Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность выполнять в большей или меньшей степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно пропорциональная затратам, поглощаемым системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью функций, которые выполняются в системе (например, системе менеджмента качества), и затратами на их выполнение.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели……………………………………………………………….
2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...
3. Модель оценки эффективности на основе ФСА…………………………..
4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...
5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….
6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….
7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курс.Управление предприятием(БНТУ) 5492.ДОРАБОТКА.doc

— 138.29 Кб (Скачать)

       Содержание 
 

       Введение………………………………………………………………………...

       1. Описание выбранного процесса  и представление его в виде  функциональной модели……………………………………………………………….

       2. Сущность системы менеджмента качества: понятие, элементы и содержание……………………………………………………………………………...

       3. Модель оценки эффективности  на основе ФСА…………………………..

       4. Функциональная модель подпроцесса для целей ФСА…………………...

       5. Показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества………………………………………………………………………………….

       6. Оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия ОАО «Белмедпрепараты»…………………………………….

       7. Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»…………………………

       Заключение……………………………………………………………………...

       Список  использованных источников…………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 
 

       В самом общем классическом смысле целью ФСА является оценка эффективности  объекта, которая определяется как  «ценность за деньги». В данном случае «ценность» – значимость объекта  для потребителя, «деньги» - затраты поставщика.

       С точки зрения управления сложной  системой цель применения метода ФСА  сводится к оценке, анализу и повышению  эффективности системы либо за счет снижения затрат, либо за счет повышения  значимости системы, либо и того, и другого.

       Современный менеджмент качества для оценки бизнеса  оперирует такими понятиями, как  результативность и эффективность. Следует отметить, что их трактовка  несколько отлична от традиционной для метода ФСА.

       Результативность – это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

       Эффективность – это взаимоотношение между  достигнутым результатом и использованными  ресурсами.

       Ключевое  отличие в трактовке результативности. Действительно, между «степенью  реализации запланированных результатов» и «значимостью» (ценностью) объекта  есть различие.

       В контексте метода ФСА, рассматриваемого как инструмент менеджмента качества, результативность – это характеристика системы, определяемая как ее способность  выполнять в большей или меньшей  степени функции, а эффективность, – это характеристика, обратно  пропорциональная затратам, поглощаемым  системой для соответствующей реализации этих функций. Другими словами, для  оценки эффективности системы необходимо определить соотношение между результативностью  функций, которые выполняются в  системе (например, системе менеджмента  качества), и затратами на их выполнение.

       Если  мы посмотреть на различные модификации  метода функционально-стоимостного анализа: ФСА, VEA и ABC, можно сделать вывод, что все эти модификации основываются на единых принципах:

       - системный подход;

       - функциональный подход;

       - стоимостная оценка функций; 

       - оценка результативности и эффективности  через соотнесение результативности  функций и их стоимостей.

       Общность  принципов позволяет нам говорить об общем методе функционально-стоимостного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Описание выбранного процесса и представление его в виде функциональной модели 
 

       Процедура определения процесса предполагает получение ответов на два основных вопроса:

  • что есть процесс, что он собой представляет;
  • каково его место среди других процессов в системе.

       В связи с этим определение процесса включает:

  • описание составных элементов процесса, т.е. процессов, из которых состоит рассматриваемый процесс;
  • описание границ (рамок) процесса, т.е. его входов и выходов. Входы и выходы определяют:
  • структуру, взаимосвязи и взаимозависимости между (под)процессами в рамках рассматриваемого процесса;
  • структуру, взаимосвязи и взаимозависимости процесса с другими процессами, а также с внешними поставщиками и потребителями.

       Классификация процессов предполагает наличие  заранее заданного (обусловленного) списка категорий и предполагает отнесение того или иного процесса к той или иной категории. Выбор (задание) категорий определяется задачами, для решения которых применяется классификация.

       В методических рекомендациях классификация  процессов применяется для решения  задачи соответствия процессов в организации требованиям, представленным в СТБ ИСО 9000, СТБ ИСО 9001 и СТБ ИСО 9004. С другой стороны, классификация процессов используется для целей эффективного менеджмента процессов.

       Деятельность  организации состоит из деловых  процессов. Количество различных деловых процессов зависит от ряда факторов. Среди наиболее значимых факторов следует выделить:

  • виды продукции и услуг, производимые организацией;
  • особенности различных групп потребителей продукции;
  • особенности различных групп поставщиков сырья и ресурсов.

       Деловой процесс включает три существенно отличающиеся группы (категории) процессов:

  • процессы жизненного цикла;
  • процессы менеджмента;
  • процессы обеспечения ресурсами (вспомогательные или обеспечивающие процессы).

       Существуют  различные подходы к идентификации  процессов. Идентификация процесса может осуществляться, например:

  • уникальным названием процесса;
  • с помощью маркировки – присвоения уникального идентификационного номера;
  • другими средствами.

        Система идентификации процессов  и взаимосвязей между ними должна легко, наглядно и оперативно обеспечивать определение места процесса или  его элементов в рамках моделируемой системы процессов. С учетом иерархического построения системы процессов в рамках деятельности организации делового процесса, процесса жизненного цикла или процесса управления (декомпозиция процессов) рационально использовать для целей идентификации подходы, используемые в методологии IDEF0 [2] и [3].

       Организация является a priori сложной системой. Интуитивное представление о сложности этой системы связано с разнородностью элементов (здания и сооружения, оборудование, люди, технологии, энергия); размерами элементов (количество станков, их масса и объем); разветвленностью связей между различными элементами и степенью их взаимодействия; стоимостью предприятия и отдельных ее элементов; сложностью задач по оценке эффективности и результативности деятельности предприятия.

       Применение  метода ФСА для оценки деятельности предприятия начинается с построения функциональной модели. Для описания деятельности предприятия мы рекомендуем  использовать функциональные модели по методологии (стандарту описания структуры процессов), которая предназначена для этих целей.

       Деятельность  предприятия состоит из множества  структурированных процессов, взаимосвязанных  в рамках сети процессов предприятия. Таким образом, описание сети процессов предприятия включает перечень процессов и перечень взаимосвязей между процессами.

       В рамках функциональной модели для представления  процесса используется понятие «функциональный блок».

       На  рисунке 1.1 приведен пример представления процесса «Производить медпрепараты» в виде функционального блока. 

 

Рисунок 1.1 – Представление процесса в виде функционального блока

       Стрелка «Станки», выходящая из блока, обозначает полезный результат, произведенный  в рамках процесса. Стрелка «Сырье, Материалы, Комплектующие», входящая в  блок слева, обозначает материалы, из которых  в рамках процесса осуществляется сборка станков. Стрелка «Ресурсы предприятия», входящая в блок снизу, обозначает ресурсы, которые потребляются в ходе сборки станков: трудовые ресурсы, оборудование, энергия и т.п. Стрелки «План  производства» и «К-Т документация» (конструкторско-технологическая документация), входящие в блок сверху, обозначают управление процессом: на основании чего выполняется процесс.

       Функциональный  блок содержит наименование процесса, а также описание всех элементов  предприятия, связанных с исполнением  этого процесса:

       - выходы процесса (продукт и/или  услуга);

       - входы процесса (сырье, материалы,  данные), т.е. те ресурсы, которые  в рамках процесса перерабатываются  и превращаются в выходы;

       - механизмы процесса, т.е. те ресурсы,  которые не перерабатываются  в рамках процесса, но непосредственно  используются для его выполнения; к ним относятся основные фонды,  оборудование, сотрудники и т.д.;

       - управления процесса, которые определяют  условия, при которых процесс  исполняется. 

       Процессы  обмениваются друг с другом ресурсами: ресурс с выхода одного процесса поступает  на один из входов другого процесса. Эта связь имеет причинно-следственную природу. В рамках функциональной модели она представляется в виде стрелки, которая соединяет два функциональных блока.

       На  рисунке 1.2 приведен пример взаимодействия трех процессов в рамках деятельности по производству медпрепаратов. Каждый процесс представлен отдельным функциональным блоком. Взаимосвязи процессов представлены соответствующими стрелками, соединяющими выходы одного процесса с входами других процессов. 

Рисунок 1.2 – Взаимосвязи между процессами 

       В любой организации есть основные процессы, т.е. те процессы, которые  определяют деятельность предприятия  и его взаимоотношения с потребителями  и поставщиками.

       Основной  процесс – это процесс, выходом  которого является продукт и/или  услуга, предназначенная внешнему потребителю. Входами основного процесса являются сырье, материалы и данные от внешних  поставщиков, из которых изготавливается  продукт и/или услуга.

       В организации может быть один или  несколько основных процессов. Количество основных процессов определяется количеством  видов продукции, которые производит предприятие. Основной процесс (как и любой другой процесс) потребляет ресурсы предприятия в качестве механизмов и управлений.

       Ресурс  – это любой материальный или  информационный объект, который используется на предприятии для осуществления  какой-то деятельности. Ресурс характеризуется  стоимостью. Ресурс также характеризуется  тем, что он расходуется. Его стоимость  переносится определенным образом на продукцию и/или услуги.

       Ресурсы на предприятии могут быть либо в  готовом для использования виде, либо их нужно предварительно произвести или обработать. Во втором случае ресурс называется производным.

       Например, для проектирования станка используется система автоматизированного проектирования - САПР. САПР является готовым ресурсом, имеющимся в распоряжении предприятия.

       С другой стороны, при сборке станков  используется инструмент, который часто  ломается и изнашивается. Для того, чтобы этот ресурс использовать в рамках процесса, его нужно предварительно подготовить, заточить, сделать специальный инструмент из других ресурсов.

Информация о работе Пути улучшения оценки результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества ОАО «Белмедпрепараты»