Специфика подготовки кадров для туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:25, дипломная работа

Краткое описание

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:
- определение основных кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;
- определение необходимого состава специалистов для удовлетворения потребностей города в кадрах;
- анализ Сочинского экономико-технологического колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы кадрового обеспечения тур. индустрии. 6
1.1. Основы организационной системы образования в регионах туристского ориентирования. 6
1.2. Особенности и специфика подготовки кадров для туристской индустрии. 20
Глава II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК. 29
2.1. Организационно – экономическая характеристика учебного заведения. 29
2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа. 33
2.3. Статистический анализ влияния деятельности Сочинского экономико-технологического колледжа на состояние кадровой ситуации в городе. 43
2.4. Проблемы обеспечения кадрами туристической индустрии г. Сочи. 48
Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК 56
3.1. Вклад СЭТК в формирование кадров для туристской индустрии 56
3.2. Подготовка специалистов отделения «Экономики и права» 61
3.3. Торгово – технологическое отделение 64
3.4. Отделение гостиничного и автомобильного сервиса 67
Заключение 69
Список литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

Введение.

 

Реализация социально-экономической политики в России, направленная на реформирование социальной зашиты россиян, в том числе и системы оздоровления населения, требует создания в кратчайшие сроки конкурентоспособной, стабильно развивающейся национальной экономики.

Опыт социально-экономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень связан с мобилизацией интенсивных источников роста и, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника нового качества.

Решение вышеуказанных проблем тесно связано с развитием туризма и курортного дела, которые с одной стороны, являются средством обеспечения физического и психического благополучия нации и развития личности. С другой стороны, туризм, функционируя как отрасль, способствует увеличению общественного богатства за счет восстановления трудовых ресурсов, обеспечивает занятость населения и позволяет решать многие другие социально-экономические задачи курортно-туристских регионов страны.

Важнейшей тенденцией в развитии национальной и мировой экономики в последние годы стал беспрецедентный рост влияния и роли туризма, который сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики.

Уникальность туризма на современном этапе развития общества заключается в том, что никакая другая отрасль экономики не обладает таким огромным потенциалом роста, генерирования прибыли и вовлечения населения в производство. Это - отрасль, способствующая развитию и стабилизации хозяйств многих регионов, позволяющая уже сегодня некоторым странам фактически жить за счёт туризма. Эксперты оценивают вклад туризма в ВВП развитых стран примерно на уровне 5,5%.

По прогнозу Всемирной туристской организации (ВТО) к 2020 году число международных туристских поездок возрастет с 564 млн. в год до 1,6 млрд., то есть почти в 3 раза; доходы от туризма, в свою очередь, возрастут с 399 млрд. долл. до 2 трлн. долл. в год, т.е. в 5 раз. Нужно учитывать, что эти показатели характеризуют лишь объемы международного туризма, который в большей степени является объектом исследования ученых, политиков и общественных организаций. Что же касается внутреннего туризма, то на его долю приходится до 80% общего числа туристов в мире. По мнению большинства исследователей, туристская отрасль является такой же крупной отраслью общественного производства (а во многих странах даже крупнее), как сельское хозяйство или основные отрасли промышленности (автомобильная, электронная, сталелитейная и другие).

Однако следует констатировать, что туризм и санаторно-курортная сфера не получили в России должного развития ни в условиях централизованной экономики, ни в годы реформ. По существующим экспертным оценкам, туристский потенциал России используется не более чем на 8-10%, и даже в нынешних условиях туризм мог бы приносить ежегодно до 60 млрд. рублей дохода, что превышает выручку за весь российский экспорт в промышленно развитые страны. Вклад внутреннего рынка туристских услуг в национальный доход страны составляет лишь около 1%. При осуществлении же продуманной государственной политики в области планирования и управления туризмом эти цифры могут возрасти многократно. Учитывая многообразие природных и антропогенных туристско-рекреационных ресурсов, которыми располагает Россия, налицо существенный разрыв между развитием туристско-рекреационной отрасли в стране и в мире в целом. Вместе с тем, развитие туризма может существенно повлиять на выход страны из глубокого социально-экономического кризиса, сгладить последствия социальной напряженности в стране путем создания новых рабочих мест, а также создать необходимые условия для восстановления моральных и физических сил населения, что определяет основу для повышения производительности труда и экономического роста. Вопросы влияния развития туризма на проблемы управления человеческими ресурсами, политику занятости, воспроизводства здоровья как социально-рыночного ресурса жизнеспособности экономики являются на сегодняшний день наиболее значимыми и в то же время наименее исследованными.

