Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курс.Управление предприятием(БНТУ) 5492.ДОРАБОТКА.doc

— 138.29 Кб (Скачать)

       Показателями  результативности системы менеджмента  качества могут быть:

  1. Увеличение объёма выпуска продукции;
  2. Повышение производительности труда;
  3. Увеличение объёма экспорта;
  4. Увеличение объёма продаж;
  5. Увеличение объёма прибыли от реализации;
  6. Повышение рентабельности продукции;
  7. Увеличение числа российских и международных наград в области качества;
  8. Увеличение фонда оплаты труда (за счёт стабилизации финансового положения предприятия в результате проведения работ в области качества);
  9. Увеличение оборотного капитала;
  10. Увеличение объёма инвестиций в развитие производства;
  11. Повышение средней заработной платы;
  12. Снижение числа жалоб от потребителей;
  13. Организация новых производств, освоение новых видов продукции.

       Для проведения анализа все показатели можно классифицировать по семи группам  показателей, характеризующих:

       - экономическую деятельность предприятия;

       - качество труда и производства;

       - научно-техническое развитие предприятия;

       - развитие предприятия в области  качества;

       - удовлетворённость потребителей;

       - социальные аспекты;

       - экологические аспекты.

       В качестве основных показателей результативности СМК можно использовать следующие: увеличение прибыли от реализации продукции, увеличение объёма выпуска продукции, снижение потерь от брака и/ или уровня брака; рост затрат на обучение и стимулирование персонала в области качества. Приведённые показатели характеризуют результативность с различных точек зрения и ориентированы на удовлетворение требований заинтересованных сторон.

       Среднегодовой индекс темпа роста выпуска высококачественной продукции рассчитывался по формуле (1): 

            (1) 

       где qt - индекс годового темпа роста объема выпуска высококачественной продукции в t-м году, определяемый по формуле (2): 

           (2)

       Vt, Vt-1- объем выпуска высококачественной продукции, соответственно в t- и (t-1)-м году, млн р.  Прирост выпуска высококачественной продукции в t-м году, соответствующий эффекту от внедрения системы менеджмента качества (формула (3)): 

           (3) 

       где Vt- увеличение объема выпуска высококачественной продукции в t-м году. Далее эту цифру следует сопоставить с теми затратами, которые были произведены за годы внедрения и функционирования системы менеджмента качества и определить эффективность этой системы.

       Множество точек зрения на понятие экономической  эффективности управления можно  классифицировать по ряду признаков:

       1) по объекту определения эффективности;

       2) по уровню управления, относительно  которого рассчитывается эффективность;

       3) по степени формализации используемых  методов;

       4) по формированию критериев выявления  эффективности мероприятий по  совершенствованию управления.

       По  первому признаку можно выделить:

       - эффективность деятельности организации  в целом как объекта управленческого  воздействия;

       - технико-экономическую эффективность;

       - эффективность управления (в том  числе эффективность совершенствования  хозяйственного механизма, эффективность  управления качеством продукции).

       По  уровню управления эффективность можно  разделить на следующие группы:

       - народнохозяйственная эффективность;

       -отраслевая  эффективность;

       - эффективность управления трудовым  коллективом.

       Для оценки эффективности СМК необходимо определить следующее:

       1) объект оценки (процедура, процесс,  элемент системы менеджмента  качества);

       2) критерии оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества;

       3) способ измерения и сравнения  показателей эффективности функционирования системы менеджмента качества с критериями эффективности;

       4) методы статистического анализа  полученных результатов

       Традиционный  подход, распространённый в России и использовавший типовые методики расчёта экономической эффективности, определяет эффективность системы  менеджмента качества на основе установления функциональной зависимости между  внедрением системы менеджмента  качества и финансовыми показателями деятельности компании. Экономическая эффективность определяется как отношение результатов к затратам.

       Можно определить графическую интерпретацию  поля эффективности в координатах  «затраты - результаты» (рисунок 1) 

                     

Рисунок 4.1 – Соотношение затрат и результатов 

       Согласно  схеме, возможны следующие варианты:

       1- высокие результаты при высоких  затратах (интуитивная позиция руководителей  новых проектов, процессов);

       2- низкие результаты при высоких  затратах («миссия» крупных предприятий);

       3- низкие результаты при низких  затратах (ликвидация деятельности);

       4- высокие результаты при низких  затратах (недостижимый идеал).

       Если  удается все компоненты эффекта  от системы качества выразить в стоимостной  форме, то появляется возможность рассчитать коэффициент эффективности системы  качества (формула (4)): 

       Кэф =∑Эфi /Вр +Вв+Ва,   (4) 

       где Эфi - эффективность одной из составляющих эффекта системы качества, i- число составляющих эффекта системы,

       Вр- затраты на разработку системы качества,

       Вв - затраты на внедрение системы качества,

       Ва - затраты на аудит системы качества.

       Чем больше Вв, тем менее упорядочен на предприятии процесс производства и управленческая деятельность, хотя увеличение показателя может быть и в случае разработки системы при помощи дорогостоящих консультантов. Таким образом, создание системы качества организует два противоположных процесса: снижение издержек на качество и увеличение затрат.

       А. Фейгенбаум предлагает определять эффективность функционирования системы качества следующими показателями:

  1. Расходы на качество. Определяются как расходы на всю систему в целом, так и на ее отдельные подсистемы.
  2. Уровень продукции. Своевременное определение уровней качества обеспечивает регламентацию необходимых уровней качества и оценку эффективности корректирующих мероприятий. Такая информация является основой для определения задач в области улучшения качества продукции, первоочередности выполнения работ.
  3. Показатель соответствия качества изделия требованиям потребителя. Результаты контроля и испытаний готовой продукции в условиях эксплуатации позволяют оценить эффективность системы менеджмента качества с точки зрения потребителя. Полученные данные включают информацию об интенсивности отказов в процессе эксплуатации, возможном количестве заявок на выполнение внепланового технического обслуживания и ремонта, требованиях, предъявляемых потребителем к качеству продукции, безопасности ее эксплуатации, технического облуживанию и надежности.
  4. Уровень качества процедур. Контроль и оценка процедур, применяемых в рамках системы менеджмента качества, позволяют определить слабые места и предупредить их дальнейшее развитие. Полученные данные позволяют определить актуальность задач в области качества, фактическое выполнение намеченных планов в указанной области, необходимость улучшения отдельных показателей.

       Сложность разработки единой системы показателей  для оценки эффективности системы  менеджмента качества объясняется, во-первых, высокой степенью взаимосвязанности показателей (изменение одних может быть следствием изменения других), из-за чего бывает очень трудно выделить наиболее значимый показатель. Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности той или иной организации, выделяемые показатели могут существенно различаться. Кроме того, система менеджмента качества представляет собой часть менеджмента организации, деятельность которой направлена на эффективное управление процессами, которые влияют на качество выполнения требований и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон (потребителей, деловых партнеров, персонала предприятия, владельцев и акционеров).

       В качестве показателя экономической  эффективности системы качества может быть использован коэффициент эффективности труда, выражающий собой отношение полезного результата к затратам на получение этого результата. Приращение данного коэффициента, обусловленное влиянием создаваемой системы качества, будет характеризовать эффективность данной системы.

       Значение  этого показателя может определяться по (формуле (5)): 

       Кэт.ск =∆Эт пот /∆Зп ,      (5) 

       где ∆Эт пот - величина приращения экономии или высвобождаемого труда в потреблении единицы продукции после внедрения системы качества;

       ∆Зп - величина приращения затрат живого труда, обусловленного разработкой и внедрением системы качества.

       Результатом создания и функционирования системы  качества является повышение эффективности удовлетворения потребностей обусловленное желанием использовать высококачественную продукцию по минимальной цене. Критерий «высокое качество - низкая цена» - это критерий эффективности для объекта управления. Он выражает конечные результаты деятельности управляемой системы в целом. В условиях современного рынка организация одновременно должна решать две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: во-первых, обеспечивать постоянный рост качества и повышение потребительских свойств уже имеющихся на рынке изделий и, во-вторых, постоянно снижать цены на них. Эффективная система качества должна способствовать достижению этих целей, должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы организации. Исходя из этого, показателями эффективности объекта управления должны быть доля рынка и рентабельность. Логично было бы в качестве показателя эффективности системы качества рассматривать доход, полученный от улучшения качества продукции. Однако его расчет затруднителен из-за отсутствия приемлемой и общепринятой методики расчета. Более доступный метод расчета ожидаемого эффекта от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий, а также рекламационного возврата учитывает только элементарный выигрыш от снижения дефектности изделий и не учитывает выигрыш от долгосрочных капиталовложений.

       Несмотря  на большое количество различных  методов оценки, проблема в том, что  в настоящее время практически  нет комплексных, четко разработанных методов определения экономической эффективности и результативности систем качества, созданных на базе ИСО 9000 или концепции TQM. Более того, не на всех предприятиях внедрен учет затрат на качество, необходимых для расчета данных показателей.

       Эффективность можно рассчитать и как отношение  показателя, характеризующего выход  процесса, к показателям, отражающим затраты ресурсов. В качестве числителя  при расчёте эффективности можно  использовать:

Информация о работе Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»