Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108

Файлы: 1 файл

Харюк диссертация подготовка кадров.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

Анализ современной  отечественной системы подготовки кадров для индустрии туризма  и гостеприимства позволил выявить  следующие проблемы в процессе подготовки кадров:

- Острая нехватка персонала  среднего и низшего уровня, имеющего  специальную подготовку, определенная часть которого заменяется на соответствующих позициях специалистами с высшим образованием. Наблюдается дисбаланс в подготовке специалистов разных уровней, а также дефицитом специалистов начального и среднего профессионального образования и соответствующих образовательных учреждений.

- Отсутствие достаточного  количества подготовленных специалистов  высшего звена, имеющих образование  международного уровня и опыт  работы в зарубежных гостиницах  или туристских организациях.

- Отсутствие системы дополнительного профессионального образования, которая работала бы под заказ отрасли, практики трудоустройства выпускников по полученной профессии, независимой оценки итогового экзамена выпускников с привлечением работодателя; недостаток, особенно в регионах, разнопрофильных форм повышения квалификации работников различного уровня.

- Неразвитость системы  повышения квалификации преподавателей, которая бы предусматривала их  практику работы в туристском  и гостиничном бизнесе на основе  разработанных учебных программ.

- Отсутствие гибкого  и постоянного взаимодействия  между индустрией и образованием, то есть, способности оперативно  реагировать на спрос индустрии  в тех или иных кадрах. Необходимо  знать, сколько специалистов, следует  подготовить, для какого сектора индустрии и каких профессий.

- Недостаточная вовлеченность  бизнеса в процесс подготовки  кадров.

- Отсутствие тренинговых  центров, которые были бы оснащены  современным и постоянно обновляющимся  оборудованием, и позволяли проводить  лабораторные, практические работы, служили базой прохождения практик. Недостаточно развитая  материально-техническая база образовательных учреждений.

- Структурное несоответствие  подготавливаемых в вузах специалистов  потребностям предприятий индустрии  гостеприимства и туризма;

В целях развития отечественной  системы подготовки кадров для индустрии  гостеприимства необходимо принять  комплекс мер по устранению вышеуказанных  проблем, а также целесообразно  перенимать опыт ведущих зарубежных систем, основанных на непрерывном, многоуровневом, поэтапном принципе подготовки кадров.

Для совершенствования  системы подготовки кадров для индустрии  туризма и гостеприимства разработан следующий комплекс мероприятий:

– мониторинг качества подготовки выпускников образовательных учреждений. Необходимо создание системы оценки качества профессиональных навыков выпускников с целью дальнейшего их анализа и совершенствования.

– совершенствование  государством нормативно-правовой базы профессиональной системы подготовки кадров;

– разработка квалификационных требований к основным должностям туристской индустрии, которые отражали бы требования предприятий к персоналу, и на основе которых совершенствовались образовательные стандарты;

– уточнение современных  образовательных стандартов, с целью  их более точного соответствия требованиям индустрии.

– формирование целевого заказа на подготовку кадров, что необходимо для удовлетворения качественных и  количественных нужд отрасли в соответствующих  специалистах.

– создание отраслевой службы занятости;

– создание широкой сети образовательных учреждений, реализующих программы начальной подготовки и переподготовки специалистов для индустрии туризма, а также совершенствование учебно-методической деятельности уже существующих образовательных учреждений, которые занимаются переподготовкой и повышением квалификации персонала для индустрии туризма;

– применение различных  образовательных технологий подготовки кадров для индустрии туризма, которые  включали бы в себя активные методы обучения.

– создание учебно-производственных баз, которые служили бы основой для проведения практических занятий и различных видов практик;

– участие предприятий  туризма в процессе подготовки кадров для получения практических навыков  через организацию практик, выполнение исследовательских работ по заказным темам;

– привлечение ведущих  специалистов индустрии туризма  и гостеприимства в образовательные  учреждения.

– участие предприятий  индустрии туризма и гостеприимства в оценке профессионализма выпускников, широкое участие представителей бизнеса в экзаменационных комиссиях.

–постоянное повышение  квалификации профессорско-преподавательского состава,  том числе за счет организации  стажировок на предприятиях индустрии  туризма за рубежом.

– целенаправленное выделение  ресурсов предприятиями и организациями индустрии туризма на повышение квалификации кадров;

– организация регулярных научно-практических конференций по проблемам подготовки кадров для  индустрии туризма.

Повышение эффективности  подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено требованиями индустрии туризма и гостеприимства. Программы обучения и повышения квалификации должны учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и должны быть сориентированы на функции туристской организации на рынке туристских услуг.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012).
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании".
  4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
  5. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
  6. Приказ Минобрнауки РФ от 28.10.2009 N 489 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) "бакалавр")".
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 18.11.2009 N 627 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) "бакалавр")".
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 16.09.2010 N 936 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) "бакалавр")".
  9. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р <Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)" >.
  10. Постановление Минтруда РФ от 17.05.1999 N 8 (ред. от 10.10.2002) "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии".
  11. Приказ Ростуризма от 06.05.2008 N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года".
  12. Распоряжение Правительства Москвы № 44 — РП от 15 января 2003 г. «О создании Государственного унитарного предприятия города Москвы "Учебно-тренинговая гостиница"».
  13. Аверин А.Н. Профессиональная подготовка кадров. – М.: Альфа-Пресс 2008, – 120с.
  14. Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе. – М.: Дашков и К, 2006. – 368с.
  1. Александрова А.Ю. Международный туризм Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

  1. Алексеева О.В., Таймазов В.А. Ретроспективный анализ подготовки кадров в спортивнооздоровительного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 3. - С.71-80.
  2. Аксельрод В.И., Лескова Г.А. Проблемы подготовки педагогов-экскурсионистов в системе повышения квалификации // Инновационное развитие сервиса и туризма: сборник научных статей. Санкт-Петербург, май 2008 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008. – С. 140-144.
  3. Ашкинадзе И.И., Протуренко В.И. К вопросу о совершенствовании системы подготовки кадров для туриндустрии // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2009. – № 3. С. 31-35.
  4. Балаева О. Н., Гордин В. Э., Предводителева М. Д. Индустрия гостеприимства и туризма: проблемы и задачи магистерской подготовки кадров // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 1. С.41-51.
  5. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Эра услуг: требуются профессионалы // Бизнес-образование. 2002. - №2.
  6. Балашова Е. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. – М.: Вершина, 2005, – 176 с.
  7. Божук С. Г. Маркетинговые исследования, основные концепции и методы. СПб.: Вектор, 2007. – 288с.
  8. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: Аспект-Пресс, 2003. – 254 с.
  9. Валерьянов Э.Л. Значение качества услуг// Маркетинг в России и за рубежом - 2008. март.
  10. Глобов К.С. Инъекция сервисного мышления в индустрии туризма и гостеприимства. Казань, 2010. - 85 с.
  11. Голубчиков Ю. Супруненко Ю. Туристское измерение России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2007. - № 8. С.25.
  12. Гордин В.Э., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Статистика туризма на региональном уровне: опыт Санкт-Петербурга // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. №1. С.56-65.
  13. Грунин М.С. Туризм на пути в лучший мир // Туризм: практика, проблемы, перспективы.– 2009. – № 5. – С.14-17.
  14. Дембровская М.В. Деловое общение в структуре профессиональной компетентности будущих менеджеров туризма // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - № 2, 2012. - С. 47-50.
  15. Дембровская М.В. Современные аспекты подготовки специалистов // Человек и Вселенная. – № 1. – СПб, 2006. - С. 30-31.
  16. Дембровская М.В. Формирование навыков делового общения у будущих менеджеров туризма в процессе языковой подготовки. Автореферат кандидатской диссертации. Москва, 2012.
  17. Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В. Проблемы кадрового обеспечения системы открытого и дистанционного образования // Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования: Тезисы докладов международного научно-практического семинара. Томск, 10-13 сентября 2001 г. С. 7-10.
  18. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Сост. Овсянников В.И. - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. Шолохова, 2001. 185 с
  19. Дусенко С. В., Засимович Е. С. Современные подходы к повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Четвертой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября - 1 ноября 2007 г.). Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. - 464 с.
  20. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финансы и статистика, 2009, – 120с.
  21. Забаева М.Н.Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы. // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 89-99
  22. Зборовский Г. Б. Профессиональное образование и рынок труда/Г. Б. Зборовский, Е. А. Шуклина // // СОЦИС: Социологические исследования,- 2003.- N 4. - С. 99-106
  23. Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001, - 272с.
  24. Зорин И.В. Современная модель профессионального туристского образования // Современная модель профессионального туристского образования и ее законодательное обеспечение: материалы международной науч.-практ. конф. – Химки: РМАТ, 2010 – 293 с.
  25. Ильина Н.И., Сафина 3. Н. Концепция развития системы подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии. - М.: ИТОП РАО, 2000
  26. Карцева А.А. Практические аспекты повышения качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. // Материалы II Международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей». Часть II. Санкт-Петербург, 26-27 ноября. - 2009 г. С. 87-90.
  1. Квартальнов В.А. Туризм М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

  1. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2002. – 312с.
  2. Конев А.Ю, Силин А.Н. Подготовка профессионалов для туристического и гостиничного бизнеса: инновационные технологии. // Развиток туристичного бiзнесу. – Донецк; Украина: ДНУЭiТ им.М. Туган-Барановского, 2011. – С.80-82.
  3. Коротков М.А Системный подход к качеству высшего профессионального образования // Сб.матер. первой всероссийской электр. науч.-практ.конф. экспертов в области оценки качества профессионального образования. – М., 2010. – С. 129-133
  4. Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма. // III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - 15-20 февраля 2011 г.
  5. Кузнецова Т.А., Матушкин Н.Н., Петров В.Ю., Ташкинов А.А. / Анализ и воздействие составляющих процесса интеграции образования и науки на качество подготовки магистров // Университетское управление: практика и анализ. – 2007. - №1. – С.76-80.
  6. Лапшина А.Г. Основные проблемы подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – С. 3194-3198.
  7. Малиенко М.С. Проблемы подготовки кадров для индустрии гостеприимства // Вестник КАСУ. – 2006. - №4. – С. 61-64.
  8. Малиновская С. Выгодный альянс: гостиницы и туроператоры  // Отель. - 2010. - № 4 - С. 32-34.
  9. Михайлова М. Н. О подготовке кадров для сферы туризма. // Псковский регионологический журнал, / Псков:ПГПУ, - 2011 г. - №11. – С.104-112.
  10. Мануковская М.В., Белокурова Е.В. Способы решения проблем в подготовке специалистов для индустрии. Материалы II международного форума. Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Санкт-Петербург, 23-26 ноября, 2011 г. С.203-205.
  11. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. [Под ред. Н.И. Волошина] - М.: Финансы и статистика, 2004. -304 с.
  12. Морозова Л.С., Арифуллин М.В .Отечественные и зарубежные образовательные программы высшего профессионального образования туристского профиля: достоинства и недостатки. // Научный вестник МГИИТ. 2010. - Т.4. № 2. - С. 73-80.
  13. Морозова Н.С. Формирование и развитие туристского рынка: монография - М.: РосНОУ, 2009.
  14. Морозова Н.С. Международный опыт подготовки кадров для туристской индустрии // Вестник национальной академии туризма - 2008. - №4 (8)
  15. Морозова. Н.С. Подготовка кадров с использованием видео коммуникационных технологий как фактор повышения конкурентоспособности туристских дестинаций // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса – 2011.-№1 (16).
  16. Нагимова З.А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. – СПб.:Питер 2004. – 144 с.
  17. Назина Н. Главный акцент - на въездной туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - № 12.
  18. Нердингер Ф.В. Ориентация на клиента. – Харьков, 2004. – 180с.
  19. Орлова Р.А. Гостиничный рынок России. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – № 4. – 2009. – С.30-34.
  20. Полевая М. В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма. Автореф. дис... д-ра экон. наук: – М., 2011. – 35с.
  21. Полухина А.Н.  Практические аспекты подготовки специалистов сервиса и туризма: проблемы и перспективы.  XII Международная научно-практическая конференция «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития» Сборник научных трудов. М. - 2010. – С.157-166.
  22. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты – основной критерий повышения качества профессионального образования // Образование в документах. 2007. №21. С. 67-74.
  23. Райнер Г. Как подобрать сотрудников // Гостиничное дело / Г.Райнер. – 2010. Январь.

Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства