Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Введение………………………………………………………………………...3
I. Система менеджмента качества………………………..……………………4
1.1 Возникновение системы управления качеством……………………......4 1.2 Технологии системы менеджмента качеством………………………….6
1.3 Развитие системы управления качеством в России…………………......7
II. Краткий анализ требований стандарта ИСО 9001:2000…………………10
III. Принципы менеджмента качества……………………………………......24
Заключение………………………………………………………………….....31
Список литературы…………………………………………………………....32
Современный
опыт развития всеобщего менеджмента
качества в России может представить
пока еще редкие, но весьма интересные
и успешные примеры использования
отдельных технологий ТQM.
II.
Краткий анализ требований
стандарта ИСО 9001:2000
1. Система менеджмента качества
1.1. Общие требования
Организация должна создать, документально оформить, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества и постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Далее в стандарте разъясняется, что необходимо для создания системы: определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, установить их последовательность и взаимодействие, определить критерии и методы управления этими процессами. Обеспечить мониторинг процессов, ресурсы, регистрацию данных и др. информации, необходимой для поддержания функционирования и контролирования этих процессов.
Необходимо измерять, контролировать и анализировать эти процессы и осуществлять действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения. Если какие-либо процессы, влияющие на соответствие продукции установленным требованиям, выполняются сторонней организацией, то в этом случае эта организация должна обеспечить управление такими процессами и такое управление должно быть отражено в системе менеджмента качества.
1.2. Требования к документации
1.2.1. Общие положения
Стандарт предписывает включить в документацию:
а) документированное заявление о политике в области качества и целях в области качества;
б) руководство по качеству;
в) документированные процедуры, необходимость которых установлена настоящим стандартом;
г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного осуществления процессов и управления ими;
д) записи, требуемые стандартом.
Глубина документации системы менеджмента качества зависит от размера и вида организации, сложности и взаимодействия процессов, компетенции персонала.
1.2.2. Руководство по качеству
Организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, определяющее область действия системы, а также применяемые исключения, описания взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества, документированные процедуры и ссылки на них. Существует много способов документирования системы менеджмента качества, поэтому организации могут и должны применять подходы, которые наиболее полезны для эффективного функционирования системы.
Организация
должна документировать свою систему
качества тем образом, который в наибольшей
степени отражает способы производства
и наиболее подходит для персонала, работающего
на предприятии.
1.2.3. Управление документацией
Разработка процедуры по управлению за документацией системы менеджмента качества, отличной от регистрации данных, в которой описывается порядок для:
1.2.4. Управление записями
От организации требуется вести записи по качеству с целью подтверждения соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям, а также результативности ее функционирования Записи по качеству должны быть разборчивыми для прочтения, и к ним должен быть обеспечен свободный доступ.
Необходимо создать процедуру, определяющую порядок идентификации, защиты, хранения, сроки хранения, утилизации, порядок доступа и поиска в базе (при необходимости).
2. Ответственность руководства
2.1. Обязательства руководства
Высшее руководство должно представить доказательства своих обязательств по разработке и улучшению системы менеджмента качества. Для этого высшее руководство должно обеспечить создание: политики в области качества, определить цели по качеству, регулярно проводить анализ удовлетворенности потребителя, анализ функционирования системы менеджмента качества и наличия необходимых ресурсов.
2.2. Ориентация на потребителя
Руководство должно обеспечить выявление потребностей и ожиданий потребителя и организацию деятельности своей организации с целью достижения удовлетворенности потребителя.
2.3. Политика в области качества
Политика в области качества должна соответствовать целям организации, предусматривать удовлетворенность потребителя, постоянное улучшение системы менеджмента качества, регулярно подвергаться анализу вместе с целями в области качества с целью поддержания ее пригодности. Должна быть понятна на всех уровнях организации и доведена до персонала.
В
требованиях стандарта (издание 1994)
говорилось, что руководство должно проводить
анализ системы менеджмента качества
для гарантии ее пригодности в соответствии
требованиям принятой политики и целям,
но не выдвигалось подобных требований
к аналогичному анализу политики и целей
в условиях меняющихся обстоятельств.
2.4. Планирование
2.4.1. Цели в области качества
Высшее руководство должно обеспечивать установление целей по качеству, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции, по всем необходимым функциям и уровням организацию. Ц ели в области качества должны быть измеримыми и согласованы с политикой в области качества.
Цели служат одним из факторов, способствующих постоянному улучшению.
2.4.2. Планирование создания и развития системы менеджмента качества.
Требования нормы данного пункта сфокусированы на достижении целей в области качества. Высшее руководство должно обеспечить:
- поддержание целостности системы менеджмента качества при планировании и внесении изменений в систему менеджмента качества.
Это дополнение имеет далеко ведущие последствия, не позволяющие нарушать целостность системы качества при изменениях в организации, что нацелено на обеспечение интересов потребителя.
2.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
2.5.1. Ответственность и полномочия
Высшее руководство должно обеспечить определение и доведение до сведения сотрудников организации ответственности и полномочий. Однако в данной формулировке требования нормы нет явно выраженного требования о документировании ответственности, полномочий и взаимодействия функций.
2.5.2. Представитель руководства
Требование этого пункта заключается в том, что высшее руководство должно назначить представителя руководства, который будет отвечать за разработку и поддержание в рабочем состоянии процессов системы менеджмента качества, представление отчетов об эффективности системы менеджмента качества, доведение требований потребителя до всех членов организации.
В «Примечании» имеется ссылка на потенциально дополнительную функцию представителя руководства - осуществлять связь с другими сторонами по вопросам, относящимся к системе менеджмента качества.
2.5.3. Внутренний обмен информацией
Это абсолютно новое требование. В нем говорится, что организация должна обеспечить внутреннюю связь между различными функциями и уровнями организационной структуры по вопросам, касающимся процессов системы менеджмента качества и эффективности.
2.6. Анализ со стороны руководства
2.6.1. Общие положения
От высшего руководства требуется проведение анализа системы менеджмента качества с запланированной периодичностью, чтобы гарантировать ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. При таком анализе необходимо оценивать возможность улучшения и необходимость внесения изменений в систему менеджмента качества организации, включая политику и цели в области качества.
2.6.2. Входные данные для анализа
Стандарт требует включать в анализ со стороны руководства оценку достигнутого уровня и возможностей улучшения на основе:
а) результатов аудита;
б) информации, получаемой по обратной связи о потребителей;
в) выполнения процессов и соответствия продукции;
г) состояния предупреждающих и корректирующих действий;
д) проверки выполнения корректирующих действий по итогам предшествующих анализов системы менеджмента качества;
е) изменений, которые могут оказать влияние на систему менеджмента качества;
ж) рекомендации по улучшению.
2.6.3. Выходные данные анализа
Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать: решения и действия, относящиеся к улучшению результативности системы менеджмента качества и ее процессов, продукции, связанное с требованиями потребителей, обеспечение потребностей в ресурсах. В новом стандарте расширен минимальный объем информации, которую руководство должно анализировать, также имеется указание о том, что результаты анализа должны оформляться документально. Стандарт усиливает процесс анализа и вовлечение высшего руководства.
3. Менеджмент ресурсов
3.1. Обеспечение ресурсами
Этот подраздел требует, чтобы организация определяла потребность и своевременно выделяла необходимые ресурсы для разработки и поддержания процессов системы менеджмента качества, улучшения ее эффективности и большей удовлетворенности потребителя.
3.2. Человеческие ресурсы
3.2.1. Общие положения
Сотрудники, работа которых влияет на качество продукции, должны быть компетентны. Основанием для определения компетентности является образование, обучение, навыки и опыт.
Компетентность - полностью новое понятие в стандарте, т.е. сотрудники для выполнения своей работы должны быть соответствующим образом квалифицированы.
Компетентность, осведомленность и подготовка
Пункт требует: организация должна обеспечить необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество, обеспечить его подготовку и переподготовку и оценить их эффективность, а также поддерживать в рабочем состоянии соответствующие данные о подготовке и квалификации. Работники должны быть осведомлены об актуальности и важности их деятельности по достижению целей в области качества.
Важным моментом требования данного пункта является обеспечение осведомленности, так как недостаток осознания того, насколько важно соответствие требованиям часто приводит к проблемам. Следует также отметить, что установление компетентности — не «однократное» действие. Изменения в коммерческой деятельности и ее среде могут потребовать нового уровня компетентности, который отсутствует. Следовательно, определение компетентности может нуждаться в переоценке, когда это потребуется.
3.3. Инфраструктура
Организация должна определить, обеспечить и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия выпускаемой продукции предъявленным к ней требованиям. Такая инфраструктура включает, по возможности:
а) производственные помещения и связанные с ним средства;
б) оборудование (программно-аппаратные средства);
в) вспомогательные службы (транспорт и связь).
3.4. Производственная среда
Организация должна определить производственную среду, необходимую для обеспечения соответствия продукции предъявляемым к ней требованиям и управлять ею.
Требования этого пункта могут иметь далеко ведущие, существенные последствия для организаций. Организация должна определить и управлять всеми факторами производственной среды, которые необходимы для поставки соответствующей продукции. К этим факторам относятся: