Анализ современной
отечественной системы подготовки
кадров для индустрии туризма
и гостеприимства позволил выявить
следующие проблемы в процессе подготовки
кадров:
- Острая нехватка персонала
среднего и низшего уровня, имеющего
специальную подготовку, определенная часть которого
заменяется на соответствующих позициях
специалистами с высшим образованием.
Наблюдается дисбаланс в подготовке специалистов
разных уровней, а также дефицитом специалистов
начального и среднего профессионального
образования и соответствующих образовательных
учреждений.
- Отсутствие достаточного
количества подготовленных специалистов
высшего звена, имеющих образование
международного уровня и опыт
работы в зарубежных гостиницах
или туристских организациях.
- Отсутствие системы дополнительного профессионального
образования, которая работала бы под
заказ отрасли, практики трудоустройства
выпускников по полученной профессии,
независимой оценки итогового экзамена
выпускников с привлечением работодателя;
недостаток, особенно в регионах, разнопрофильных
форм повышения квалификации работников
различного уровня.
- Неразвитость системы
повышения квалификации преподавателей,
которая бы предусматривала их
практику работы в туристском
и гостиничном бизнесе на основе
разработанных учебных программ.
- Отсутствие гибкого
и постоянного взаимодействия
между индустрией и образованием,
то есть, способности оперативно
реагировать на спрос индустрии
в тех или иных кадрах. Необходимо
знать, сколько специалистов, следует
подготовить, для какого сектора индустрии и каких профессий.
- Недостаточная вовлеченность
бизнеса в процесс подготовки
кадров.
- Отсутствие тренинговых
центров, которые были бы оснащены
современным и постоянно обновляющимся
оборудованием, и позволяли проводить
лабораторные, практические работы, служили базой прохождения
практик. Недостаточно развитая материально-техническая
база образовательных учреждений.
- Структурное несоответствие
подготавливаемых в вузах специалистов
потребностям предприятий индустрии
гостеприимства и туризма;
В целях развития отечественной
системы подготовки кадров для индустрии
гостеприимства необходимо принять
комплекс мер по устранению вышеуказанных
проблем, а также целесообразно
перенимать опыт ведущих зарубежных
систем, основанных на непрерывном, многоуровневом, поэтапном принципе
подготовки кадров.
Для совершенствования
системы подготовки кадров для индустрии
туризма и гостеприимства разработан
следующий комплекс мероприятий:
– мониторинг качества подготовки
выпускников образовательных учреждений. Необходимо создание системы оценки
качества профессиональных навыков выпускников
с целью дальнейшего их анализа и совершенствования.
– совершенствование
государством нормативно-правовой базы
профессиональной системы подготовки
кадров;
– разработка квалификационных требований к основным должностям
туристской индустрии, которые отражали
бы требования предприятий к персоналу,
и на основе которых совершенствовались
образовательные стандарты;
– уточнение современных
образовательных стандартов, с целью
их более точного соответствия требованиям индустрии.
– формирование целевого
заказа на подготовку кадров, что необходимо
для удовлетворения качественных и
количественных нужд отрасли в соответствующих
специалистах.
– создание отраслевой службы
занятости;
– создание широкой сети образовательных учреждений,
реализующих программы начальной подготовки
и переподготовки специалистов для индустрии
туризма, а также совершенствование учебно-методической
деятельности уже существующих образовательных
учреждений, которые занимаются переподготовкой
и повышением квалификации персонала
для индустрии туризма;
– применение различных
образовательных технологий подготовки
кадров для индустрии туризма, которые
включали бы в себя активные методы
обучения.
– создание учебно-производственных баз, которые служили бы основой для
проведения практических занятий и различных
видов практик;
– участие предприятий
туризма в процессе подготовки кадров
для получения практических навыков
через организацию практик, выполнение
исследовательских работ по заказным темам;
– привлечение ведущих
специалистов индустрии туризма
и гостеприимства в образовательные
учреждения.
– участие предприятий
индустрии туризма и гостеприимства
в оценке профессионализма выпускников,
широкое участие представителей
бизнеса в экзаменационных комиссиях.
–постоянное повышение
квалификации профессорско-преподавательского
состава, том числе за счет организации
стажировок на предприятиях индустрии
туризма за рубежом.
– целенаправленное выделение
ресурсов предприятиями и организациями индустрии туризма на повышение квалификации
кадров;
– организация регулярных
научно-практических конференций по
проблемам подготовки кадров для
индустрии туризма.
Повышение эффективности
подготовки профессиональных кадров туристской
квалификации в значительной степени обусловлено требованиями
индустрии туризма и гостеприимства. Программы
обучения и повышения квалификации должны
учитывать особенности туристского рынка,
реагировать на динамику туристского
рынка и должны быть сориентированы на
функции туристской организации на рынке
туристских услуг.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012).
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании".
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 N 489 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) "бакалавр")".
- Приказ Минобрнауки РФ от 18.11.2009 N 627 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) "бакалавр")".
- Приказ Минобрнауки РФ от 16.09.2010 N 936 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) "бакалавр")".
- Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р <Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)" >.
- Постановление Минтруда РФ от 17.05.1999 N 8 (ред. от 10.10.2002) "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии".
- Приказ Ростуризма от 06.05.2008 N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года".
- Распоряжение Правительства Москвы № 44 — РП от 15 января 2003 г. «О создании Государственного унитарного предприятия города Москвы "Учебно-тренинговая гостиница"».
- Аверин А.Н. Профессиональная подготовка кадров. – М.: Альфа-Пресс 2008, – 120с.
- Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе. – М.: Дашков и К, 2006. – 368с.
Александрова А.Ю. Международный туризм Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
- Алексеева О.В., Таймазов В.А. Ретроспективный анализ подготовки кадров в спортивнооздоровительного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 3. - С.71-80.
- Аксельрод В.И., Лескова Г.А. Проблемы подготовки педагогов-экскурсионистов в системе повышения квалификации // Инновационное развитие сервиса и туризма: сборник научных статей. Санкт-Петербург, май 2008 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008. – С. 140-144.
- Ашкинадзе И.И., Протуренко В.И. К вопросу о совершенствовании системы подготовки кадров для туриндустрии // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2009. – № 3. С. 31-35.
- Балаева О. Н., Гордин В. Э., Предводителева М. Д. Индустрия гостеприимства и туризма: проблемы и задачи магистерской подготовки кадров // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 1. С.41-51.
- Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Эра услуг: требуются профессионалы // Бизнес-образование. 2002. - №2.
- Балашова Е. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. – М.: Вершина, 2005, – 176 с.
- Божук С. Г. Маркетинговые исследования, основные концепции и методы. СПб.: Вектор, 2007. – 288с.
- Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: Аспект-Пресс, 2003. – 254 с.
- Валерьянов Э.Л. Значение качества услуг// Маркетинг в России и за рубежом - 2008. март.
- Глобов К.С. Инъекция сервисного мышления в индустрии туризма и гостеприимства. Казань, 2010. - 85 с.
- Голубчиков Ю. Супруненко Ю. Туристское измерение России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2007. - № 8. С.25.
- Гордин В.Э., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Статистика туризма на региональном уровне: опыт Санкт-Петербурга // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. №1. С.56-65.
- Грунин М.С. Туризм на пути в лучший мир // Туризм: практика, проблемы, перспективы.– 2009. – № 5. – С.14-17.
- Дембровская М.В. Деловое общение в структуре профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - № 2, 2012. - С. 47-50.
- Дембровская М.В. Современные аспекты подготовки специалистов // Человек и Вселенная. – № 1. – СПб, 2006. - С. 30-31.
- Дембровская М.В. Формирование навыков делового общения у будущих менеджеров туризма в процессе языковой подготовки. Автореферат кандидатской диссертации. Москва, 2012.
- Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В. Проблемы кадрового обеспечения системы открытого и дистанционного образования // Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования: Тезисы докладов международного научно-практического семинара. Томск, 10-13 сентября 2001 г. С. 7-10.
- Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Сост. Овсянников В.И. - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. Шолохова, 2001. 185 с
- Дусенко С. В., Засимович Е. С. Современные подходы к повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Четвертой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября - 1 ноября 2007 г.). Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - 464 с.
- Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2009, – 120с.
- Забаева М.Н.Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы. // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 89-99
- Зборовский Г. Б. Профессиональное образование и рынок труда/Г. Б. Зборовский, Е. А. Шуклина // // СОЦИС: Социологические исследования,- 2003.- N 4. - С. 99-106
- Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001, - 272с.
- Зорин И.В. Современная модель профессионального туристского образования // Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение: материалы международной науч.-практ. конф. – Химки: РМАТ, 2010 – 293 с.
- Ильина Н.И., Сафина 3. Н. Концепция развития системы подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии. - М.: ИТОП РАО, 2000
- Карцева А.А. Практические аспекты повышения качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. // Материалы II Международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей». Часть II. Санкт-Петербург, 26-27 ноября. - 2009 г. С. 87-90.
Квартальнов В.А. Туризм М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
- Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2002. – 312с.
- Конев А.Ю, Силин А.Н. Подготовка профессионалов для туристического и гостиничного бизнеса: инновационные технологии. // Развиток туристичного бiзнесу. – Донецк; Украина: ДНУЭiТ им.М. Туган-Барановского, 2011. – С.80-82.
- Коротков М.А Системный подход к качеству высшего профессионального образования // Сб.матер. первой всероссийской электр. науч.-практ.конф. экспертов в области оценки качества профессионального образования. – М., 2010. – С. 129-133
- Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма. // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 15-20 февраля 2011 г.
- Кузнецова Т.А., Матушкин Н.Н., Петров В.Ю., Ташкинов А.А. / Анализ и воздействие составляющих процесса интеграции образования и науки на качество подготовки магистров // Университетское управление: практика и анализ. – 2007. - №1. – С.76-80.
- Лапшина А.Г. Основные проблемы подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – С. 3194-3198.
- Малиенко М.С. Проблемы подготовки кадров для индустрии гостеприимства // Вестник КАСУ. – 2006. - №4. – С. 61-64.
- Малиновская С. Выгодный альянс: гостиницы и туроператоры // Отель. - 2010. - № 4 - С. 32-34.
- Михайлова М. Н. О подготовке кадров для сферы туризма. // Псковский регионологический журнал, / Псков:ПГПУ, - 2011 г. - №11. – С.104-112.
- Мануковская М.В., Белокурова Е.В. Способы решения проблем в подготовке специалистов для индустрии. Материалы II международного форума. Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Санкт-Петербург, 23-26 ноября, 2011 г. С.203-205.
- Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. [Под ред. Н.И. Волошина] - М.: Финансы и статистика, 2004. -304 с.
- Морозова Л.С., Арифуллин М.В .Отечественные и зарубежные образовательные программы высшего профессионального образования туристского профиля: достоинства и недостатки. // Научный вестник МГИИТ. 2010. - Т.4. № 2. - С. 73-80.
- Морозова Н.С. Формирование и развитие туристского рынка: монография - М.: РосНОУ, 2009.
- Морозова Н.С. Международный опыт подготовки кадров для туристской индустрии // Вестник национальной академии туризма - 2008. - №4 (8)
- Морозова. Н.С. Подготовка кадров с использованием видео коммуникационных технологий как фактор повышения конкурентоспособности туристских дестинаций // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса – 2011.-№1 (16).
- Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. – СПб.:Питер 2004. – 144 с.
- Назина Н. Главный акцент - на въездной туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - № 12.
- Нердингер Ф.В. Ориентация на клиента. – Харьков, 2004. – 180с.
- Орлова Р.А. Гостиничный рынок России. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – № 4. – 2009. – С.30-34.
- Полевая М. В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма. Автореф. дис... д-ра экон. наук: – М., 2011. – 35с.
- Полухина А.Н. Практические аспекты подготовки специалистов сервиса и туризма: проблемы и перспективы. XII Международная научно-практическая конференция «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» Сборник научных трудов. М. - 2010. – С.157-166.
- Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты – основной критерий повышения качества профессионального образования // Образование в документах. 2007. №21. С. 67-74.
- Райнер Г. Как подобрать сотрудников // Гостиничное дело / Г.Райнер. – 2010. Январь.