Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108

Файлы: 1 файл

Харюк диссертация подготовка кадров.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

      САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И  ЭКОНОМИКИ

 

Институт  туризма и международных экономических отношений

Кафедра «Мировая экономика, международные отношения  и туризм»

 

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой «Мировая экономика, международные отношения и туризм» 
д.э.н., проф. ____________ /В.А.Черненко/

 

 

 

 

МАГИСТЕРСКАЯ  ДИССЕРТАЦИЯ

 

 

Магистранта: Харюк Анны Ярославны          

                                               

На тему:  «Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства»

 

 

 

Направление: 100200.68 «Туризм»

 

Магистерская  программа: «Технологические системы обеспечения услуг туристской индустрии»

 

 

 

Научный руководитель: к.э.н., доц. Кириллов Анатолий Тихонович

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7

1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7

1.2 Роль персонала в  процессе оказания услуг в  индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16

1.3 Нормативно-правовая база подготовки  кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23

Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31

2.1 Система подготовки  кадров в России …………………………………31

2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42

2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51

Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61

3.1 Основные проблемы  профессиональной подготовки кадров  в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61

3.2 Пути совершенствования  подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77

Заключение ………………………………………………………………………...90

Список литературы ………………………………………………………………..98

Приложение 1 …………………………………………………………………….108

 

Введение

Актуальность диссертационного исследования:  Туризм на сегодняшний день занимает ведущее место в экономике большинства стран, темпы его развития неуклонно растут. Индустрия туризма вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, повышение платежного баланса страны, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает занятость и повышение качества жизни населения. За последние десятилетия международный туризм превратился в одну из самых высокодоходных отраслей мирового хозяйства. Международный туризм, будучи межотраслевым комплексом, оказывает воздействие на такие секторы экономики как питание, транспорт, строительство, сельское хозяйство и другие, оказывает мощное воздействие на занятость населения.

В настоящее время  туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию  и развитию государство уделяет  пристальное внимание. К 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма.

На сегодняшний день остро стоит проблема профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства, так как персонал является важнейшей составляющей конечного продукта. Мировыми специалистами в сфере туризма и гостеприимства признается, что для высокой конкурентоспособности предприятию необходимо иметь высококвалифицированных сотрудников.

В настоящее время  в отечественном туризме наблюдается большой дефицит квалифицированных кадров. Отрасль нуждается в притоке молодых компетентных специалистов. Сегодня на рынке ситуация такова, что выпускники профильных учебных заведений часто не отвечают профессиональным требованиям, которые предъявляются международными стандартами.

В настоящее время  в РФ отсутствует единая концепция  непрерывной подготовки кадров для  индустрии туризма. С одной стороны, в российском профессиональном туристском образовании еще не накоплен достаточный  опыт подготовки высококвалифицированных кадров. С другой – слепое копирование зарубежного опыта неэффективно, так как не учитывается специфика туристского рынка России.

Эту задачу может решить адекватная современным требованиям  система профессиональной подготовки кадров, которая своевременно реагирует на вызовы новой экономики, ориентированной на инновационное развитие.

 Степень  разработанности проблемы. Исходной базой к постановке задач диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных ученых. Анализу проблем подготовки кадров и рынка образовательных услуг посвящены работы таких авторов, как М.В.Полякова,, Е.Н. Жильцов, Ю.Г. Одегов, А.А. Федулин, С.А. Карташов, В.Ю. Морозов, М.М. Качурина, А.П. Егоршин, А.И. Гретченко, Т.Л. Клячко, О.В. Забелина, К. Бергер, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Дайдзард, П. Друкер и др.

 Теорию становления  и развития системы непрерывного  профессионального туристского  образования, его структуру, уровни  и ступени рассматривали И.В.  Зорин, В.А. Квартальнов, А.И.  Зорин, С.И. Лукьянченко, Л.В. Ляшева и др. Профессионально-значимые качества специалиста в сфере туризма разрабатывали Е.А. Алилуйко, Г.И. Бабий, И.Б. Будик, Т.В. Ворошилова, Е.Н. Гаранина, Н.А. Гультяева, М.А. Домбровская, Е.Н. Канина, Т.К. Горячева, Л. Спенсер, М. Спенсер, С. Уиддет, С. Холлифорд и др.

Исследованиям в области  образовательных услуг  вузов, а  также качества их услуг посвящены  работы:  Т.Д. Бурменко,   И.В. Ванькина, В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, А.П. Егоршин, Е.Н.Жильцов, С.М. Кадочников, Т.Л.Клячко, М.П. Мерзлова, Е.А. Питухин, Н.А.Платонова, А.П. Панкрухин, А.Г. Поршнев, М.Н. Рудаков, О.В. Сагинова, В.А.Садовничий, Л.М. Серова, М.В. Суровов, В.В. Чекмарев и др.

 Проблемы качества  образовательной деятельности в  сфере сервиса и туризма рассматриваются  в работах И.В. Бушуевой, Н.А. Зайцевой, М.П. Мерзловой, Т.Е. Ривчун, Н.Г. Новиковой, А.А. Федулина и других.

Вместе с тем, часть  вопросов, связанных с организацией процесса подготовки кадров в индустрии  туризма и гостеприимства нуждается  в более глубоком исследовании.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:

- исследовать современное  состояние туристской индустрии  и определить роль персонала  в процессе оказания услуг;

- изучить нормативно-правовую  базу в области подготовки  кадров для индустрии туризма;

- проанализировать систему  подготовки кадров в России и за рубежом;

- определить основные  требования работодателей, предъявляемые  к работникам в индустрии туризма  и гостеприимства;

- выявить основные  проблемы в существующей системе  подготовки кадров для индустрии  туризма и гостеприимства.

Объектом исследования в диссертационной работе является персонал в индустрии туризма и гостеприимства.

Предметом исследования является система подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды зарубежных и отечественных авторов по проблемам подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства, образовательной системы, влияния роли государства подготовке кадров, обоснования необходимости  совершенствования системы подготовки кадров, а также научные положения теории развития человеческого капитала и непрерывного образования.

В качестве методологии исследования в работе использованы научные положения по организации и развитию систем подготовки кадров, а также общенаучные методы познания: абстрактно-логический, статистический, методы системного анализа и синтеза, эволюционный, исторический, метод личного наблюдения.

Информационную  базу исследования составили законодательные и нормативные акты подготовки персонала, данные Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы государственной статистики, федеральные и региональные программы в области образования, федеральные стандарты образования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и уточнении теоретических и методических положений, связанных с подготовкой кадров в индустрии туризма и гостеприимства, анализе соответствия образовательных стандартов требованиям индустрии, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию системы подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства.

Структура работы. Ход исследования и логика изложения материала определили следующую структуру работы, которая состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с ролью персонала в  индустрии туризма. Во второй главе анализируется современная система подготовки кадров в России и за рубежом. В третьей главе выявляются основные проблемы в системе подготовки кадров, а также предлагаются пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства. Объем диссертационной работы составляет 107 страниц. Список используемой литературы включает 104 источника.

 

 Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства

 

1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития

Индустрия туризма - это  межотраслевой хозяйственный комплекс, который специализируется на создании турпродукта, способного удовлетворять  потребности населения в проведении досуга, в путешествиях, отдыха и оздоровления путем производства и реализации товаров и услуг туристского назначения. [90]

К элементам туристской индустрии относятся предприятия  и учреждения, цель функционирования которых - удовлетворение нужд туристов (содержательных, мотивационных, аттракционных, комфортности и так далее).

Туристская индустрия  объединяет различные отрасли и  виды деятельности, относящиеся как  к материальному производству, так  и к непроизводственной сфере. При  этом обычно выделяют следующие составляющие сферы индустрии туризма: трансфер, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, реализация услуг, досуг и развлечения, лечение и оздоровление.

Гостеприимство — это понятие, означающее особый вид радушия, оно направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще. В настоящее время это мощнейшая индустрия, которая обеспечивает рабочими местами миллионы людей.

Индустрия гостеприимства включает в себя множество различных сфер деятельности — гостиничный и ресторанный бизнес, туризм, проведение различных научных или развлекательных мероприятий, а также организацию мероприятий международного уровня, таких как, например, олимпийские игры, международные футбольные турниры. Индустрия гостеприимства должна быть отлаженной инфраструктурой. Она включает в себя всевозможные организации и объекты, которые обеспечивают сервис и прием туристов, а также организацию их досуга.

Индустрия туризма и  индустрия гостеприимства тесно  взаимосвязаны и не могут применяться отдельно друг от друга.

Гостиничное хозяйство - это главная составляющая сектора  размещения туристской индустрии. Гостиничную  индустрию можно рассматривать  как совокупность форм предпринимательства, специализирующихся на рынке услуг, связанном с приемом и обслуживанием гостей.

 

Туризм – это динамично развивающаяся отрасль во многих странах мира, и его роль в мировой экономике постоянно растет. Анализ мировых тенденций в индустрии туризма и гостеприимства позволяет сделать вывод, что эта сфера деятельности имеет стремительные темпы развития и приносит высокий доход.

За последние десятилетия  международный туризм совершил гигантский рывок, превратившись в одну из самых  высокодоходных отраслей мирового хозяйства.

Международный туризм оказывает  свое воздействие на важные секторы экономики: питание, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления; выступает катализатором социально-экономического развития.

На развитие туризма  в том или ином регионе влияют многие факторы: климат, исторические и культурные ценности, политическое и социально-экономическое положение в стране, международные события, потенциальная опасность для жизни и здоровья человека, криминогенный уровень в регионе и другие.

Туризм, будучи межотраслевым сектором, оперативно реагирует на любые внешние изменения, быстро адаптируется к нововведениям, быстро осваивает новые информационные технологи, четко следует за изменениями в мировой экономике, быстро реагируя на изменения в спросе.

Современный туризм действует в рыночной среде, которая контролируется и регулируется государством и другими финансовыми и экономическими институтами и организациями.

Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства