Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108

Файлы: 1 файл

Харюк диссертация подготовка кадров.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

— высокая доля в учебных планах различного вида практик, стажировок и сэндвич-технологий обучения (прерванное обучение);

— активное участие практически всех студентов в различных формах международного обмена;

— чрезвычайно высокий уровень освоения студентами информационных технологий вне зависимости от выбранной сферы деятельности в индустрии гостеприимства и в туризме;

— мультилингвистический характер обучения, предусматривающий изучение как минимум двух, а чаще трех языков.

Закономерно, что формирование конкретных образовательных программ и набора учебных курсов осуществляется «в ответ» на запросы рынков услуг гостеприимства и туризма. Среди дисциплин, включаемых в данные программы зарубежных вузов, могут быть выделены следующие укрупненные блоки [19]:

— «общеменеджериальные» или «маркетинговые» дисциплины, такие как Organizational Behavior, Decision Making и т. д.;

— бухгалтерский учет и финансы, например, Advanced Accounting Principles, Managerial Financial Accounting, Revenue Management;

— правовой блок;

— языковая подготовка;

— электронные технологии в гостеприимстве и туризме;

  • специальные дисциплины, например Tourism Economics, Hospitality Marketing, Entertainment Studies;

— дисциплины, посвященные частным операционным вопросам, например, Service Excellence/Gastronomy, Principles of Bar and Beverage Operations, Food and Beverage Management или даже Microbes and Men.

Подобная устоявшаяся в системе мирового образования в сфере туризма и гостеприимства логика может быть использована и при создании аналогичных образовательных программ в России. При этом, безусловно, имеет смысл учитывать существующие реалии отечественной индустрии гостеприимства и туризма, а также специфику российского образовательного пространства.

 

Преимуществом европейских моделей профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства является:

- основная часть учебного  времени отводится на приобретение  практических навыков, получаемых  в ходе практических занятий,  стажировок и практик на предприятиях индустрии;

- делается акцент на  формирование психологии обслуживания  клиентов у студентов; 

-  предполагается тесное  сотрудничество предприятий отрасли  и учебных заведений;

- высокая мобильность  студентов. 

Даже в процессе теоретической  подготовки в западных школах студентам прививаются такие важные для индустрии туризма и гостеприимства качества, как пунктуальность, работа в команде, надлежащий внешний вид, доброжелательность. Стандарты поведения в сфере обслуживания в школах Европы преподаются через свод кодексов и правил как основной принцип. От отечественного профильного обучения европейское выгодно отличается тем, что после его окончания выпускники полностью готовы к активной работе. К примеру, Швейцарский колледж гостиничного бизнеса предоставляет рынку специалистов, которые в совершенстве владеют и теорией и практикой. Процесс обучения строится так, чтобы практические и теоретические занятия имели соотношение 50 на 50%. Студент таким образом последовательно изучает все стандарты предприятия. Такой специалист готов к эффективной работе, он не нуждается в дополнительном обучении со стороны предприятия.

 

Многие европейские  школы туристского и гостиничного дела открыты на основе действующих  отелей, при этом студенты живут  там же, а это позволяет им осваивать практические профессиональные умения в обстановке, максимально приближенной к реальности. Такой опыт, несомненно, представляет высокий интерес для отечественных учебных заведений, и перспективы повышения качества профессиональной подготовки в России. Европейское образование по сравнению с российским предусматривает проведение производственных практик в объеме от 50 до 70% учебного времени. [62]

Внимания заслуживает  и опыт подготовки кадров в США: там  на базе образовательных учреждений созданы специализированные кадровые агентства, которые имеют единую информационную систему с предприятием сферы туризма и которые занимаются регулярным мониторингом потребностей рынка труда, трудоустройством молодых специалистов и регулированием набора абитуриентов по профильным специальностям. Таким образом, это позволяет образовательным учреждениям быстро реагировать на изменения потребностей рынка в кадрах того или иного квалификационного уровня и профиля. Также преимуществом американской модели являются: тесное взаимодействие с профессиональными организациями; подробное изучение общетеоретических положений в сфере управления; наличие большого числа разнообразных курсов по повышению квалификации и переподготовки.

Стремительность глобализации мировой экономики, развитие коммуникативных средств, усиление миграционных потоков способствует тому, что проблема качества и унификации преобразовываются в одну из важнейших мировых проблем. Современные тенденции в мировой образовательной среде оказывают серьезное влияние на будущее развитие цивилизации. В мировой системе образования можно выделить определенные глобальные тенденции:

- углубление межгосударственного  сотрудничества;

- универсализация национально-государственных  систем образования;

- разрастание рынка  образовательных услуг;

- стремление к предоставлению  автономности и самостоятельности  учебному заведению;

- повышенный интерес  к одаренным молодым людям,  к раскрытию и развитию их  способностей в процессе обучения  средствами образования;

- существенное увеличение  в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологи, экологии, эргономики, экономики;

- внедрение информационных систем в образовательный процесс;

- синтез науки, образования  и производства через создание  крупнейших технополисов и техопарков;

- развитие дистанционных  форм обучения.

Исследование зарубежного  опыта подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства позволяет выделить основные особенности образования:

- подготовка кадров  осуществляется на базе крупных  гостиничных комплексов, которые  имеют свои замкнутые учебные  центры;

- потенциальный специалист  поэтапно проходит все уровни  профессиональной подготовки, постоянно повышая свою профессиональную квалификацию;

- количество теоретических  и практических занятий примерно  равно, практика является важной  составляющей частью учебного  процесса;

- при появлении на  предприятии потребности в новых  специалистах, начитается их обучение;

- учебный план подготовки  специалиста формируется с учетом  потребностей предприятия-заказчика  и возможностей учебного заведения,  которое будет выполнять этот  план.

 

Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства

 

3.1 Основные  проблемы профессиональной подготовки  кадров в индустрии туризма  и гостеприимства

Туризм является одной  из наиболее перспективных и динамично  развивающихся сфер современного бизнеса. В современном мире с его процессами глобализации и информатизации туризм является средством максимально полного использования всех накопленных человеком культурно-исторических ценностей и рекреационных ресурсов. Вследствие социального, политического и экономического прогресса, туризм стал доступен широким слоям населения, что в свою очередь привело к развитию всей инфраструктуры туризма.

Туризм занимает ведущее  место в экономике большинства  стран, и при этом успешно помогает решать в первую очередь проблемы, связанные с занятостью населения. Интересен тот факт, что, по данным Международной организации труда, каждое рабочее место в туристской индустрии приводит к созданию в среднем полутора рабочих мест в смежных отраслях.

Очень остро на сегодняшний  день стоит проблема профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства. В настоящее время в туризме наблюдается большой дефицит высококвалифицированных кадров. Многие компании, связанные со сферой туризма, сталкиваются с таким препятствием на пути развития бизнеса как уход сотрудников, «текучка» кадров. Отрасль нуждается в притоке молодых компетентных специалистов. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ставит перед системой подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма задачи, которые связанны с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных специалистах с учетом интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство, то есть, с учетом уже принятых международным сообществом дополнительных требований к функционированию туристской индустрии.

Возможности существующих в настоящее время учебных  заведений, готовящих специалистов для индустрии туризма, которая также включает в себя гостиничный и ресторанный бизнес, ограничены, в результате чего с трудом обеспечиваются потребности отрасли в кадрах среднего и низшего звена требуемой квалификации. Статистические данные показывают, что кадровый дефицит в отрасли среди руководителей среднего звена достигает 50%. Особенно не хватает специалистов узкой квалификации, требующей знания специфических программ, обладания специфическими навыками. При этом качество подготовки кадров для индустрии туризма нередко не соответствует принятым в настоящее время образовательным требованиям. У выпускников отмечается: низкая профессиональная компетентность, недостаточное знание иностранных языков, низкий уровень компьютерной подготовки, отсутствие практических навыков (так как в учебных планах отводится недостаточное количество часов для развития профессиональных навыков), неадекватная личная мотивация студентов, которые не имеют представления о том, по каким критериям происходит подбор кадров (собеседование, конкурс, психологическое тестирование, внешние данные).

Вследствие этого, как  правило, при устройстве на работу требуется  «доучивание» выпускников туристских (и не только) вузов на рабочих местах по соответствующим должностям. Молодых специалистов направляют на специальные курсы повышения квалификации, которые нередко создаются непосредственно самими предприятиями туриндустрии. Работодатели отмечают, что только после прохождения соответствующего обучения «на месте» молодой специалист может качественно и в полном объеме выполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационными требованиями.

В нашей стране на сегодняшний момент существует немало проблем в процессе обучения и подготовки кадров в сфере туризма. Обучение по туристским специальностям зачастую проводится только на уровне теории, хотя она имеет далеко не решающее значение в данной профессии. Студентам катастрофически не хватает практических навыков, которые могут дать практики, обучающие стажировки и тренинги. Все это оказало влияние на становление системы профессионального туристского образования. [51]

Современная модель профессионального  туристского образования предполагает в своей основе многоуровневую, территориально распределенную систему непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров. Эта модель основывается на следующих принципах [51]:

- ориентированность на  практическую подготовку специалистов  с учетом лучших мировых стандартов;

- учет запросов работодателей,  их квалификационных требований; компетентностный подход;

- предоставление студентам  возможности выбора индивидуальной  образовательной траектории, обеспечение непрерывности и многоуровневости программ;

- получение "двойного" диплома и дополнительных квалификационных сертификатов;

- применение современных  информационных и образовательных  технологий в обучении;

- сертификация образовательных  программ на основе международных  стандартов качества.

Однако реализация современной модели профессионального туристского образования в России, нацеленной на обеспечение туристской отрасли квалифицированными конкурентоспособными кадрами, сдерживается по ряду причин [51]:

- отсутствие единой  федеральной системы мониторинга  и прогнозирования потребностей в профессиональных кадрах для сферы туризма, отсутствие единой статистической базы данных по численности обучающихся и выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, проходящих подготовку по направлениям, специальностям и специализациям для сферы туризма;

- несовершенство нормативно-правовой  базы;

- отсутствие комплексной  системы оценки (сертификации, аттестации) персонала и руководителей предприятий сферы туризма, стандартов их профессиональной деятельности, отраслевых квалификационных уровней;

- недостаточная эффективность  системы подготовки и повышения  квалификации профессорско-преподавательского  состава учреждений профессионального  образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма.

До сих пор не решены проблемы, связанные с качеством  подготовки специалистов:

- при недостатке квалифицированных  кадров для туристской индустрии  имеет место невостребованность  выпускников профильных вузов   вследствие отсутствия у них  практических навыков и необходимых знаний по конкретным специализациям, отмечается чрезмерная академичность профильного высшего образования при недостатке необходимых компетенций;

- в связи с увеличением  количества высших и средних  специальных учебных заведений, выпускающих специалистов туристского профиля, возрастает потребность в формировании квалифицированного преподавательского состава, обладающего современными профессиональными знаниями и опытом практической работы в отрасли. В этой связи еще мало привлекаются наиболее подготовленные работники туристской индустрии к проведению мастер-классов, чтению лекций и проведению семинаров, к участию в научно-практических конференциях, научных исследованиях по проблемам туризма, к руководству различного вида практик на предприятиях туризма;

Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства