Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курс.Управление предприятием(БНТУ) 5492.ДОРАБОТКА.doc

— 138.29 Кб (Скачать)

    Аудиты (проверки), проводимые первой стороной (самой организацией) или от ее имени  для внутренних целей, могут служить  основой для декларирования организацией о своем соответствии.

    Аудиты (проверки), проводимые второй стороной, могут проводиться потребителями  организации или другими лицами от имени потребителей.

    Аудиты (проверки), проводимые третьей стороной, осуществляются независимыми внешними организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию на соответствие требованиям, например, требованиям ИСО 9001.

    Одна  из задач высшего руководства  — проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с  учетом политики и целей в области  качества.

    При анализе системы менеджмента  качества, наряду с другими источниками  информации, используются отчеты по аудитам (проверкам).

    Самооценка  организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства

    Самооценка  может дать общее представление  о деятельности организации и  степени развития системы менеджмента  качества. Она может также помочь определить области, нуждающиеся в  улучшении в организации, и приоритеты.

    Целью постоянного улучшения системы  менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности  потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают:

    а) анализ и оценку существующего положения  для определений областей для  улучшения;

    б) установление целей улучшения;

    в) поиск возможных решений для  достижения целей;

    г) оценивание и выбор решений;

    д) выполнение выбранных решений;

    е) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели;

    ж) оформление изменений.

    Результаты  анализируются с целью установления дальнейших возможностей для улучшения. Таким образом, улучшение является постоянным действием.

    Использование статистических методов может помочь в понимании изменчивости и, следовательно, может помочь организациям в решении  проблем и повышении результативности и эффективности. Эти методы также  способствуют лучшему применению имеющихся  в наличии данных для оказания помощи в принятии решений.

    Направленность  систем менеджмента качества и других систем менеджмента

    Система менеджмента качества является той  частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области  качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной  труда и безопасностью. Различные  части системы менеджмента организации  могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.

    Подходы систем менеджмента качества, приведенные  в семействе стандартов ИСО 9000, и  модели совершенства основаны на общих  принципах. Оба эти подхода:

    а) дают возможность организации выявить  свои сильные и слабые стороны;

    б) содержат положения по оцениванию в  сравнении с общими моделями;

    в) обеспечивают основу для постоянного  улучшения; и

    г) включают способы внешнего признания.

    Различие  между подходами систем менеджмента  качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства  ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает  выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить  сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо  ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения  ее деятельности с деятельностью  других организаций.

       Менеджмент  качества в соответствии с МС ИСО  семейства 9000 – это прежде всего система административного руководства организацией. В иерархии уровней современного менеджмента качества уровень руководства, регламентированный МС ИСО семейства 9000 – самый нижний, элементарный. Роль документации на этом уровне – доминирующая, а его основной девиз: "Все, что документировано, должно быть выполнено. Все, что делается, должно быть документировано". Когда методики для каждого процесса и всей сети процессов документально оформлены, развернуты и внедрены, появляется возможность анализа достаточности обеспечения процессов, управления процессами через контроль текущих характеристик, улучшения процессов и планирования новых более совершенных процессов.

       Под документированием системы качества понимается деятельность по установлению структуры и состава документации и управлению ею. Таким образом, документирование включает как разработку документации, так и управление самой документацией  в ходе функционирования системы  качества. Цель документирования системы  качества заключается в создании организационно-методической и нормативной основы для построения и функционирования системы качества, соответствующей рекомендациям и требованиям стандартов семейства ИСО 9000. Основными задачами документирования являются:

       -установление  и нормирование требований к  выполнению работ в системе  качества;

       -обеспечение  воспроизводимости процессов административного управления качеством;

       -регулярная  регистрация фактических данных  о качестве продукции и состоянии системы качества в ходе ее функционирования и совершенствования;

       -обеспечение  идентификации и прослеживаемости продукции и измерительного оборудования;

       -закрепление  лучших традиций и накопленного  опыта по организации и проведению  работ в системе качества;

       -разрешение  и предупреждение спорных вопросов  в процессе деятельности в  системе качества;

       -обеспечение  проверяемости и оценка качества продукции и системы качества.

       Документация  системы качества - комплект документов, необходимых для надежного функционирования системы качества и обеспечения  качества продукции.

       Документом  системы качества считается любой  материальный носитель информации с реквизитами, позволяющими идентифицировать данную информацию.

       В системах менеджмента качества имеется  несколько типов документов, таких  как:

       - документы, содержащие требования: стандарты, ТУ и другая НТД;

       - документация, которая предоставляет  последовательную информацию, как  внутреннюю, так и внешнюю, о  Системе Менеджмента Качества. Многие  организации представляют такую  документацию в виде руководства  по качеству;

       - документация, которая описывает,  как Система Менеджмента Качества  или ее элементы применяются  к определенному продукту, проекту  или контракту. Многие организации  представляют такую документацию  в виде плана качества;

       - документация, которая представляет  информацию о том, как выполняются  действия или процессы. Многие  организации представляют такую  документацию в виде процедур, технологических и рабочих инструкций;

       - документация, которая представляет  объективное свидетельство выполненных  действий или достигнутых результатов.  Такая документация представляется  в виде записей по качеству  и отчетов по качеству.

       Каждая  организация устанавливает свой объем требуемой документации и  использование информационных технологий. Это зависит от таких факторов, как: размер и сложность организации; сложность продуктов и процессов; риск неудовлетворения требований заказчика; компетентности персонала; степени, в  которой необходимо демонстрировать  соответствие требования системы менеджмента  качества.

       Все элементы, требования и положения, принятые организацией для своей системы  качества должны быть документированы  в форме политики и процедур, и должны быть систематизированы, упорядочены и доступны для понимания.

       Один  из ведущих документов системы качества - политика в области качества.

       Политика  в области качества - это четко  определенное, специально сформированное и обязательное для всех заявление  высшего руководства предприятия об основных направлениях, целях и задачах предприятия в области качества.

       Политика  в области качества должна быть сформулирована понятным для всех сотрудником языком.

       Разработка  политики в области качества осуществляется под непосредственным руководством руководителя предприятия.

       Для разъяснения и пропаганды политики предприятия в области качества используются заводские радио и печать, техническая учеба.

       Основными составляющими политики в области  качества являются:

       - цели и задачи предприятия  в области качества;

       - пути достижения поставленных  задач;

       - основные направления деятельности  предприятия в области качества.

       Главная цель предприятия в области качества может быть определена, как достижение высокого уровня качества и конкурентоспособности  выпускаемой продукции. Достижение этой цели обеспечивается решением основных задач в области качества.

       При изложении политики целесообразно  указать пути достижения поставленных задач. К ним можно отнести:

       - постоянное совершенствование системы  качества;

       - формирование пакета информации  о требованиях потребителей, рыночном спросе, состоянии дел на конкурирующих фирмах;

       - формирование пакета информации  о технических достижениях в  стране и за рубежом и др.

       Основные  направления деятельности предприятия  в области качества включают:

       - расширение достигнутых или освоение  новых рынков сбыта;

       - постоянное улучшение качества  продукции с указанием средств  достижения;

       - освоение принципиально новых  видов продукции и др.

       Важнейшим элементом управления политикой  в области качества является ее анализ и актуализация с учетом возрастающих требований потребителей, внедрения  новых технологий, ужесточения требований к охране окружающей среды и сертификации продукции.

       Основным  документом, дающим представление о  системе качества в целом, является руководство по качеству. Руководство  выполняет различные назначения в зависимости от поставленной цели.

       Руководство по качеству является обобщающим документом системы качества предприятия и должно содержать описание политики в области качества, основных положений системы качества, а также сведений о предприятии и его деятельности в области качества.

       В Руководстве по качеству регламентируют распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала  предприятия в системе качества.

       Каждая  документально представленная процедура  должна охватывать полный элемент системы  качества или его часть, либо последовательность взаимосвязанных мероприятий, связанных более чем с одним элементом системы качества. Документально представленные процедуры системы качества не должны подробно описывать чисто технические детали, которые обычно документируются в детальных рабочих инструкциях.

       Руководство по качеству включает или ссылается  на документально оформленные процедуры  системы качества, предназначенные  для общего планирования и управления процессами, которые оказывают влияние на качество продукции.

Информация о работе Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»