Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа
Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108
Представители современной туристской и гостиничной индустрии отрасли недостаточно заинтересованы в совместной работе над стандартами в области подготовки высококвалифицированных специалистов. Гостиничным и туристским предприятиям нужны уже подготовленные специалисты с опытом работы. Для предприятия подготовка и обучение специалистов – это вложение средств и времени, которые не всегда могут окупиться. Такая система подготовки кадров имеет свои недостатки, которые возможно устранить только в том случае, если предприятия туристского и гостиничного бизнеса будут реально заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями.
Учебные заведения зачастую ограничены в финансировании, поэтому повышение квалификации и переподготовка преподавателей осуществляются недостаточно часто. При этом, далеко не все учебные заведения могут самостоятельно распоряжаться собственными финансами, при помощи которых можно было бы улучшить процесс подготовки специалистов различных туристских и гостиничных служб, в максимально приближенных к реальным условиях.
Некоторые профильные учебные заведения имеют договора сотрудничества с иностранными гостиничными предприятиям об организации стажировок для своих студентов, Но проблемой такого сотрудничества является тот факт, что трудоустройство наших специалистов зачастую происходит исключительно во время сезонного повышения спроса на услуги.
Туристская отрасль
характеризуется
В области внутреннего и
2.2 Требования работодателей
к персоналу в индустрии
Профессия специалиста в сфере туризма и гостеприимства подразумевает различные типы деятельности, такие как информационная, исследовательская, информационно-коммуникативная, творческая и так далее. И выполнять подобные виды деятельности качественно возможно при обладании специальными знаниями, навыками, умениями.
К соискателю должности в сфере туризма и гостеприимства предъявляются различные требования к уровню образования, знаниям, навыкам, умениям, профессиональной подготовке. При этом, знания могут быть как общими, так и специальными. Например, знание иностранных языков, определенных нормативно-правовых документов внешнего и внутреннего для предприятия характера, коммуникативные навыки, навыки работы с оргтехникой различного назначения и сложности, в том числе, с различными программами на ПК, аналитические и организаторские способности.
При этом к условиям работы могут
быть отнесены командировки в различные
места, выделение средств связи,
необходимость установки
Совокупность требований к соискателю на замещение должности обычно содержит следующие разделы: биографические данные, личностные качества, профессиональные качества.
Для предприятия основное – это определить компетентность кандидата. При этом делается акцент не возможности и умения кандидата, а на потребности предприятия. Это обстоятельство находит свое отражение и в заявках кадровым агентствам, в объявлениях о вакансии, в беседах с соискателями.
Основной задачей при наборе персонала является широкий поиск кандидатов, подробное рассмотрение различных кандидатур на каждое вакантное место в предприятии. Можно привести портрет идеального руководителя кадровой службы, который был предложен предложила Европейской ассоциацией директоров отделов кадров: «Руководитель кадровой службы должен быть: пунктуальным и методичным, динамичным и настойчивым, общительным, способным убеждать, справедливым, строгим, доступным, широко образованным, способным к размышлению, психологом, добрым советчиком, уметь слушать и внушать доверие» [77, c.110]. К этому высказыванию, к этим требованиям также следует добавить информацию об образовании, опыте работы.
Руководитель предприятия, должен быть умным, культурным человек, должен хорошо знать свое дело. Он также должен четко представлять, что конкретно может принести прибыль организации, и при этом волноваться не только и не столько о своем доходе, но также и о постоянном повышении качества услуг, оказываемых клиентам.
Основной обязанностью
руководителя предприятия в целом
или отдельных его структурных
подразделений является принятие управленческих
решений и управление персоналом.
Каждый менеджер должен уметь мотивировать
подчиненных к активному сотруд
Эффективность деятельности менеджера будет тем более эффективной, чем большей информацией он будет владеть. При этом он всегда должен осознавать свою ответственность за принимаемые им решения. Хороший менеджер всегда должен уметь донести свою точку зрения, свое видение проблемы до подчиненных, уметь мотивировать, почему именно так, а не как-то иначе нужно поступить в конкретной ситуации. Важно не просто руководить людьми, а руководить вместе с людьми. В процессе управления на первом месте должен стоять человек. Именно от руководителя часто зависят настроение в коллективе и поступки подчиненных. Руководитель всегда должен помнить о следующих моментах: он не должен выглядеть уставшим; всегда должен иметь желание работать; следить за своим поведением, чтобы не навредить репутации предприятия; не должен выбирать «любимчиков» или наоборот, «аутсайдеров»; должен всегда выполнять обещания, не забывать о назначенных встречах и планах.
Для эффективности руководства,
важно адекватно оценивать
К руководителю предъявляют следующие требования:
- профессиональная
- социальная компетентность.
Под этим подразумеваются:
- концептуальная компетентность:
подразумевается способность
Спрос на специалистов туристской и гостиничной отрасли на современном рынке труда в России высок, как никогда. Чаще всего предприятия ищут специалистов для работы с автоматическими системами бронирования гостиниц, билетов и так далее. Также очень востребованными являются сотрудники линейного персонала гостиничных комплексов (горничные, портье, метрдотели, бармены, официанты). Высоким спросом пользуются менеджеры по туризму. Треть из опубликованных вакансий имеют отношение к сфере образовательного туризма, активно развивающейся в настоящее время. Также на рынке труда пользуются большим успехом такая вакансия, как специалист по бронированию. Очень устойчивый спрос при этом на сотрудников, которые уже имеют работы в данной сфере (обычно от 1 до 3 лет). [66, с.89]
Можно выделить следующие требования, которые являются общими для кандидатов, претендующих на должность в гостиничном или туристском бизнесе:
- возраст от 20 лет;
- наличие высшего образования
(при этом не всегда
- знание минимум одного иностранного языка.
Помимо этого, часто требуется умение работать с информацией, владеть хорошими коммуникативными навыками. Преимуществом считается наличие опыта работы в сфере.
На отечественных предприятиях
остро стоит кадровая проблема, так
как на рынке не хватает специалистов-
От менеджера туристской
сферы требуется умение формировать
разнообразные групповые и
Работа менеджера по туризму в турагентстве несколько отличается от работы менеджера туроператорской фирмы.
Менеджеры, которые работают
компаниях-туроператорах
- разрабатывают маршруты и туры;
- составляют экскурсионные программы и планы отдельных развлекательных мероприятий;
- бронируют места в гостиницах и на регулярные авиарейсы, организуют чартеры;
- занимаются ведением
переговоров с принимающей
-оформляют визы и страховки;
- оформляют документы, необходимые для формирования пакета тура;
- заключают соглашения с турагентствами;
- принимают в организации
и проведении рекламных
Менеджеры многочисленных турагентств и региональных представительств выполняют несколько другие задачи, основная из которых – продать готовый турпродукт, а также привлечь и удержать максимально большее количество клиентов. Менеджер турагентства представляет собой связующее звено между клиентом и туроператором. К его обязанностям относятся:
- общение с клиентами (в том числе по телефону) и их консультирование по вопросам предполагаемой поездки;
- знание рынка туруслуг и подбор тура, соответствующего запросам клиента;
- оформление договора с клиентом.
- постоянное взаимодействие с компанией-туроператором;
Специалисту в области туризма для качественной работы необходимы знания по текущему состоянию и динамике туристского рынка, ресурсоведению, менеджменту и маркетингу. Важно знать особенности технологии подготовки, проектирования, разработки и составления туров, специфику их тематического содержания. Также нужны знания по технологии производства и предоставления отдельных туруслуг, учитывая при этом разнообразие и специфику подготовки различных видов туристских программ. Для всего этого требуется наличие огромного практического опыта. Менеджер по туризму во всех своих действиях должен руководствоваться законом; причем, не только в сфере туризма, но и основные российские и международные нормативно-правовые акты — кодексы, федеральные законы; должен уметь при необходимости ссылаться на них.
Менеджер должен уметь
вселить в клиента уверенность
в выполнении обязательств турфирмой,
в безопасности поездки, в получении
ожидаемых впечатлений; должен убедить
клиента в необходимости
- умение выслушать клиента и выявлять его истинные потребности;
- умение выгодно представить ту или иную туристскую услугу;
- умение подробно описать преимущества турпродукта;
- умение убедить в
целесообразности выбора места
путешествия, в безопасности
- умение оставить
о себе лично и о турфирме
в целом приятное впечатление
даже если клиент не
Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства