Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курс.Управление предприятием(БНТУ) 5492.ДОРАБОТКА.doc

— 138.29 Кб (Скачать)

       Руководство по качеству должно точно, полно и  в сжатом виде передавать политику в области качества, цели и руководящие  документированные процедуры организации работ на предприятии. С этой целью разделы Руководства по качеству должны быть увязаны с элементами стандарта на систему качества.

       Руководство по качеству должно содержать разделы  по всем элементам стандарта на систему  качества. При отсутствии в системе  качества предприятия отдельных  элементов в соответствующих  разделах Руководства по качеству должны быть сделаны пояснения.

       Процесс разработки должен осуществляться и  контролироваться ответственным исполнителем или другим должностным лицом в зависимости от практической ситуации (структуры предприятия и сложности продукции). Использование существующих документов может существенно сократить время разработки Руководства по качеству.

       Ответственный исполнитель должен гарантировать  точность и полноту Руководства по качеству, и целостность его содержания.

       Перед утверждением Руководства по качеству документ должен быть подвергнут анализу  со стороны ведущих специалистов предприятия в целях гарантии его ясности, точности, приемлемости и правильности структуры. Предполагаемые пользователи должны также иметь возможность оценки пригодности документа для использования в работе.

       Содержание  Руководства по качеству должно отображать наименование разделов и порядок  их нахождения. Система нумерации  или кодирования разделов, подразделов, страниц, рисунков, диаграмм, таблиц, приложений должна быть ясной и логически взаимоувязанной.

       Область распространения и применения должна определять область деятельности предприятия, на которую распространяется Руководство по качеству, а также где и в каких случаях оно применяется.

       Введение  Руководства по качеству должно содержать  общую информацию о предприятии и о самом Руководстве по качеству.

       Минимальная информация о предприятии должна состоять из его названия, юридического статуса, адреса, телефона, факса и  др. Также можно включать дополнительную информацию о предприятии, такую как направления его деятельности, историческую справку, объемы выпускаемой продукции.

       Раздел  Руководства по качеству “Политика  и задачи предприятия в области  качества” должен констатировать политику и задачи предприятия в области  качества. В разделе приводят обязательства и цели предприятия в области качества, а также описывают способы доведения политики в области качества до всех сотрудников, способ ее реализации и поддержания на всех уровнях. Специфические формулировки политики по качеству могут быть также включены в соответствующие разделы по элементам системы качества.

       В разделе Руководства по качеству “Описание организационной структуры, ответственности и полномочий”  приводится описание структуры предприятия. Может быть приведена схема предприятия. В других разделах Руководства по качеству или в ссылочных документах по процедурам элементов системы  должны быть конкретизированы обязанности, полномочия и функции.

       Руководство по качеству должно описывать применяемые  элементы системы качества. Описание каждого элемента должно быть приведено в отдельном разделе. Все разделы должны быть логически связаны между собой и, раскрывать хорошо скоординированную систему качества. Это может быть осуществлено посредством включения, либо ссылками на документированные процедуры системы качества.

       Каждое  предприятие самостоятельно определяет элементы системы качества, которые являются приемлемыми, и на основе требований этих элементов определяет в Руководстве по качеству, каким способом предприятие намерено применять и контролировать каждый из выбранных элементов.

       Если  наличие раздела с определениями  необходимо в Руководстве по качеству, то он размещается после раздела "Область распространения и  применения". Рекомендуется, где это возможно, использовать стандартные определения и термины, которые приводятся в признанных документах по терминологии качества или в словарях общего пользования. Данный раздел Руководства по качеству должен содержать определения терминов и понятий, которые однозначно используются в разрабатываемом Руководстве по качеству.

       Возможно  включение приложений, содержащих данные, являющиеся дополнением к Руководству. К ним относятся: перечень документов системы качества, организационная структура предприятия, организационная структура службы качества, матрица распределения документации, матрица распределения ответственности и полномочий, а также, при необходимости, инструкции, процедуры.

       Для документирования информации об изменениях целесообразно в Руководстве по качеству предусмотреть лист регистрации изменений. Он может находиться на первых или последних страницах Руководства по качеству либо в каждой главе.

       Целесообразно составить Руководство по качеству таким образом, чтобы можно было легко и быстро заменить отдельные  разделы или страницы. По этой причине  Руководство по качеству не рекомендуется  сшивать.

       Руководство по качеству может быть разработано  в виде стандарта предприятия (СТП).

       Руководство по Качеству, Процедуры и Планы  являются “контролируемыми документами”, т.е. известен держатель каждой из копий, обновляющихся в установленном  порядке. Характер этих документов таков, что все изменения и введение в действие осуществляются Менеджером по качеству и затем одобряются Высшим руководством.

       Рабочие Инструкции требуют утверждения  и контроля на каком-то уровне, но, как  правило, они не относятся к “Контролируемым  документам” так, как это требуется  от Руководства по Качеству и Процедур  (управление может быть проще).

       При проектировании системы максимальное внимание следует уделить автоматической обратной связи и самопроверке. Набор  документов должен быть целостной системой, насколько это возможно, будучи к  тому же правильно спроектированной, она сможет обеспечит качественную самопроверку – основу эффективности всей системы менеджмента качества. При создании документов рекомендуется следовать следующим двум простым правилам.

       Необходимо  записывать то, что  делаешь:

       - Документировать процессы внутри  системы, добавляющие ценность  продукции.

       - Установить систему, обеспечивающую  получение объективных доказательств  исполнения.

       - Детализировать процессы надо  так, как требуется исполнением  процесса, культурой производства, как диктует рынок и заказчик.

       - Документировать то, что ты делаешь,  а не то, что ты хотел бы  сделать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Модель оценки эффективности  на основе ФСА 
 

       Объектом  ФСА может быть изделие, производственная, организационная, информационная структура, технологический процесс или деловые процессы организации, а также их отдельные элементы, подвергнутые исследованию в целях выбора оптимального варианта реализации выполняемых ими основных функций при минимальных затратах. ФСА может проводиться для всех деловых процессов организации, для отдельных процедур процессов, для изделия в целом за период жизненного цикла, либо на отдельных его этапах.

       Основная  цель проведения метода ФСА сводится к оценке, анализу и повышению  эффективности объекта либо за счет снижения затрат, либо за счет повышения  значимости объекта, либо и того, и  другого.

       Результатом проведения анализа должно быть снижение затрат на единицу полезного продукта путем сокращения затрат при одновременном  повышении потребительских свойств объекта; сокращение затрат при обоснованном снижении технических параметров до их функционально необходимого уровня; повышение качества при экономически оправданном увеличении затрат.

       С помощью ФСА решаются задачи:

  • достижения оптимального соотношения между потребительской стоимостью и затратами при создании объекта;
  • снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции;
  • снижения эксплуатационных расходов;
  • определения действительной стоимости выходных продуктов и услуг деловых процессов;
  • повышение производительности труда и т.п.

       В зависимости от выбранного объекта  цель проведения ФСА конкретизируется.

       Если  объектом ФСА деловые процессы организации, то, например, для анализа и улучшения  деловых процессов необходимо решить задачи:

  • перераспределить затраты, связанные с той или иной продукцией и видами деятельности организации;
  • обеспечить оптимальное распределение ресурсов между функциями предприятия;
  • выявлять возможности по снижению затрат и усовершенствованию процессов функционирования организации и т.д.

       Для повышения качества и конкурентоспособности  изделия необходимо решить следующие задачи:

      • установить и обосновать выполняемые структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска продукции и услуг высокого качества (построение функциональной модели деятельности);
      • обеспечить требуемый уровень показателей качества для потребителей;
      • снизить уровень брака продукции и т.д.

       Для цели снижения себестоимости продуктов  процесса и увеличения прибыли с  использованием ФСА должны решаться следующие задачи:

  • оптимально перераспределить ресурсы между функциями процессов;
  • снизить эксплуатационные и транспортные расходы;
  • снизить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость элементов изделия и процессов;
  • заменить дефицитные, дорогостоящие и импортные материалы;
  • повысить процент выхода годных изделий, сократить брак;
  • повысить производительность труда и т.д.

       Для ФСА характерен функциональный и  системный подходы, которые отличают данный метод снижения производственных и эксплуатационных затрат от традиционных способов.

       Функциональный  подход заключается в том, что объект рассматривается, анализируется и совершенствуется как комплекс функций, которые он выполняет или должен выполнять. Наиболее простое определение функции следует из происхождения этого слова от латинского functio – исполнение, осуществление. В более широком понимании, функция – описание деятельности, процесса или преобразования, которое определяет, что должно быть выполнено.

       Описание  деятельности в виде функций позволяет  абстрагироваться от конкретных носителей  этих функций и их физической и  экономической природы.

       Одним из первых функциональный подход применил древний мудрец, который начислял заработную плату врачу только за те дни, когда был здоров. При функциональном подходе ремонтная бригада получает зарплату не пропорционально количеству отремонтированных станков, а пропорционально продолжительности пребывания их в работоспособном состоянии.

       С функциональных позиций нас интересует не объект как таковой, а, прежде всего  функции, которые он выполняет. Например, холодильник не только сохраняет  продукты, но гудит, греет воздух на кухне. Пылесос не только всасывает  пыль, но создает много шума. В  стиральной машине нас интересует не столько конструкция, сколько возможность  получения чистого белья. Внутреннее содержание часто начинает интересовать потребителя лишь в том случае, когда возникает неисправность, появляются отклонения от заданных требований.

       Иначе говоря, при функциональном подходе  выясняют, что нужно потребителю, какую функцию для этого необходимо выполнить и какие существуют варианты выполнения этой функции.

Информация о работе Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»