Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108

Файлы: 1 файл

Харюк диссертация подготовка кадров.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

 

Существующая система  подготовки кадров не соответствует  требованиям рынка труда к  количественному и к качественному  составу работников индустрии.

Довузовская профессиональная подготовка предполагает профориентационный характер и обычно включает в себя формирование профильных классов. Ее основная цель – сориентировать школьников на профессиональную деятельность и выявить у них расположенность к той или иной профессии. Недостаточное количество профильных классов приводит к тому, что довузовская подготовка для индустрии туризма охватывает недостаточное количество школьников.

Подготовка кадров в  рамках начального профессионального  образования ведется по профессиям «Администратор», «Горничная», «Официант, бармен», «Повар» и т.п. Анализ выпуска учебных заведений, осуществляющих подготовку начального профессионального образования, за 2010 г. показал, что количество их выпускников составляет примерно 20% от спроса рынка труда, при этом 24% выпускников продолжают обучение в профильных колледжах и вузах, а до 32% – покидают отрасль (рисунок 2.1) [62].

 Рисунок 2.1 – Занятость выпускников  образовательных учреждений индустрии  туризма, через год после окончания обучения [20]

 

Анализируя в целом  подготовку специалистов начального профессионального образования, можно сделать вывод о низком уровне подготовки выпускников, недостаточном количестве образовательных учреждений. Как показывает практика, дальнейшую работу в этой отрасли продолжают всего около 44% специалистов с начальным профессиональным образованием, что составляет примерно десятую часть от спроса рынка труда, что явно недостаточно.

 

Следующей ступенью является получение образования по программам среднего профессионального образования по таким специальностям, как «Гостиничный сервис», «Организация обслуживания в сфере сервиса», «Технология продукции общественного питания», «Организация обслуживания в общественном питании». Получив среднее профессиональное образование по этим специальностям, выпускники колледжей и лицеев имеют возможность продолжить обучение в высших учебных заведениях по сокращенной программе.

Уровень подготовки выпускников со средним профессиональным образованием, часто также не удовлетворяет работодателей. На практике, не менее четверти выпускников  выполняют  работу, для которой не  требуется  среднее профессиональное образование. При этом общее количество специалистов подготавливаемых для индустрии туризма удовлетворяет потребность отраслевого рынка труда всего на 20% от требуемого уровня. [62]

Подготовку кадров для  индустрии туризма и гостеприимства  в области высшего профессионального  образования осуществляют более 100 вузов, более чем по 10 специальностям, при этом, только пятая часть из них являются отраслевыми, что, безусловно, влияет на уровень профессиональной подготовки выпускников и дальнейшее их трудоустройство. По данным службы занятости г. Москвы только 15% вакансий в индустрии туризма и гостеприимства касаются лиц, которые имеют высшее профессиональное образование. На сегодняшний день только 68% от всего количества выпускников необходимы отрасли, из-за чего большая их часть уходит из отрасли или работает на должностях, где не требуется высшее образование.[62] То есть существует диспропорция между требуемым количеством выпускников с высшим образованием и спросом на рынка труда.

«Послевузовская подготовка включает в себя обучение в аспирантуре  и докторантуре. В 2010 г. в РФ было защищено 21792 диссертаций на соискание  учёной степени кандидатов и докторов наук, из них по тематике туризма всего лишь 62 (0,3%) кандидатских и 4 (0,02%) докторских диссертаций. Защиты были проведены по специальностям педагогика, экономика, география, история, социология, психология.» [62]

Учитывая то, что более  трехсот вузов РФ ведут подготовку специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, такой прирост специалистов высшей квалификации явно мал. Итоги аккредитации высших учебных заведений показывают, что доля преподавателей, обладающих учеными степенями, на профессионально-ориентированных кафедрах составляет менее 30%. При этом большая часть остепененных преподавателей не являются профильными специалистами в индустрии туризма и гостеприимства. Следовательно, требуется целенаправленная подготовка кандидатов и докторов наук, которые имели бы опыт работы в индустрии туризма и гостеприимства с целью создания высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений.

 

На сегодняшний день к специальностям, по которым осуществляется подготовка кадров сферы туризма и гостеприимства относятся следующие:

- «Социально-культурный  сервис и туризм». Обучаясь  по этой специальности, студенты  получают знания в области  отечественной и зарубежной литературы, страноведения, мировой культуры  и искусства, изучают различные  гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

- «Туризм». На этой  специальности изучаются туристское  ресурсоведение, экономика туррынка, мотивация потребителя услуг  и так далее.

- «Менеджмент организации». В основном изучаются управленческие  дисциплины, как общие, так и специализированные, затрагивающие деятельность в туристской сфере: управление качеством, управление персоналом, международный туризм, организационное поведение, гостиничный бизнес, страховое дело, экскурсионный менеджмент и пр.

- «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Во многом близка предыдущей, но отличается более обширным изучением экономики в сфере туризма. [51]

Обучение по данным направлениям и специальностям ведется в профильных вузах, в экономических вузах, а  также в большом количестве специализированных вузов, которые готовят персонал для сфер культуры, спорта. Среди них Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Московский государственный институт индустрии туризма, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный университет туризма и сервиса, Российский государственный университет им. Иммануила Канта,  Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Поволжский государственный университет сервиса, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Государственный университет управления, Белгородский государственный университет, Иркутский государственный университет, Российский новый университет, и др.

Студент вуза должен обладать такими знаниями, которые приближали бы его к пониманию специфики  отрасли, в которой он будет работать. Соответственно, в основе концепции  обучения должны быть следующие принципы:

- объединение теоретических и практических знаний;

- формирование коммуникативных  навыков и навыков работы в  коллективе;

- исследование мирового  опыта в сфере туризма и  гостеприимства;

- углубленное изучение  иностранных языков, а также культуры, традиций других стран, прививание толерантного отношения к людям других культур;

- изучение этических  норм обслуживания клиента, ориентированных  на его интересы и потребности.

 

Студент имеет возможность  доказать эффективность своего обучения  при прохождении практики на предприятиях туристской и гостиничной индустрии. К отдельным видам практики относятся: учебно-ознакомительная, производственная, преддипломная.

Цель учебно-ознакомительной  практики  - знакомство студентов  с туристскими и гостиничными предприятиями, с основными принципами их работы; с должностными обязанностями персонала, с технологическими процессами.

Производственная практика предполагает уже самостоятельную  работу практиканта по изучению основных направлений работы предприятия. Во время прохождения производственной практики студент обычно выполняет функции специалиста по выбранной специальности.

В ходе преддипломной  практики закрепляются теоретические  знания и получаются практические навыки по специальности. Основными задачами данной практики являются: изучение деятельности предприятия в соответствии с темой выпускной квалификационной работы студента; совершенствование практических навыков выполнения технологических процессов; изучение организационной структуры.

Однако непродолжительная  практика, не дает студенту возможности в полной мере проявить те знания, навыки и умения, которые он приобрел в процессе обучения. А значит, предприятие должно быть встроено в учебный процесс. Только в этом случае можно максимально совместить теоретические знания и реальную практику. Данную проблему можно решить путем развитого сотрудничества между вузами и предприятиями туристской т гостиничной индустрии. Нужно создавать действующую систему «вуз» - «предприятие» - «студент».

 

Система высшего образования  в России на сегодняшний день, как и во многих странах мира, предполагает две основных уровня — бакалавриат и магистратуру. Двухуровневая система предполагает, что обучение на первой ступени завершится присвоением квалификации (степени) «бакалавр», на второй ступени — квалификации (степени) «магистр». Получение и степени бакалавра, и степени магистра подтверждается выдачей диплома о высшем образовании. Также включение в российское образование такой системы предполагает, что введение магистратуры в учебных заведениях предоставляет возможность лицам, готовящимся к последующей научной деятельности, получить более глубокую теоретическую подготовку, необходимую для дальнейшей исследовательской и педагогической деятельности.

На уровне бакалавриата подготовка кадров для индустрии  гостеприимства и туризма является достаточно отработанной. Образовательные программы бакалавриата по направлению «Туризм» в основном стали «наследниками» программ подготовки по специальностям «Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм». Одно из важных отличий системы подготовки бакалавриата от подготовки специалитета – резкое сокращение времени, которое отводится на различные виды практики, в том числе, на преддипломную практику. При этом, несмотря на большую распространенность бакалаврских образовательных программ, в России практически отсутствует корпус аналитиков и менеджеров, которые обладали бы специфическими знаниями в сфере области туризма и гостеприимства, и были бы способны приблизить этот сектор экономики страны к мировым стандартам.

Согласно данным исследования, проведенного в марте 2007 г. проектом 2EDU. к выставке «Образование для взрослых людей», из 270 респондентов, которые были заинтересованы в получении послевузовского образования, 67% из опрошенных студентов и 65% из работающих специалистов (то есть большинство опрошенных) назвали основным мотивом для приобретения дополнительного образования именно необходимость получения новых знаний для профессионального роста и развития собственной карьеры. [86]

 

Как показывает практика, большое количество должностей в индустрии туризма и гостеприимства занимают люди, не обладающие профильным образованием. Это показывает необходимость и важность дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации. При Департаменте образования г. Москвы аккредитованы 11 образовательных заведений, которые реализуют программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. [62] Также повышением квалификации занимается также ряд высших учебных заведений. Однако существенной проблемой в этой области является недостаточное количество программ, которые были бы ориентированы на специалистов с начальным и средним профессиональным образованием.

На рисунке – 2.2 приведена динамика потребности индустрии в переподготовке и повышении квалификации (ППК) специалистов,  и количество человек её прошедших за 2006–2010 гг. [62]

Рисунок 2.2 – Потребность индустрии туризма в переподготовке и повышении квалификации и количество человек её прошедших за 2006 – 2010 гг [20]

 

Система дополнительного профессионального образования, которая существует на сегодняшний день, не соответствует требованиям индустрии ни по количественному, ни по качественному составу: к 2010 г. расхождение между потребностью в дополнительном профессиональном образовании и его возможностями составило около 90%.

Получение дополнительных знаний, навыков и умений может  происходить несколькими способами: самообучение, в процессе выполнения должностных обязанностей; посещение  специализированных профессиональных курсов; получение второго высшего образования, а также продолжение профильного образования. Предполагается, что именно в последнем случае лицо приобретает фундаментальные знания. Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», послевузовское образование – это повышение уровня высшего образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Так как послевузовское образование – это один из способов повышения профессиональной подготовки, соответственно, его можно рассматривать как  важную составляющую системы подготовки кадров. Последовательное повышение квалификации в рамках послевузовского образования может проходить в аспирантуре, которая создается в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, которые имеют соответствующие лицензии; а также в докторантуре, также создаваемой в этих образовательных учреждениях и научных организациях. [5]

Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства