Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Введение………………………………………………………………………...3
I. Система менеджмента качества………………………..……………………4
1.1 Возникновение системы управления качеством……………………......4 1.2 Технологии системы менеджмента качеством………………………….6
1.3 Развитие системы управления качеством в России…………………......7
II. Краткий анализ требований стандарта ИСО 9001:2000…………………10
III. Принципы менеджмента качества……………………………………......24
Заключение………………………………………………………………….....31
Список литературы…………………………………………………………....32
Системной
основой новой версии МС ИСО 9000:2000 являются
8 принципов менеджмента качества. Эти
принципы менеджмента качества были определены
для того, чтобы высшее руководство могло
руководствоваться ими с целью улучшения
деятельности организации.
1.
Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящие и будущие запросы потребителя, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Успех деятельности фирмы зависит от потребителей, удовлетворение всех требований потребителя - одно из условий успешного бизнеса, которое говорит, что ни один клиент не должен уйти неудовлетворенный, всегда необходимо найти разумный компромисс. С одной стороны основной целью деятельности фирмы является выпуск качественной продукции с наименьшими затратами. С другой стороны без тщательного изучения рынка, потребностей потребителей и разработки изделий, превосходящих ожидания потребителей не может состояться успешный бизнес. Идеология стандартов ИСО серии 9000 была всегда направлена на потребителя. Одной из задач, реализуемых системой качества на базе МС ИСО серии 9000, всегда являлось обеспечение уверенности потребителя в том, что выпускаемая продукция соответствует установленному уровню качества.
В новой версия стандартов ИСО серии 9000:2000 этот принцип более конкретизирован.
Так, в разделе «Ответственность руководства» появилось требование об ориентации на потребителя. Входные данные для анализа действенности системы менеджмента качества должны обязательно содержать информацию, полученную по обратной связи от потребителя.
В разделе «Измерение, анализ и совершенствование» в подразделе «Удовлетворенность потребителей» сформулирован целый ряд требований, посвященный вопросам удовлетворенности потребителей. «...Первый этап управления качеством - узнать запросы потребителей. Второй этап - узнать, что будут покупать потребители. Нельзя определить качество, не зная затрат.
Необходимо
предупредить возможные дефекты и претензии»,
- так утверждал Каору Исикава, бывший
президент Японского союза ученых и инженеров
(JUSE).
2.
Лидерство руководителя
Лидеры устанавливают единство целей, и руководства в организации Они создают и поддерживают среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Руководители создают единство целей организации и ее управления, демонстрируют приверженность качеству личным примером. Они должны создать и поддерживать внутреннею среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации.
Применение этого принципа требует следующих действий:
К сожалению, на практике чаще всего бывает, что вопросами качества и функционирования системы качества руководитель фирмы начинает заниматься тогда, когда в этом наступает необходимость, вызванная либо требованиями контракта, либо приказами вышестоящих организаций. Однако для того, чтобы достичь успеха в деятельности предприятия, руководитель должен постоянно заниматься вопросами функционирования и совершенствования системы качества, демонстрируя тем самым личную заинтересованность. Этот принцип формулируется еще как «Лидерство».
Идея заключается в следующем: от всеобщего управления качеством к всеобщему лидерству на основе качества, которое выражается в слиянии концепции качества с общим менеджментом. Внедрение принципов и выполнение требований системы качества всегда на первых порах вызывает сильное противодействие, для преодоления которого необходима власть, опирающаяся на силу, которую дает лидерство.
Лидер - это ключевая фигура в бизнесе; когда у организации есть или появляется лидер, ее бизнес идет в гору.
Лидерство - это ключ к успеху в бизнесе, оно требуется для реализации всех элементов системы, и прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой все преобразования затруднены, а иногда и не возможны.
Лидерство
- это пусковой механизм в системе менеджмента
качества.
3.
Вовлечение работников
Персонал на всех уровнях составляет основу организации, и его полное вовлечение позволяет использовать его способности на пользу организации.
Применение принципа «Вовлечение работников» — это осуществление в организации деятельности, направленной на:
Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей предприятия, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей.
Используя материальные
и моральные стимулы, необходимо
побуждать персонал к инициативному поиску
возможностей улучшения, с целью создания
дополнительных ценностей для потребителей.
4.
Процессный подход
Желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами.
Применение принципа «процессный подход» — это осуществление на предприятии деятельности направленной на:
Определение процессов, необходимых для выпуска продукции.
Установление последовательности и взаимодействия процессов на предприятии.
Установление четкой ответственности и полномочий для управления процессами.
5.
Системный подход к
менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
Применение принципа «Системный подход к управлению» - это осуществление в организации деятельности, направленной на:
Принцип
«Системный подход к управлению»
тесно взаимосвязан с принципом
«Процессный подход» и с
6.
Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Применение этого принципа - это осуществление на предприятии деятельности, направленной на:
Деятельность по улучшению должна рассматриваться как непрерывный процесс.
Постоянное улучшение - это способность оперативной перестройки процессов в ответ на потребности внутренних и (или) внешних потребителей.
Принцип
постоянного улучшения
Возникающие на предприятии проблемы должны не только отслеживаться, но должны приниматься необходимые корректирующие и/или предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.
Для
стимулирования процесса улучшения
руководство само должно участвовать
в этом процессе, ставить конкретные задачи,
которые должны быть решены в процессе
улучшения, выделять необходимые ресурсы
для реализации этих задач, а также признавать
достигнутые улучшения.
7.
Принятие решений, основанное
на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Применение данного принципа - это осуществление в организации деятельности, направленной на:
Принцип
принятия решений на основе фактов
означает, что на предприятии должна
создаваться полноценная и
8.
Взаимовыгодные отношения
с поставщиками