Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа
В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.
Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………
Показателями результативности системы менеджмента качества могут быть:
Для проведения анализа все показатели можно классифицировать по семи группам показателей, характеризующих:
-
экономическую деятельность
- качество труда и производства;
-
научно-техническое развитие
-
развитие предприятия в
-
удовлетворённость
- социальные аспекты;
- экологические аспекты.
В качестве основных показателей результативности СМК можно использовать следующие: увеличение прибыли от реализации продукции, увеличение объёма выпуска продукции, снижение потерь от брака и/ или уровня брака; рост затрат на обучение и стимулирование персонала в области качества. Приведённые показатели характеризуют результативность с различных точек зрения и ориентированы на удовлетворение требований заинтересованных сторон.
Среднегодовой
индекс темпа роста выпуска
(1)
где
qt - индекс годового темпа роста
объема выпуска высококачественной продукции
в t-м году, определяемый по формуле (2):
(2)
Vt,
Vt-1- объем выпуска высококачественной
продукции, соответственно в t- и (t-1)-м году,
млн р. Прирост выпуска высококачественной
продукции в t-м году, соответствующий
эффекту от внедрения системы менеджмента
качества (формула (3)):
(3)
где Vt- увеличение объема выпуска высококачественной продукции в t-м году. Далее эту цифру следует сопоставить с теми затратами, которые были произведены за годы внедрения и функционирования системы менеджмента качества и определить эффективность этой системы.
Множество точек зрения на понятие экономической эффективности управления можно классифицировать по ряду признаков:
1)
по объекту определения
2)
по уровню управления, относительно
которого рассчитывается
3)
по степени формализации
4)
по формированию критериев
По первому признаку можно выделить:
-
эффективность деятельности
-
технико-экономическую
-
эффективность управления (в том
числе эффективность
По уровню управления эффективность можно разделить на следующие группы:
-
народнохозяйственная
-отраслевая эффективность;
-
эффективность управления
Для оценки эффективности СМК необходимо определить следующее:
1) объект оценки (процедура, процесс, элемент системы менеджмента качества);
2) критерии оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества;
3) способ измерения и сравнения показателей эффективности функционирования системы менеджмента качества с критериями эффективности;
4)
методы статистического
Традиционный
подход, распространённый в России
и использовавший типовые методики
расчёта экономической
Можно
определить графическую интерпретацию
поля эффективности в координатах
«затраты - результаты» (рисунок 1)
Рисунок
4.1 – Соотношение затрат и результатов
Согласно схеме, возможны следующие варианты:
1-
высокие результаты при
2-
низкие результаты при высоких
затратах («миссия» крупных предприятий)
3- низкие результаты при низких затратах (ликвидация деятельности);
4- высокие результаты при низких затратах (недостижимый идеал).
Если
удается все компоненты эффекта
от системы качества выразить в стоимостной
форме, то появляется возможность рассчитать
коэффициент эффективности
Кэф
=∑Эфi /Вр +Вв+Ва, (4)
где Эфi - эффективность одной из составляющих эффекта системы качества, i- число составляющих эффекта системы,
Вр- затраты на разработку системы качества,
Вв - затраты на внедрение системы качества,
Ва - затраты на аудит системы качества.
Чем больше Вв, тем менее упорядочен на предприятии процесс производства и управленческая деятельность, хотя увеличение показателя может быть и в случае разработки системы при помощи дорогостоящих консультантов. Таким образом, создание системы качества организует два противоположных процесса: снижение издержек на качество и увеличение затрат.
А. Фейгенбаум предлагает определять эффективность функционирования системы качества следующими показателями:
Сложность разработки единой системы показателей для оценки эффективности системы менеджмента качества объясняется, во-первых, высокой степенью взаимосвязанности показателей (изменение одних может быть следствием изменения других), из-за чего бывает очень трудно выделить наиболее значимый показатель. Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности той или иной организации, выделяемые показатели могут существенно различаться. Кроме того, система менеджмента качества представляет собой часть менеджмента организации, деятельность которой направлена на эффективное управление процессами, которые влияют на качество выполнения требований и удовлетворения потребностей заинтересованных сторон (потребителей, деловых партнеров, персонала предприятия, владельцев и акционеров).
В качестве показателя экономической эффективности системы качества может быть использован коэффициент эффективности труда, выражающий собой отношение полезного результата к затратам на получение этого результата. Приращение данного коэффициента, обусловленное влиянием создаваемой системы качества, будет характеризовать эффективность данной системы.
Значение
этого показателя может определяться
по (формуле (5)):
Кэт.ск
=∆Эт пот
/∆Зп , (5)
где ∆Эт пот - величина приращения экономии или высвобождаемого труда в потреблении единицы продукции после внедрения системы качества;
∆Зп - величина приращения затрат живого труда, обусловленного разработкой и внедрением системы качества.
Результатом создания и функционирования системы качества является повышение эффективности удовлетворения потребностей обусловленное желанием использовать высококачественную продукцию по минимальной цене. Критерий «высокое качество - низкая цена» - это критерий эффективности для объекта управления. Он выражает конечные результаты деятельности управляемой системы в целом. В условиях современного рынка организация одновременно должна решать две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: во-первых, обеспечивать постоянный рост качества и повышение потребительских свойств уже имеющихся на рынке изделий и, во-вторых, постоянно снижать цены на них. Эффективная система качества должна способствовать достижению этих целей, должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы организации. Исходя из этого, показателями эффективности объекта управления должны быть доля рынка и рентабельность. Логично было бы в качестве показателя эффективности системы качества рассматривать доход, полученный от улучшения качества продукции. Однако его расчет затруднителен из-за отсутствия приемлемой и общепринятой методики расчета. Более доступный метод расчета ожидаемого эффекта от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий, а также рекламационного возврата учитывает только элементарный выигрыш от снижения дефектности изделий и не учитывает выигрыш от долгосрочных капиталовложений.
Несмотря на большое количество различных методов оценки, проблема в том, что в настоящее время практически нет комплексных, четко разработанных методов определения экономической эффективности и результативности систем качества, созданных на базе ИСО 9000 или концепции TQM. Более того, не на всех предприятиях внедрен учет затрат на качество, необходимых для расчета данных показателей.
Эффективность
можно рассчитать и как отношение
показателя, характеризующего выход
процесса, к показателям, отражающим
затраты ресурсов. В качестве числителя
при расчёте эффективности