Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:38, дипломная работа
Санаторно-курортная сфера в России традиционно является составной частью государственной социальной политики и важным разделом системы здравоохранения. Сохранение потенциала курортной сферы и развитие курортного комплекса – одна из важнейших общенациональных задач, решение которой будет способствовать восстановлению и укреплению здоровья людей, снижению преждевременной смертности, инвалидизации населения, увеличению средней продолжительности и качества жизни.
Введение 3
1. Теоретические основы предоставления санаторно-курортных услуг 7
1.1 Санаторно-курортные услуги: понятие, виды 7
1.2 Особенности рынка санаторно-курортных услуг в России 13
1.3 Развитие санаторно-курортного потенциала Татарстана 20
2. Анализ услуг предоставляемых в санатории-профилактории ОАО «Казань-оргсинтез» 26
2.1. Общая характеристика санатория-профилактория 26
2.2. Анализ хозяйственной деятельности санатория «Казань-оргсинтез» 30
2.3. Анализ и характеристика услуг, предоставляемых санаторием-профилакторием 37
3. Рекомендации по развитию предоставления санаторно-курортных услуг в республике Татарстан на примере санатория-профилактория ОАО «Казань-оргсинтез» 48
3.1. Предложения по совершенствованию и развитию конкурентоспособности санаторно-курортных услуг в здравницах Татарстана 48
3.2. Разработка рекомендаций по развитию санаторно-курортных услуг для санатория-профилактория ОАО «Казань-оргсинтез» 55
3.3. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 61
Выводы и предложения 67
Список использованной литературы 73
Приложения 77
Данные таблице 2.3.2 показывают, что темпы прироста выручки предприятия составили 33,85% в 2009 году и 20,21% в 2010 году. Зная, что администрация предприятия повышает расценки на услуги в среднем на 5-7% в год, можно сделать вывод, что выручка растет не только в силу повышения расценок, но и в связи с ростом спроса на предоставляемые услуги.
Наглядно структуру выручки по видам услуг демонстрирует диаграмма на рисунке 2.3.4.
Рис. 2.3.4. Структура выручки санатория-профилактория «Казань-оргсинтез»
Согласно данным таб. 2.3.2 и диаграмме на рис. 2.3.4 видно, что за 2 года наиболее интенсивно вырос спрос на дополнительные и сопутствующие услуги санатория-профилактория.
Диаграмма на рис. 2.3.5 показывает структуру выручки предприятия по видам услуг в 2010 году.
Исходя из диаграммы видно, что основную часть выручки (73%) приносит реализация основных услуг, 20% - дополнительных услуг и 7% - сопутствующие услуги. Такая картина характерна для большинства российских санаторно-курортных предприятий.
Рис. 2.3.5. Структура выручки санатория-профилактория ОАО «Казань-оргсинтез» по видам услуг в 2010 году
Для того чтобы выявить направления развития санаторно-курортных услуг исследуемого предприятия, необходимо провести сравнительный анализ с ближайшими конкурентами.
Ближайшими конкурентами санатория-профилактория ОАО «Казань-оргсинтез» являются:
В таб. 2.3.3 приведены данные по оценке конкурентоспособности каждого из конкурентов по различным критериям, характеризующим санаторно-курортные услуги.
Анализ показал, что лидерами на рынке являются санаторий-профилакторий «Волга» и санаторий «Ливадия».
Санаторий-профилакторий ОАО «Казань-оргсинтез» уступает ближайшему конкуренту-лидеру по следующим характеристикам:
Таблица 2.3.3
Оценка конкурентоспособности с
№ п/п |
Название критерия |
Вес бал-лов |
Санаторий-профилакторий ОАО «Казань-оргсинтез» |
Дельфин |
Ливадия |
Волга | ||||
Эксперт-ная оценка |
3х4 |
Экс-я оценка |
3х6 |
Экс-я оценка |
3х8 |
Экс-я оценка |
3х10 | |||
1 |
Спектр услуг |
10 |
10 |
100 |
8 |
80 |
9 |
90 |
10 |
100 |
2 |
Расстояние от города |
8 |
10 |
80 |
10 |
80 |
10 |
80 |
10 |
80 |
3 |
Уровень цен |
9 |
9 |
81 |
7 |
63 |
9 |
81 |
9 |
81 |
4 |
Качество обслуживания |
7 |
10 |
70 |
10 |
70 |
10 |
70 |
10 |
70 |
5 |
Квалификация персонала |
10 |
8 |
80 |
9 |
90 |
10 |
100 |
10 |
100 |
Итого |
411 |
383 |
421 |
431 | ||||||
Рейтинг |
3 |
4 |
2 |
1 |
Кроме ближайших конкурентов
на исследуемое предприятие
SWOT-анализ — это
определение сильных и слабых
сторон предприятия, а также
возможностей и угроз,
Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у компании стратегических перспектив и возможностей их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
Методология построения
матрицы первичного стратегического
анализа заключается в
Далее делается подробная разработка предложений по структуре рисков и мерам по их предотвращению и минимизации, включая: политические, юридические, производственные и технические, организационные и внутренние социально-психологические, маркетинговые и финансовые риски, а также уточняются ближайшие шаги.
Таким образом, для улучшения деятельности санатория-профилактория возможно увеличение доли рынка за счет инвестирование средств в открытие новых направлений лечения, расширение качества предоставляемых услуг путем постоянного повышения квалификации персонала.
Используя данные SWOT-анализа, полезно выделить те области, где необходимо провести определенные изменения.
Наиболее простым способом
определения направлений
Таблица 2.3.4
SWOT – анализ санатория-профилактория ОАО «Казаньоргсинтез»
Возможности 1)Увеличение рыночной доли в Казани и республике в целом 2)Расширение спектра предоставляемых услуг 3)Укрепление имиджа 4)Обучение и повышение квалификации персонала |
Угрозы 1)Появление новых конкурентов 2)Активность существующих конкурентов 3)Изменение предпочтений потребителей | |
Сильные стороны 1)Квалифицированный 2)Широкий спектр услуг 3)Удобное расположение 4) Услуги для различных категорий населения 5)Инвестиции в оборудование и развитие услуг 6)Повышающийся спрос 9)Повышение уровня |
1)Увеличение доли за счет инвестиций и повышающийся спрос; 2)Расширение спектра
за счет увеличения спроса
и роста уровня доходов 3)Укрепление имиджа
за счет квалифицированного 4)Обучение персонала |
1)Удовлетворение меняющихся предпочтений потребителей с помощью широкого ассортимента. |
Слабые стороны 1)Имидж дорогого и
труднодоступного санатория |
1) Формирование нового имиджа при помощи рекламы |
1) Усиление активности действующих конкурентов |
По итогам проведенного анализа основными направлениями развития санаторно-курортных услуг являются:
Разработка мероприятий по указанным направлениям будет проведена в следующей главе дипломной работы.
3. Рекомендации по развитию предоставления санаторно-курортных услуг в республике Татарстан на примере санатория-профилактория ОАО «Казань-оргсинтез»
3.1. Предложения
по совершенствованию и
Под конкурентоспособностью в общем смысле понимают способность эффективного функционирования в условиях конкурентной среды [27, c.118].
Проблема повышения
конкурентоспособности
Конкурентоспособность, независимо от его уровня, в отношении санаторно-курортного комплекса охватывает комплекс природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий.
Республика Татарстан территориально входит в число регионов Приволжского федерального округа (ПФО). На территории Приволжского федерального округа находится 283 санатория и других учреждений. Наибольшее их число располагается в республике Башкортостан (46), а наименьшее – в Мордовии (9).
Наиболее обеспеченной данным видом рекреационных объектов в расчете на 1 млн. человек населения является республика Марий Эл – регион с развитой индустрией санаторно-курортного отдыха, единственный в ПФО имеющий очень высокий уровень обеспеченности данным видом учреждений (рис. 3.1.1). Субъектов с высоким уровнем сосредоточения санаториев и других учреждений (115-144% от среднероссийского) на территории округа нет.
Рис. 3.1.1. Количество санаториев и других рекреационно-оздоровительных учреждений в регионах ПФО в расчете на 1 млн. чел. населения, в сравнении со среднероссийским
При этом самой низкообеспеченной санаториями территорией в ПФО является республика Татарстан. Это доказывает, что развитие санаторно-курортной отрасли не зависит напрямую от уровня социально-экономического развития региона, а является производной ряда других факторов.
К факторам конкурентоспособности
санаторно-курортных услуг
Ближайшими регионами-
Интерпретация полученных данных (таб. 3.1.1) отражена в многоугольнике конкурентоспособности (рис. 3.1.2), в котором графически представлено расхождение позиции санаторно-курортного комплекса Татарстана по отношению к основным регионам-конкурентам.
Таблица 3.1.1
Расчет рейтинга регионов-конкурентов по развитию санаторно-курортного комплекса
№ п/п |
Атрибуты |
Татарстан |
Башкорто-стан |
Марий Эл |
1 |
природные условия и особенности мест отдыха в регионе |
4 |
4 |
5 |
2 |
социально-экономическая среда региона |
5 |
4 |
3 |
3 |
геополитические особенности региона |
3 |
4 |
2 |
4 |
инфраструктура транспортного обслуживания |
5 |
4 |
3 |
5 |
инфраструктура и материальная база объектов размещения и индустрии развлечений |
3 |
5 |
5 |
6 |
используемые ресурсы гостеприимства |
2 |
5 |
5 |
7 |
кадровый потенциал и трудовые ресурсы региона |
5 |
5 |
3 |
8 |
эффективность регионального маркетинга |
3 |
4 |
5 |
9 |
активность позиционирования региона в Интернете |
2 |
4 |
2 |
ИТОГО |
32 |
39 |
33 | |
Рейтинг регионов |
3 |
1 |
2 |
Информация о работе Совершенствование услуг санаторно-курортных организаций