Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108

Файлы: 1 файл

Харюк диссертация подготовка кадров.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

- растет потребность  учебных заведений в соответствующем  методическом обеспечении учебного  процесса, в освоении инновационных  технологий профессионального образования,  внедрении методов и средств  дистанционного обучения. Нет координации в вопросах обеспечения системы туристского образования современными учебниками и учебными пособиями, учебными программами по многим дисциплинам;

- программы переподготовки  и повышения квалификации специалистов, которые  реализуются в системе  профессионального туристского образования, как правило, не дают слушателям нужных современных практических профессиональных знаний и навыков, они носят формальных характер, в должной степени не связаны с программами корпоративного обучения кадров, которые существуют на предприятиях туриндустрии.

На сегодняшний день это общеизвестный факт, что в  основе успеха любого бизнеса лежат  человеческие ресурсы. Проблема нехватки квалифицированного персонала всегда актуальна для различных отраслей, а для индустрии туризма и  гостеприимства, которая динамично развивается это, вероятно, самая важная. Причем проблема эта несколько сложнее, чем просто недостаточное количество выпускников.

Сегодня на рынке ситуация такова, что выпускники профильных учебных заведений часто не отвечают профессиональным требованиям, которые предъявляются международными стандартами. Как отмечают сегодня практики, профессиональный уровень молодых специалистов крайне низок.  Очевиден разрыв меджу учебными программами по подготовке кадров для отрасли и ее реальными потребностями. В результате гостиницам и турфирмам, располагающм собственными программами подготовки кадров, приходится заново обучать поступающих на работу специалистов. Имеют место недостаточная компетентность молодых специалистов и отсутсвие адаптационных навыков, которыми они должны обладать в динамично развивающейся конкурентной среде. Основная проблема этого кроется в несвязности учебного процесса и современных методов работы гостиничных и туристских предприятий.

На фоне активного  развития туристского и гостиничного бизнеса во всем мире, и в том числе и в России, становится очевиднее тот факт, что эффективно заниматься туризмом не имея специального образования в сфере обслуживания практически невозможно.

Значительные темпы  развития туристской и гостиничной индустрии в России способствовали появлению большого числа учебных заведений, которые занимаются подготовкой кадров для туризма и гостеприимства; в стране свыше трехсот вузов (самого разного профиля), которые так или иначе готовят кадры для туристской отрасли.

В России проблемы кадрового  обеспечения туризма длительное время находились вне поля зрения государственной власти, что повлекло для туристской и гостиничной  индустрии страны сильное отставание от мирового уровня. Относительно недавно  были приняты Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», которые призваны коренным образом изменить ситуацию, и привести к значительному расширению туристской деятельности страны.

 Требуется государственная  поддержка учебных заведений,  готовящих специалистов для гостиничной  и туристской индустрии, которая  должна заключаться в формировании  благоприятных условий для результативного  взаимодействия профильных учебных заведений и представителей  индустрии.

 Существует ряд  проблем, которые стоят перед  российской системой образования,  среди них: нехватка бюджетных  средств, выделяемых на развитие  образования; недостаточная разработка  финансово-экономической и организационно-правовой базы развития образования и, прежде всего, высшей школы; существенные противоречия в самой системе образования: между растущим спросом населения на образовательные услуги и возможностями его удовлетворения.

Также среди проблем  государственного воздействия на отрасль туризма и гостеприимства можно выделить недостаточное соответствие образовательных стандартов потребностям работодателей. При анализе данных, предоставленных в Приложении, выявлены следующие недостатки в образовательном стандарте.  В Федеральном государственном стандарте по направлению подготовки «Туризм» не раскрываются следующие требования, предъявляемые к профессии менеджера по туризму работодателями: умение ведения деловых переговоров, проведения презентаций; требование соответствия стандартам (поведения, внешнего вида) обслуживания на предприятиях; умение работать со специализированным программным обеспечением (например, системы бронирования); обязательное знание основных туристских направлений. В целом образовательный стандарт характеризуется общей академичностью, в то время как работодателями требуются в основном, практические навыки; мало требований предъявляется к развитию личностных характеристик обучаемого. 

 

В России есть большое  количество вузов, которые имеют  право готовить специалистов для индустрии туризма и гостеприимства, но в них ощущается нехватка квалифицированных преподавателей, учебные программы своевременно не обновляются. [11] Как результат – слабая подготовка выпускников, которые не знают специфики современного гостиничного и туристского бизнеса.

При трудоустройстве  в гостиничные предприятия преимущество имеют специалисты  швейцарской  школы, уже способные работать самостоятельно, без дополнительного обучения.

При сравнении качества подготовки отечественных и зарубежных специалистов в области гостиничной и туристской индустрии очевидна высокая конкурентоспособность вторых. У российских вузов не хватает опыта в подготовке кадров для туристского и гостиничного бизнеса. При этом зарубежные учебные центры подготавливают специалистов на основе многолетних принципах культуры и технологии.

 

Руководство и преподаватели  учебных заведений, готовящих кадры  для туристского и гостиничного бизнеса и заинтересованные в  качественной подготовке своих выпускников,  убеждены в необходимости сотрудничества представителей гостиничной и туристской отрасли с вузами для совместной разработки и создания стандартов подготовки квалифицированных специалистов. Однако сами представители отрасли недостаточно  заинтересованы в такого рода сотрудничестве, предпочитая принимать на работу людей уже имеющих определенный опыт. Для обучения и подготовки специалистов необходимы денежные и временные затраты, не всегда способные окупиться. У выпускников отсутствует достаточный багаж знаний по базовым и специальным дисциплинам, они не знают особенностей организации различных гостиничных служб и ресторанов и технологии их работы, не обладают навыками практической деятельности. Все вышеперечисленные недостатки возможно ликвидировать только в случае тесного сотрудничества предприятий гостиничной отрасли и учебных заведений, так как система подготовки выпускников, сложившаяся в настоящее время, не способна справиться с этой задачей самостоятельно.

Другой проблемой учебных  заведений является ограничение в финансах, которое в свою очередь значительно снижает возможности повышения квалификации и переподготовку преподавательского состава. Очень ограниченное количество учебных заведений способно профинансировать подготовку своих студентов в условиях, максимально приближенных к их реальной будущей работе.

Многие профильные вузы сотрудничают с иностранными гостиницами  по осуществлению стажировок для  своих студентов, но сложность такого сотрудничества состоит в том, что  спрос на отечественных специалистов соответствует сезонному повышению спроса на  гостиничные услуги.

Общее количество московских учебных заведений, готовящих специалистов разного профиля для гостинично-туристского  комплекса – более ста, из них  непосредственно работающих на индустрию  туризма около тридцати. При таких цифрах проблем с подготовкой кадров быть не должно, и это подтверждается при сравнении общего количества выпускников и количества работников, занятых в сфере гостеприимства.

По скромным оценкам  ежегодный прирост молодых кадров, с учетом вечерней и дневной форм обучения, составляет от 6 до 8 тысяч человек. При таких объемах подготовки возможно увеличение ежегодного расширения отрасли на 5-10% и такое же увеличение ротации кадров в гостинично-туристском комплексе. В реальности остро стоит проблема трудоустройства и адаптации на рабочем месте  выпускников в соответствии. Управленческий персонал в структуре подразделений гостиниц составляет 12-15%.  Это и менеджеры, и супервайзеры, и бригадиры, и метрдотели, и старшие горничные – все те сотрудники, у кого есть подчиненные. Младший персонал: уборщики, горничные, мойщики, бармены, официанты – составляют примерно 75%. [67] Кроме того, серьезную конкуренцию выпускникам профильных вузов составляют выпускники финансово – экономических и педагогических учебных заведений. Специалисты лингвистического, финансового или юридического профиля, имеющие опыт практической деятельности в гостиничном секторе успешно закрепляются на различных должностях, в том числе в подразделениях общественного питания или на должности метрдотеля. Таким образом, крайне незначителен приток профильных специалистов в гостинично – туристский комплекс и способствует такой ситуации отсутствие возможности резервирования вакансий на предприятиях. Зачастую выпускники профильных вузов вынуждены отрабатывать по 2-3 года на рядовых должностях чтобы получить возможность перейти на должность, соответствующую их образованию.  

Несоответствие предложений  учебных заведений потребностям отрасли остается весьма значительным. Для таких видов деятельности как туризм, гостиничный сервис, сервис на транспорте (по видам транспорта), общественное питание подготовка кадров в системе среднего профессионального образования осуществляется по образовательным программам базового и повышенного уровня. Подготовка кадров в системе начального профессионального образования для индустрии туризма не ведется. Однако в рамках группы профессий «Сфера обслуживания» (бармен, официант, администратор, кондитер, повар, бортпроводник и другие) подготовка кадров направлена на обеспечение квалифицированными работниками в том числе и сферы туризма. [11]

 

В системе высшего  профессионального образования  по двум специальностям «Туризм» и  «Социально-культурный сервис и туризм», включающим более 10 специализаций, подготовка кадров для туристской индустрии осуществляется в профильных институтах, университетах и академиях в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания». Одновременно с этим в непрофильных высших учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов для сферы туризма по смежным областям профессиональной деятельности. [11]

Основной проблемой  подготовки специалистов в профильном высшем учебном заведении является чрезмерная академичность образования  при недостатке практических навыков  и знаний. Усугубляет ситуацию недостаточное количество средних специальных учебных заведений по подготовке работников гостиниц.

 

Ощущается огромный дефицит  кадров в сфере гостиничного бизнеса. Многие отели, в том числе и  высокого класса, вынуждены набирать персонал с улицы. Несмотря на большое количество вузов, в России пока практически отсутствуют реально работающие тренинговые гостиницы. И практика, которую студенты проходят в гостинице, – просто формальность. Зачастую студенты никому не нужны, им пишут справку о том, что практику прошли. В лучшем случае их принимают на самые «загруженные» и низкоквалифицированные должности, без оплаты. Только немногие институты могут позволить себе отправить некоторых студентов на длительную практику за границу в отели. В Европе много учебных отелей, где проходят практику будущие менеджеры. Они работают в обычном режиме, но обслуживают гостей студенты. И каждый их шаг – это часть процесса обучения. В России также имеет смысл инвестировать в тренинговые гостиницы. Но такой отель обязательно должен быть при вузе или вузах. Это не просто аренда помещения.

Еще одной проблемой  является нехватка профессиональных преподавателей, обучающих студентов для сферы туризма. Большинство преподавателей не работали в сфере туризма. За рубежом в вузе преподает, например, бывший руководитель службы отеля. Он уже устал от гостиничной суеты, а на преподавательской работе ему хорошо платят. Естественно, он является специалистом в этой области.

Одним из самых важных элементов обучения является практика, которая должна носить не только ознакомительный характер, но и давать возможность устроиться на работу. Среди работодателей есть мнение, что выпускники учебных заведений имеют недостаточно знаний, так как в процессе обучения не задействована производственная база, а связи учебных заведений с предприятиями индустрии неразвиты. Но это обоюдная проблема. Представители бизнеса жалуются на недостаточный уровень подготовки студентов и выпускников. Но при этом  при организации производственной в учебных заведениях руководству зачастую приходится с трудом уговаривать туристские фирмы и гостиницы принимать к себе на практику студентов. [49]

Отсутствие отраслевого  заказа в соответствии с потребностью отрасли приводит к нерегулируемому  выпуску учебными заведениями, которые  готовят столько специалистов,  сколько могут, а не сколько требуется для индустрии. Это значительно усложняет трудоустройство молодых специалистов.

Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства