Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа
Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108
К числу актов российского законодательства, которые регулируют отношения в сфере высшего и послевузовского образования, вместе с Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Законом РФ «Об образовании», относятся и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, которые складываются исключительно в сфере подготовки и переподготовки кадров. Сфера профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации регулируется десятками подзаконных и ведомственных актов.
Все эти акты занимают особое место в правовом регулировании профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также повышения квалификации, так как раскрывают вопросы, относящиеся к сфере профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различных профессий и отраслей.
Основополагающим нормативным актом в сфере профессионального обучения работников является Трудовой кодекс РФ, содержащий отдельный раздел, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.
Профессиональное образование соответствующего уровня (начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное) основано на обязательных государственных образовательных стандартах.
Под образовательным стандартом следует
понимать государственные
Федеральный государственный
Эти стандарты определяют:
- Характеристику профессиональной деятельности бакалавров и магистров;
- Требования к результатам
освоения основных
- Требования к структуре
основных образовательных
- Требования к условиям
реализации основных
- Оценку качества освоения
Постановлением Минтруда РФ Минтруда РФ от 17.05.99 N 8 (ред. от 10.10.2002) «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» были предложены основные требования к работникам туристской индустрии. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии предназначались для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Квалификационные требования являлись нормативным документом, предназначенным для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.
Квалификационные требования разрабатывались применительно к соответствующим секторам и подсекторам туристской индустрии. Они отображали минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в указанной сфере деятельности. [10]
Квалификационные требования содержат три части. В первой части приводится наименование сектора и подсектора туристской индустрии, номер квалификационных требований, направление деятельности работников, наименования должностей работников и требуемые уровни их образования.
Должности работников, включенные
в Квалификационные требования, сгруппированы
по трем квалификационным уровням в
зависимости от направления деятельности
работников, сложности и объемов
выполняемых должностных
Во второй части приведен перечень должностных обязанностей для работников соответствующего квалификационного уровня.
В третьей части приведен перечень основных навыков и знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей, указанных во второй части Квалификационных требований.
Должностные обязанности
представлены в виде перечня конкретных
должностных задач, выполнение которых
позволяет работнику
Для решения каждой конкретной должностной задачи установлен набор основных навыков, представляющих собой доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи, а также перечень необходимых основных знаний, отражающих содержание программ обучения работников в соответствующей профессиональной области. [10]
Редакция «Постановления…» 2002 года была последней, то есть фактически она утратила силу в связи с истечением срока действия. Получается, что законодательно в настоящий момент нет каких-либо стандартов, определяющих должностные требования к работникам туристской индустрии.
Действующее законодательство на сегодняшний день включает в себя целый комплекс актов разного уровня, которые направлены на регулирование деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
В соответствии с законом, предоставление работнику возможности повышения его профессиональной квалификации называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Этот правовой институт регулируется Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Исходя из анализа нормативных документов, можно выделить следующие виды профессионального обучения:
1. профессиональная подготовка;
2. профессиональная переподготовка;
3. повышение квалификации;
4. обучение вторым профессиям.
Согласно статье 21 Федерального Закона РФ «Об образовании» понятие профессиональной подготовки раскрывается через подробное описание ее целей. Целью профессиональной подготовки является «ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.». [3] «Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией». [3] Работник может самостоятельно получить профессиональную подготовку в указанных учреждениях и образовательных подразделениях; также он может быть направлен работодателем. Кроме того, профессиональная подготовка может быть получена работником и лицом, ищущим работу, непосредственно у конкретного работодателя (будущего работодателя).
Практически всегда отмечалась
неэффективность поддержки со стороны
государственных органов в
Высокий уровень образования населения является важным капиталом, который способствует успешному развитию любого государства. Потому основополагающие законодательные акты России в области среднего, высшего и послевузовского образования должны включать нормы, которые были бы направлены на раскрытие профессионального потенциала страны, а также гарантировать и создавать условия его реализации. Такая правовая составляющая сможет поддерживать конкурентоспособность российской подготовки профессиональных кадров, что особенно важно в условиях интегрирования политико-правовых систем и государственных пространств.
Поддержка системы образования должна являться одной из приоритетных задач государства, поскольку такие воздействие рассматривается как инвестиции в будущее нации. Требуется государственная поддержка учебных заведений для подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства, которая должна заключаться в создании оптимальных условий для результативного взаимодействия профильных учебных заведений и представителей туристской сферы.
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства
2.1 Система подготовки кадров в России
На российском образовательном рынке относительно новым явлением стало наличие и деятельность специалистов туризма. При этом ежегодно увеличивается количество специальностей туристской отрасли. Чаще всего профессиональное туристское образование предлагается средними специальными и высшими учебными заведениями.
Система непрерывного профессионального
образования работников туристского
и гостиничного комплексов направлена
на решение задач насыщения рынка
туризма
К основным элементам
системы непрерывного профессионального
образования относятся
- довузовское образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- дополнительное профессиональное образование (включающее программы профессиональной переподготовки всех уровней, а также программы повышения квалификации специалистов в индустрии туризма и работников администраций, курирующих туристско-рекреационную деятельность);
- послевузовское
Специфика туристского образования заключается в его многогранности. Оно готовит кадры разных специальностей и направлений экономического, управленческого, технического, научного, технологического и других профилей. В результате туристское образование на сегодняшний день представляет собой сложный механизм, который должен активно внедрять инновационные программы для подготовки туристских кадров и использовать зарубежный опыт. [51]
Непрерывность обучения
обеспечивается прохождением каждого
уровня подготовки. При этом по окончании
соответствующего уровня из них обучающийся
получает соответствующий документ
(диплом, сертификат, удостоверение), в
котором указывается наименован
На сегодня в Москве
профессиональную подготовку кадров для
индустрии туризма и
Таблица 2.1
Образовательные учреждения и объем
выпускаемых ими специалистов для
индустрии туризма и
Количество образовательных |
Количество выпускников, чел. |
Потребность в выпускниках, чел. | |
Профессиональные училища |
21 |
1850 |
10000 |
Колледжи |
52 |
2200 |
11500 |
ВУЗы |
101 |
5100 |
3500 |
Курсы повышения квалификации и переподготовки |
11 |
1570 |
23237 |
Итого |
Более100, многие колледжи, училища, курсы входят в структуру ВУЗов |
11120 Без курсов ПКиП 9550 |
48237 Без курсов ПКиП 25000 |
Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства