Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа
Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108
Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено взаимосвязями с практической деятельностью, технологическими процессами современного туроперейтинга. Программа обучения и проектирование учебников должны учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и должны быть сориентированы на функции туристской организации на рынке туристских услуг. [51]
Успешная работа в
индустрии туризма и
Среди всего множества условий, определяющих уровень качества услуг и эффективность работы в гостиничном и туристском бизнесе, ведущую роль играет постоянное усовершенствование профессиональной подготовки специалистов.
Постоянного внимания со стороны руководителей гостиниц и их подразделений требует кадровая работа по подбору, профессиональному обучению и распределению работников. Высокопрофессиональные и грамотные специалисты являются гарантией и основой высокого имиджа и стабильной работы туристского предприятия.
С целью подготовки конкурентоспособных кадров необходимо значительно повысить качество образования в туризме, в связи с чем следует разрабатывать единые правила и стандарты аккредитации и сертификации для усиления существующих и создания новых образовательных систем по подготовке специалистов.
Особо следует отметить,
что разрабатывать
Весьма ценными являются
учебные программы и методическ
Подготовка
Национально-региональный компонент содержания профессионального образования по туризму включен в основном в дисциплины гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и общего профессионального циклов государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, при этом наблюдается отсутствие разработанного национально-регионального компонента для дисциплин специализации, которые в итоге и определяют территориальную и отраслевую специфику подготовки специалистов индустрии туризма. [48] Помимо этого следует также отметить, что понятие региональной специфики по объему шире, чем содержание регионального компонента и практически осуществить все это будет довольно сложно.
Для совершенствования туристского образования, прежде всего, необходимо скорректировать уже существующие и создать новые образовательные стандарты, которые будут отвечать потребностям отрасли и значительно расширят объем специализированных дисциплин и практических занятий.
Имеет смысл включать в учебный процесс основные принципы и идеи учебных программ и программ дисциплин, преподаваемых в ведущих зарубежных вузах. Учитывая, что ряд устоявшихся в западной системе образования курсов в России практически не преподается, актуализируется задача привлечения для чтения лекций ведущих специалистов из зарубежных вузов.
Выбирая методику обучения, следует исходить из того, что любой метод или форма организации занятий дают необходимый педагогический эффект только в том случае, если они способствуют активизации слушателей, т.е. побуждают слушателей к активной практической и интеллектуальной деятельности и обеспечивают глубокое осознание и понимание преподаваемого материала. Кроме того, необходимо сочетать разнообразные методики и методические приемы в процессе обучения.
В первую очередь происходит классическое накопление теоретических знаний при помощи чтения литературы, лекций, семинаров. Затем благодаря накопленным значительным фундаментальным знаниям возможно дальнейшее закрепление материала, ориентированное на практические навыки. При этом можно использовать различные активные методы обучения.
Активные образовательные методики направлены на повышение интенсивности мыслительной деятельности у обучающегося, развитие способности вносить корректировки в свои действия, умение обосновывать и высказывать свои суждения и принимать правильные решения в самых разных, порой нестандартных ситуациях; они могут являться средством углубленного изучения различных тем. [11]
Одной из разновидностей активных методов обучения являются деловые игры. Их преимущество по сравнению с другими методами обучения заключается в том, что с их помощью можно не только отрабатывать полученные навыки, но и тренировать такие ценные в будущей успешной работе качества, как коммуникабельность, сообразительность, умение выходить из сложных быстро меняющихся ситуаций, лидерские качества.
Также существует проблемно-поисковый метод, который позволит студентам столкнуться с жизненными и учебными ситуациями, основанными на реальном материале, в положении исследователей, первооткрывателей.
В современном учебном процессе неотъемлемой частью являются компьютерные технологии, позволяющие применять интерактивные методы обучения, и выводящие их на качественно новый уровень. Это позволяет студенту и преподавателю общаться, вести диалог, обмениваться информацией, контролировать и корректировать выполнение заданий.
Учебная программа сама по себе не даст необходимого результата, если студент не будет достаточно организован и мотивирован на использование методов самообучения и саморазвития. В профессиональном образовании мотивация тесно взаимосвязана с профессиональными установками, то есть готовностью субъекта к определенной активности в определенной ситуации, а также важна сама установка на образование как устойчивая ориентация на усвоение новых знаний, умений и навыков.
Для того чтобы студент получил такие знания, которые позволят ему понимать отраслевую специфику бизнеса, в котором он собирается работать, в основе концепции обучения должны быть следующие принципы [34, с.293]:
- сочетание теоретических и практических знаний;
- формирование коммуникативных навыков работы в коллективе;
- всестороннее изучение
мирового опыта в сфере
- постоянное и устойчивое стремление к совершенствованию бизнеса
посредством создания новых услуг;
- углубленное изучение
иностранных языков, культуры, традиций
иных сообществ и воспитание
толерантного отношения к
-изучение этических норм обслуживания клиента, ориентированных на его интересы и потребности.
Независимо от введения
различных новых методик в
образовательный процесс
В такой работе важное место занимает учебно-тренинговая гостиница, созданная по Распоряжению Правительства Москвы № 44 — РП от 15 января 2003 г. «О создании Государственного унитарного предприятия города Москвы "Учебно-тренинговая гостиница"». [12] По результатам ее многолетней деятельности можно сказать, что студенты, прошедшие в ее стенах стажировку более качественно подготовлены теоретически и практически адаптированы к требованиям, предъявляемым к сотрудникам гостиниц. Каждый из студентов понимает, что только на практике в процессе совместной работы и общения с сотрудниками гостиницы можно закрепить полученные ранее теоретические знания и найти свое место в такой системе как «гостиничное предприятие». Работники учебно-тренинговой гостиницы принимают непосредственное участие в работе различных научно-практических конференций, «круглых столов» и семинаров, где присутствуют, помимо представителей индустрии туризма и гостеприимства, преподаватели и студенты профильных вузов. Студенты, выступающие на конференциях, отмечают большую значимость прохождения стажировки и практики, обсуждают предоставленные им возможности для ознакомления со спецификой будущей профессии, с жизнью трудовых коллективов, что в свою очередь позволяет им сопоставить свои представления и запросы с реальным положением дел в гостинично-туристской отрасли. Многие студенты в настоящее время используют материально – техническую базу учебно-тренинговой гостиницы и имеющийся учебно-методический и документальный материал для подготовки дипломных и курсовых работ и для занятий научной деятельностью. [93]
Говоря о качестве подготовки специалистов, важной проблемой является подготовка и постоянное повышение квалификации преподавательского состава. Для этого высшим учебным заведениям необходимо работать над установлением сотрудничества, контактов, взаимодействий с различными предприятиями туристской направленности (гостиницами, ресторанами, турагентствами, другими учебными заведениями и пр.) в форме встреч-семинаров, круглых столов, посвященных актуальным проблемам развития отрасли, что поможет сориентировать образовательные программы на нужды туристских предприятий.
Необходимо обеспечение многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и усовершенствования кадров для индустрии туризма, основной целью которой будет интеграция образования и практики. Обеспечение взаимосвязи образовательного процесса и практики позволит в ходе учебного процесса отрабатывать производственные навыки непосредственно на рабочих местах, потому что на данном этапе наблюдается ситуация несоответствия учебного процесса современной специфике работы организаций, вовлеченных в туристский, гостиничный и ресторанный бизнес. В настоящее время учебными заведениями не учитываются ни количественные, ни качественные нужды отрасли. Взаимодействие же учебных заведений с организациями, работающими в данной отрасли, позволит сформировать целевой заказ на подготовку необходимых специалистов. Известно, что зарубежные учебные заведения выгодно отличаются от российских тем, что у них обязательно есть заказчики (в виде гостиниц, ресторанов, турфирм), которые вместе с учебными заведениями работают над учебными стандартами, планами и программами.
Следует отметить, что существенную роль, кроме академической подготовки и исследовательской ориентации, играют связи с бизнесом, в том числе международным. Так, совершенно необходимо включение в программы подготовки мастер-классов по практике гостеприимства и туризма, причем их набор не должен быть эклектичным и оторванным от общей логики учебного плана и отдельных дисциплин. Конкретный мастер-класс должен быть органично встроен в структуру учебного плана и контента конкретной дисциплины, предоставляя обучающимся возможность сформировать свой взгляд на обсуждаемые проблемы с учетом практической точки зрения. Кроме того, у учебных заведений возникает необходимость перехода на новый формат взаимодействия с бизнесом, при котором эти две стороны будут выступать в качестве долгосрочных партнеров, образуя своеобразную сеть. Интересно, что наиболее выраженная форма такого сотрудничества наблюдается в зарубежных учебных заведениях, имеющих в своей структуре в качестве базы для эмпирических исследований и практики студентов реально функционирующую организацию отрасли, например отель. [19]
Необходимым условием подготовки профессиональных кадров является наличие современного материально-технического оснащения высших учебных заведений, которое в настоящее время не всегда находится на должном уровне. Отсутствие современной материально-технической базы в учебных заведениях и недостаток внимания к подготовке кадров со стороны организаций, работающих в сфере туризма, не позволяют в должной мере обеспечить качественную подготовку и высокую квалификацию молодых специалистов, не позволяют им овладеть новейшими технологиями и знаниями в сфере обслуживания.
Несомненно и то, что состав преподавательских кадров должен быть существенно изменен в направлении привлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин.
В организации системы подготовки специалистов для индустрии туризма существует острая проблема их дальнейшего трудоустройства и ее невозможно успешно решить без анализа профессиональной деятельности выпускников.
Для решения проблемы трудоустройства выпускников по специальности необходимо разработать программу мониторинга их постдипломной деятельности, которая давала бы качественную оценку применимости знаний по приобретенной специальности в реальной жизни. Очевидно, что полученные результаты заставят внести определенные изменения в учебные программы и в сложившиеся взаимоотношения между учебными заведениями и предприятиями гостинично-туристского комплекса.
Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства