еще на начальной стадии его появления и вовремя суметь его предотвратить, используя различные приемы и методы как экономического, так и организационного характера, для того чтобы помочь предприятию оставаться конкурентоспособным.Этим и объясняется актуальность темы данной контрольной работы [1, c. 77].
Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.
Целями антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.
Антикризисное управление относится к микроэкономической категории и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.
Государственное антикризисное управление–содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
Особенно государство отслеживает ситуацию на валообразующих и/или градообразующих предприятиях, так как ухудшение экономической ситуации на них, может привести к дестабилизации экономики отдельного города, региона или все страны. Обычно в таких крупных компаниях есть доля государства. Но даже без доли государства в уставном фонде или без пакета акций, государство через нормативно-правовое регулирование имеет рычаги воздействия на крупные компании в стране [2, c. 130].
Система антикризисного управление (регулирования) экономики – это комплекс мер, направленных на предотвращение массовыхбанкротств на макроэкономическом уровне. Антикризисное регулирование по масштабам охватывает отдельные отрасли или экономику государства в целом и включает конкретные механизмы государственного воздействия и проявляется в сглаживании амплитуд циклического развития.
Сглаживание циклов может достигаться различными методами – проведением соответствующей кредитно-денежной политики (регулированием ставки рефинансирования, налоговые льготы для отдельных предприятий или наоборот – создание резервных фондов и увеличение сборов с предприятий), бюджетно-налоговой политик (изменением расходов госбюджета и регулирование спроса в экономике), изменением амортизационной политики (изменение требований к амортизационной политике предприятий со стороны государства).
Основными задачами антикризисного управления являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы [2, c. 131].
Термин «антикризисное управление», равно как и «антикризисное регулирование», возникли в Беларуси сравнительно недавно. Считается, что причина их появления – это реформирование экономики Беларуси и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.
В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисное управление»:
Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях [2, c. 132].
Антикризисная политикагосударства реализуется на трех уровнях:
Можно выделить основные функции антикризисного (управление) регулирования:
– предкризисное управление;
– управление в условиях кризиса;
– управление процессами выхода из кризиса;
– стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);
– минимизация потерь и упущенных возможностей;
– своевременное принятие решений [2, c. 133].
Специфическими мерами государственного антикризисного регулированиямогут стать:
– создание благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых. Примеры из новейшей экономической истории Беларуси.
1). Присоединения убыточных
колхозов к промышленным
2) Создание концернов
в различных отраслях
– выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств;
– рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства.
Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых организация признается банкротом [2, c. 133].
Выделим основные выгоды от антикризисного регулированияи управления предприятиями для всех участников этого процесса.
Для экономической системы общества– это:
Для государства– это:
– погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;
– возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;
– повышение экспортного потенциала страны;
– лучшее использование местных сырьевых ресурсов;
– формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;
– совершенствование
– возможность учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок [2, c. 134].
Для населения– это:
– расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;
– повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;
– формирование новых ценностей и идеалов;
– влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;
– создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;
– развитие благотворительной деятельности.
Для кредиторов– это:
– получение шанса спасти свои деньги;
– снижение риска от невозвращения долга.
Для персонала предприятия-должника– это:
– создание новых рабочих мест или получение полезной и ценимой работы;
– повышение культуры труда, улучшение его условий;
– усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;
– защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.
Для предприятия-должника – это:
– влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;
– создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;
– повышение эффективности использования всех его ресурсов;
– защита от неблагополучных последствий конкуренции;
– предоставление возможности освободиться от бремени долгов;
– формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;
– возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;
– предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность [2, c. 136].
Антикризисные меры. Важнейшим элементом антикризисного управления является принятие решений. Решения, принимаемые с целью преодоления либо предотвращения кризиса на предприятии, называют антикризисными мерами.
Антикризисные меры,принимаемые при угрозе банкротства предприятия, включают в себя следующие категории: предупредительные меры; экстренные меры; последующие меры.