Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа
В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.
Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………
САПР является готовым ресурсом, а инструмент для сборки тракторов – производным.
Ресурсом,
который используется в качестве
управления при проектировании станка,
является стандарт на конструкторско-
С
другой стороны, ресурс «Требования
маркетинга», который представляет
собой оценку потребностей рынка
в тех или иных особенностях тракторов,
является производным ресурсом –
результатом отдельного процесса –
«Проведение маркетинговых
Ресурсы, которые используются в качестве механизмов и управлений в процессах, имеют еще одну важную особенность – они расходуются, изнашиваются, морально устаревают, к ним с течением времени изменяются требования. Для их восстановления или изменения на предприятии осуществляется соответствующие процессы. Например, процессы повышения квалификации персонала; процессы, связанные с ремонтом основных фондов или оборудования.
Таким образом, в качестве механизмов процесс может использовать как готовые ресурсы, так и производные ресурсы, которые подвергаются обработке в рамках предприятия. Производный ресурс является выходом соответствующего процесса. Такой процесс называется обеспечивающим процессом.
По аналогии с механизмами, процесс может использовать в качестве управления как готовые, так и производные ресурсы. Производный ресурс является результатом соответствующего процесса. Процесс, на выходе которого производится ресурс для управления другим процессом, называется управляющим процессом.
Для того, чтобы в рамках функциональной модели IDEF0 сети процессов определить, к какому типу относится процесс, следует проанализировать характер связи между функциональными блоками.
Если выход функционального блока, описывающего в модели некоторый процесс, связан с механизмом другого функционального блока, то рассматриваемый процесс является обеспечивающим.
Если
выход функционального блока, описывающего
в модели некоторый процесс, связан
с управлением другого
В том случае, когда выход функционального блока связан с входом другого функционального блока, то эти функциональные блоки относятся к одному и тому же процессу.
Согласно
СТБ ИСО9000-2000, процесс – это
совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих видов
Процесс может быть простым или сложным. Основными факторами, определяющими сложность процесса, являются ресурсы, потребляемые в рамках процесса. Чем больше различных видов ресурсов связано с процессом, тем более сложную структуру этот процесс имеет.
Сложный характер причинно-следственных связей между ресурсами и функциями предприятия предопределяет и сложный механизм переноса стоимости этих ресурсов и формирования добавленной стоимости результата на выходе процесса.
В функциональной модели IDEF0 для представления состава и структуры процесса используется принцип декомпозиции. Смысл этого принципа приведен на рисунок 1.3.
Функциональный
блок, описывающий процесс, детализируется
и представляется в виде дочерней
диаграммы (карты) процесса. На диаграмме
состав и структура процесса представляются
набором взаимосвязанных
Рисунок
1.3 – Принцип декомпозиции сложного процесса
В результате декомпозиции происходит упрощение системы: каждый функциональный блок на дочерней диаграмме имеет более простую структуру, чем функциональный блок, который представляет процесс в целом.
Отдельный
вид деятельности в рамках процесса,
в свою очередь может состоять
из еще более простых видов
деятельности. Детализация процесса
может осуществляться до тех пор,
пока внутренняя структура видов
деятельности не станет простой. После
упрощения причинно-
2.
Сущность системы менеджмента качества:
понятие, элементы и содержание
Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
Системный
подход к менеджменту качества побуждает
организации анализировать
Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.
Требования
к системам менеджмента качества
установлены в ИСО 9001. Требования
к продукции могут быть установлены
потребителями или
Требования
к СМК являются дополнительными
по отношению к требованиям
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:
а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области качества;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества:
г)
становление и определение
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса:
е)
применение результатов этих измерений
для определения
ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Такой
подход также применяется для
поддержания в рабочем
Любая
деятельность, или комплекс деятельности,
в которой используются ресурсы
для преобразования входов в выходы,
может рассматриваться как
Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться "процессным подходом".
Предназначение
настоящего стандарта - побуждать принятие
процессного подхода к
Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют применению организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми.
С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества. Роль руководства заключается:
а) в разработке и поддержании политики и целей организации в области качества:
б) в популяризации политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;
в) в обеспечении ориентации на требования потребителей во всей организации;
г)
в обеспечении внедрения
д) в обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества для достижения этих целей в области качества;
е) в обеспечении необходимыми ресурсами;
ж) в проведении периодического анализа системы менеджмента качества;
и) в принятии решений в отношении политики и целей в области качества;
к) в принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества.
Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:
а)
достижению соответствия требованиям
потребителя и улучшению
б)
обеспечению соответствующей
в)
повторяемости и
г)
обеспечению объективных
д) оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.
Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность.
В системах менеджмента качества применяются следующие виды документов:
а) документы, предоставляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и внешнего пользования; к таким документам относятся руководства по качеству;
б) документы, описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, проекту или контракту; к таким документам относятся планы качества;
в) документы, устанавливающие требования; к таким документам относятся спецификации;
г) документы, содержащие рекомендации или предложения; к таким документам относятся методики;
д) документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы;
такие документы могут включать документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи;
е)
документы, содержащие объективные
свидетельства выполненных
Каждая организация определяет объем необходимой документации и ее носители.
При
оценке систем менеджмента качества
следует задавать четыре основных вопроса
в отношении каждого
а) Выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?
б) Распределена ли ответственность?
в) Внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?
г) Эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?
Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценки.
Аудиты
(проверки) применяются для определения
степени выполнения требований к
системе менеджмента качества. Наблюдения
аудитов (проверок) используются для
оценки эффективности системы