Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курс.Управление предприятием(БНТУ) 5492.ДОРАБОТКА.doc

— 138.29 Кб (Скачать)

       САПР  является готовым ресурсом, а инструмент для сборки тракторов – производным.

       Ресурсом, который используется в качестве управления при проектировании станка, является стандарт на конструкторско-технологическую  документацию (ЕСКД и ЕСТД). Этот ресурс используется на предприятии в готовом  виде. Он не требует какой-либо специальной  обработки.

       С другой стороны, ресурс «Требования  маркетинга», который представляет собой оценку потребностей рынка  в тех или иных особенностях тракторов, является производным ресурсом –  результатом отдельного процесса –  «Проведение маркетинговых исследований».

       Ресурсы, которые используются в качестве механизмов и управлений в процессах, имеют еще одну важную особенность  – они расходуются, изнашиваются, морально устаревают, к ним с течением времени изменяются требования. Для их восстановления или изменения на предприятии осуществляется соответствующие процессы. Например, процессы повышения квалификации персонала; процессы, связанные с ремонтом основных фондов или оборудования.

       Таким образом, в качестве механизмов процесс  может использовать как готовые  ресурсы, так и производные ресурсы, которые подвергаются обработке  в рамках предприятия. Производный  ресурс является выходом соответствующего процесса. Такой процесс называется обеспечивающим процессом.

       По  аналогии с механизмами, процесс  может использовать в качестве управления как готовые, так и производные  ресурсы. Производный ресурс является результатом соответствующего процесса. Процесс, на выходе которого производится ресурс для управления другим процессом, называется управляющим процессом.

       Для того, чтобы в рамках функциональной модели IDEF0 сети процессов определить, к какому типу относится процесс, следует проанализировать характер связи между функциональными блоками.

       Если  выход функционального блока, описывающего в модели некоторый процесс, связан с механизмом другого функционального  блока, то рассматриваемый процесс является обеспечивающим.

       Если  выход функционального блока, описывающего в модели некоторый процесс, связан с управлением другого функционального  блока, то рассматриваемый процесс является управляющим.

       В том случае, когда выход функционального  блока связан с входом другого  функционального блока, то эти функциональные блоки относятся к одному и тому же процессу.

       Согласно  СТБ ИСО9000-2000, процесс – это  совокупность взаимосвязанных и  взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

       Процесс может быть простым или сложным. Основными факторами, определяющими  сложность процесса, являются ресурсы, потребляемые в рамках процесса. Чем больше различных видов ресурсов связано с процессом, тем более сложную структуру этот процесс имеет.

       Сложный характер причинно-следственных связей между ресурсами и функциями  предприятия предопределяет и сложный  механизм переноса стоимости этих ресурсов и формирования добавленной стоимости результата на выходе процесса.

       В функциональной модели IDEF0 для представления  состава и структуры процесса используется принцип декомпозиции. Смысл этого принципа приведен на рисунок 1.3.

       Функциональный  блок, описывающий процесс, детализируется и представляется в виде дочерней диаграммы (карты) процесса. На диаграмме  состав и структура процесса представляются набором взаимосвязанных функциональных блоков, описывающих частные виды деятельности – подпроцессы по созданию продукции. 

Рисунок 1.3 – Принцип декомпозиции сложного процесса 

       В результате декомпозиции происходит упрощение  системы: каждый функциональный блок на дочерней диаграмме имеет более  простую структуру, чем функциональный блок, который представляет процесс в целом.

       Отдельный вид деятельности в рамках процесса, в свою очередь может состоять из еще более простых видов  деятельности. Детализация процесса может осуществляться до тех пор, пока внутренняя структура видов  деятельности не станет простой. После  упрощения причинно-следственные связи  между ресурсами становятся понятными  и доступными для анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание 
 

    Системы менеджмента качества могут содействовать  организациям в повышении удовлетворенности  потребителей.

    Системный подход к менеджменту качества побуждает  организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для  потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может  быть  основой  постоянного  улучшения   с  целью   увеличения   вероятности   повышения удовлетворенности, как  потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой  организации и потребителям в  ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

    Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между  требованиями к системам менеджмента  качества и требованиями к продукции.

    Требования  к системам менеджмента качества установлены в ИСО 9001. Требования к продукции могут быть установлены  потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей, или требований регламентов. Требования к продукции, и в ряде случаев  к связанным с ней процессам, могут содержаться, например, в технических  условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях  и регламентах.

    Требования  к СМК являются дополнительными  по отношению к требованиям продукции.

    Подход  к разработке и внедрению системы  менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

    а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

    б) разработку политики и целей организации  в области качества;

    в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей  в области качества:

    г) становление и определение необходимых  ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

    д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса:

    е) применение результатов этих измерений  для определения результативности и эффективности каждого процесса;

    ж) определение средств, необходимых  для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

    и) разработку и применение процесса для  постоянного улучшения системы  менеджмента качества.

    Такой подход также применяется для  поддержания в рабочем состоянии  и улучшения имеющейся системы  менеджмента качества.

    Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы  для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

    Чтобы результативно функционировать, организации  должны определять и управлять многочисленными  взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация  и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться "процессным подходом".

    Предназначение  настоящего стандарта - побуждать принятие процессного подхода к менеджменту  организации.

    Политика  и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для  организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют применению организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области  качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми.

    С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может  создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и  эффективной работе системы менеджмента  качества. Роль руководства заключается:

    а) в разработке и поддержании политики и целей организации в области  качества:

    б) в популяризации политики и целей  в области качества во всей организации  для повышения осознания, мотивации  и вовлечения персонала;

    в) в обеспечении ориентации на требования потребителей во всей организации;

    г)  в обеспечении внедрения соответствующих  процессов, позволяющих выполнять  требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в  области качества;

    д) в обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества для достижения этих целей в области качества;

    е) в  обеспечении необходимыми ресурсами;

    ж) в проведении периодического анализа  системы менеджмента качества;

    и) в  принятии решений в отношении  политики и целей в области  качества;

    к) в принятии решений по мерам улучшения  системы менеджмента качества.

    Документация  дает возможность передать смысл  и последовательность действий. Ее применение способствует:

    а) достижению соответствия требованиям  потребителя и улучшению качества;

    б) обеспечению соответствующей подготовки кадров;

    в)  повторяемости и прослеживаемости;

    г)  обеспечению объективных свидетельств; и

    д) оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.

    Разработка  документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность.

    В системах менеджмента качества применяются  следующие виды документов:

    а)  документы, предоставляющие согласованную  информацию о системе менеджмента  качества организации, предназначенную  как для внутреннего, так и  внешнего пользования; к таким документам относятся руководства по качеству;

    б) документы, описывающие, как система  менеджмента качества применяется  к конкретной продукции, проекту  или контракту; к таким документам относятся планы качества; 

    в) документы, устанавливающие требования; к таким документам относятся спецификации;

    г) документы, содержащие рекомендации или предложения; к таким документам относятся методики;

    д) документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы;

    такие документы могут включать документированные  процедуры, рабочие инструкции и  чертежи;

    е) документы, содержащие объективные  свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов; к  таким документам относятся записи.

    Каждая  организация определяет объем необходимой  документации и ее носители.

    При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса  в отношении каждого оцениваемого процесса.

    а) Выявлен и определен ли соответствующим  образом процесс?

    б) Распределена ли ответственность?

    в) Внедрены и поддерживаются ли в рабочем  состоянии процедуры?

    г) Эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?

    Оценка  системы менеджмента качества может  различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы  менеджмента качества, а также  самооценки.

    Аудиты (проверки) применяются для определения  степени выполнения требований к  системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используются для  оценки эффективности системы менеджмента  качества и определения возможностей для улучшения.

Информация о работе Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»