Система менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
I. Система менеджмента качества………………………..……………………4
1.1 Возникновение системы управления качеством……………………......4 1.2 Технологии системы менеджмента качеством………………………….6
1.3 Развитие системы управления качеством в России…………………......7
II. Краткий анализ требований стандарта ИСО 9001:2000…………………10
III. Принципы менеджмента качества……………………………………......24
Заключение………………………………………………………………….....31
Список литературы…………………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………...3                                                                                                            

I. Система менеджмента качества………………………..……………………4                                                                                

1.1 Возникновение  системы управления качеством……………………......4                                                                                                  1.2 Технологии системы менеджмента качеством………………………….6

  1.3 Развитие системы управления качеством в России…………………......7

II. Краткий анализ требований стандарта ИСО 9001:2000…………………10

III. Принципы менеджмента качества……………………………………......24

Заключение………………………………………………………………….....31 

Список литературы…………………………………………………………....32 

 

Введение  

     Одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. 
 Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. 
 Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха. 
 Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. 
 Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.
 

                  I. Система менеджмента качества 

    1. Возникновение системы всеобщего  управления качеством

     В условиях постоянно усиливающейся  конкуренции одним из самых весомых  аргументов в борьбе за заказчика  является высокое качество производимой продукции. Для достижения этой цели в организации должна, проводится систематическая работа, эта работа должна быть направлена на увеличение удовлетворенности потребителя, посредством выполнения всех его требований. Это работа может быть определена как Система менеджмента качества (СМК) 

     Система менеджмента качества (СМК) — система управления качеством производимой продукции в какой-либо организации.

     Целью СМК является соответствие результатов  процессов компании потребностям потребителя, организации и общества (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

     Постоянное  улучшение качества посредством  регулярного анализа результатов  и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

     Основные  составляющие систем менеджмента качества:

  1. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги;
  2. Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних);
  3. Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей;
  4. Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации);
  5. Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;
  6. Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК;
  7. Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

     Как видно из определения, первичным  элементом СМК являются потребности  и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества.

     Политика  и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.

     Пока  действовали первая и вторая версии стандартов ISO серии 9000 (1987 и 1994гг.) система менеджмента качества базировалась на 20 стандартах, которые рассматривали бизнес не через процессы, а функционально. Эти элементы разрезали организацию по вертикали, приписывали определенные требования определенным функциям, то есть структурным подразделения предприятия. Они не решали проблемы улучшения качества продукции и были рудиментом уходящей системы представлений об эффективности разделения труда в области управления.

     Сейчас  система управления качеством базируется на процессном подходе. Процесс, продолжая предыдущую аналогию «разрезает» организацию не «вдоль», а «поперек». Это создает ряд преимуществ по сравнению с функциональным подходом. Прежде всего, процесс реализует одно из ключевых положений учения Э. Деминга о менеджменте, которое гласит « Ломайте барьеры между подразделениями».

     Система уровня менеджмента, соответствующая  конкретной редакции стандарта. Это  задокументированный «образ» предприятия  как организма, то есть саморегулирующегося  механизма, приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. Естественно, для жизни оно должно производить услуги и/или продукцию не хуже определенного уровня качества, а для хорошей жизни — хорошего качества.

     Проблема  повышения качества производимой продукции  является глобальной проблемой и существует международный стандарт, который устанавливает требования к СМК – ISO 9001:2000. Стандарт ISO 9001:2000 устанавливает требования к СМК, состоящей из процессов, определенных этим стандартом.  
          В таблице 1 представлены процессы СМК в соответствии со стандартом ISO 9001.
 

Таблица 1

Процесс системы менеджмента качества в соответствии со стандартом

ISO 9001 

Элементы  системы менеджмента  качества
1 Ответственность руководителя
2 Менеджмент  ресурсов
3 Выпуск продукта
4 Измерения, анализ и улучшение 
5 Управление  нормативной документацией и  записями по качеству
 
 
 
 

1.2. Технологии всеобщей  системы менеджмента  качества

     В последнее время в научно-технической  литературе часто встречается понятие  «многомерный статистический контроль процессов» (МSPC), который рассматривается как комплексная технология TQM. МSPC – это современный подход к моделированию многомерных (многофакторных) процессов, основанных на применении проекционных математических методов, позволяющих выделять в больших массивах данных скрытые (латентные) переменные и анализировать связи, существующие в изучаемой системе

     Процедура применения МSPC проходит через следующие  основные стадии:

  • построение задачи, построение плана наблюдений;
  • мониторинг процесса, сбор данных;
  • анализ данных, установление скрытых связей между показателями;
  • построение и проверка модели
  • практическое применение модели для решения текущих задач;
  • анализ практики применения и корректировка модели.

     Концепция всеобщего менеджмента качества предполагает достижение удовлетворенности потребителя выпускаемой продукцией. Информация для принятия решений о направлениях совершенствования потребительских свойств, выраженная в количественной и /или качественной форме, может быть получена в результате обработки мнений экспертов (потребителей), объединенных (формально или по существу) в комиссию.

     Экспертная  оценка - это метод получения комплексной оценки объекта, широко применяемой в управленческой деятельности.

     Использование экспертной оценки при установлении обратной связи с потребителями сводится к тому, что по каждому выбранному объекту выставляется оценка эксперта по определенной шкале. Объектом может выступать сама продукция (услуга) в целом (простейший вариант) либо ряд значимых для потребителей свойств, характерных для нее и отраженных в нормативном документе на данную продукцию. Экспертные оценки должны рационально сочетаться, дополняя и обогащая, друг друга. Для получения комплексной оценки необходимо формировать несколько экспертных групп.

     Эксперты могут быть профессионалами и в пределах своих полномочий хорошо знать требования к объекту. Однако, необходимым условием проведения экспертной оценки качества продукции (услуг) является участие в ней группы потребителей, не обладающих специальными знаниями в отношении оцениваемого объекта. Ведь именно они – реальные покупатели выпускаемой продукции.

  На основе экспертизы потребителей осуществляется корректировка или проектирование будущей продукции.

     Задача  проектирования производственной системы, обеспечивающей создание продукции, удовлетворяющей запросам потребителей, может быть решена в рамках технологии ТQM с использованием так называемого аксиоматического проектирования (АП).

     Аксиоматическое проектирование - это структурный метод, ориентированный на учет запросов потребителей. Суть этого метода представлена на рисунке 1.

           

                                                                                                                                  

   
Рис.1 Аксиоматическое проектирование в ТQM.

1.3.Особенности  развития системы управления качества в России

       Идеология системы управления  качества в России до сих  пор испытывает определенные  трудности при внедрении. Если  спроектировать концептуальную  основу стандартов ISO серии 9000 : 2000 на российский менеджмент, то выявятся следующие особенные моменты:

  • в силу бедности и не привередливости, воспитанной в советские времена, российские розничные покупатели чаще всего потребителями не являются, так как свои потребности ими не осознаны и не сформулированы. Обычно они стремятся покупать не качественный товар, а дешевый. Россияне же, которые за короткий срок смогли стать богатыми, чаще всего выбирают товар не качественный, а дорогой. Лишь россияне среднего достатка все в большей степени стремятся к сочетанию качественного и дорогого. Поэтому они и становятся главными розничными потребителями, на которые должны ориентироваться отечественные потребители. Профессиональных потребителей, способных своевременно оплачивать свои покупки, в России немного. Большинство предприятий и организаций, не имея возможности расплачиваться с поставщиками, переходят на различные формы обмена – бартер, взаимозачет и т.д. Поэтому российским бизнесменам необходимо строить системы менеджмента качества, ориентируясь не на мифических, а на реальных потребителях;
  • в России традиционно любят не лидеров и начальников, а вождей. Лишь недавно стало формироваться понимание того, что национальное достояние страны – это не только нефть, уголь и золото, но и лидеры – люди способные брать на себя ответственность, видеть будущее и вести за собой других. Формируется и понимание того, что если россияне хотят иметь лидеров, то они должны перестать быть рабами;
  • в менеджменте вовлеченность достигается путем доверия к работникам и делегирования им необходимых полномочий, разъяснения миссии, целей и задач компании, а также создания нормальных условий для работы. Необходима система мотивации, в соответствии с которой труд вознаграждается, причем лучше всего вознаграждается коллективный результат, при достижении которого видна доля индивидуальной работы;
  • для освоения на российских предприятиях процессного подхода можно и нужно должным образом использовать опыт, накопленный в военных отраслях промышленности, где в соответствии с механизмом военной приемки представители заказчика (а не государственные чиновники) сопровождают разработку и изготовление изделия с первого до последнего шага. Однако использования опыта военной приемки явно недостаточно для необходимого обновления российской промышленности. Ведь процессный подход, свойственный военной приемке, навязывается заказчиком. А он должен стать результатом реализации внутренней потребности компании повысить эффективность своей деятельности. Поэтому для российских предприятий и организаций (постсоветских и созданных в последнее время) более актуален сейчас реинжиниринг - перепроектирование используемых процессов;
  • работники организаций должны не только создавать и использовать, развивать и совершенствовать системы, способные выявлять и устранять причины возникающих проблем, но и непрерывно улучшать себя. Реализация такого подхода в менеджменту в российских предприятиях – проблема весьма актуальная и очень сложная. Ведь в России основным является репрессивный менеджмент, который исходит из того, что качество можно обеспечивать лишь наказаниями за допущенные ошибки, а улучшение качества – ужесточением наказания. Но жизнь показала, что репрессивный менеджмент ведёт к безответственному менеджменту, при котором никто, ни за что не отвечает. Таким образом, в области менеджмента предстоят огромные культурные преобразования. Необходимо научиться видеть систему менеджмента, а не отдельно действующих разочарованных и безынициативных людей, находящихся под прессом возможного наказания. И первым шагом в этом направлении должен стать отказ от наказаний;
  • постоянное улучшение – это, с одной стороны, адаптация к меняющимся условиям рынка, бизнеса, внешней среды, а с другой – постоянное улучшение компаний путём сокращения всех видов издержек, повышения уровня образованности, мотивации и гибкости работников, обеспечение готовности осваивать новые виды бизнеса. Для России концепция оптимального качества (обеспечение оптимального для организации соотношения расходов на брак и на его предупреждение) является проблематичной. Так как для большинства компаний оптимальным является нулевой уровень дефектности;
  • принятие решений на основе фактов в российских условиях является делом не простым: ничто в нашей стране не подвергалось и не подвергается до сих пор такому насилию, как факты. Для принятия фиктивного решения, основанного на анализе данных и информации, необходимо создание информационного базиса аналитической системы. Нужно научиться правильно, измерять, выявлять и добиваться воспроизводимости определения фактов. До тех пор, пока в российских организациях будет существовать репрессивный менеджмент, порождающий страх, люди будут скрывать факты, обманывать, создавая неопределенные ситуации, не способствующие результативной и эффективной деятельности персонала;
  • в сфере формирования взаимовыгодных отношений с поставщиками, у российских предприятий существует определённые проблемы с осознанием двойственности формулы Э. Деменга «побеждать можно только вместе». В России только сейчас наблюдается отказ от жёсткого эгоистического подхода и потребителей, и поставщиков.                                

Информация о работе Система менеджмента качества