Политика развития туризма в городе Сочи неотъемлемо связана с предстоящим проведением олимпиады 2014 года. В связи с этим стоит вопрос о предоставлении высококвалифицированных кадров сферы гостеприимства и туризма.

Таким образом, целью дипломной работы является изучение влияния подготовки квалифицированных кадров в Сочинском экономико-технологическом колледже на развитие туризма  в Сочи – как городе - курорте и олимпийской столице в 2014 году.

Актуальность данной работы выражена тем, что подготовкой кадров в стране и городе занимается большое количество образовательных учреждений, но подготовить высоко квалифицированных работников и обеспечить их высоким уровнем практической подготовки, знанием языка, что является наиболее необходимым при развитии города для проведения олимпиады, способны далеко не все существующие учреждения.

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:

- определение основных  кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;

- определение необходимого  состава специалистов для удовлетворения  потребностей города в кадрах;

- анализ Сочинского экономико-технологического  колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

 

Глава I. Теоретические основы кадрового  обеспечения тур индустрии.

1.1. Основы организационной  системы образования в регионах  туристского ориентирования.

 

Важность подготовленных и высококвалифицированных кадров трудно переоценить, ведь 70% успеха любого дела зависит от участвующих в процессе людей.

Современная система образования России представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

Сейчас подготовка кадров в России ведется по различным стадиям образования.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающихся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующие квалификацией.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Система начального профессионального образования за истекшее десятилетие показала свою востребованность и устойчивость. Прием в 2006 г. составил 845 тыс. чел. (928 тыс. чел. – в 1995 г.). Число учреждений начального профессионального образования в 2006 г. составило 3893 ед. (4166 – в 1995 г.). Контингент обучаемых составил соответственно 1679,3 тыс. чел. и 1689,5 тыс. чел.

За последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа – профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется по 293 интегрированным профессиям вместо 1200), разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования. Значительная часть образовательных учреждений начального профессионального образования переведена на финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации. На 2001 год финансирование учреждений начального профессионального образования из бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в 19 субъектах, что составляет 11,3 % от общего числа профессиональных училищ Российской Федерации.

К числу основных проблем начального профессионального образования относятся:

  • крайне низкая заработная плата педагогов и, прежде всего, мастеров производственного обучения, что приводит к старению и нехватке педагогических кадров;
  • несоответствие источников финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования и рынка труда, для потребителей которого осуществляется подготовка кадров с сохранением государственных гарантий на общедоступное бесплатное начальное профессиональное образование; отсутствие механизма привлечения средств работодателей к финансированию системы начального профессионального образования;
  • необходимость перехода на смешанную систему финансирования учреждений из бюджетов различных уровней, формирование новых моделей финансирования, в том числе на основе многоучредительства. Повышение привлекательности системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов;

- обеспечение правовой поддержки развития многоуровневых учреждений начального профессионального образования как новых видов образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;

- обеспечение направления  государственных ресурсов, выделяемых  на переподготовку незанятого  населения по рабочим профессиям, преимущественно в учебные заведения  начального профессионального образования;

- необходимость разработки новой структуры сочетания профессиональной и общеобразовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования в связи с новой структурой общего среднего образования.

- необходимость роста  подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования в ближайшие 3-5 лет, что обусловлено сложившейся в настоящее время возрастной структурой кадров высококвалифицированных рабочих в промышленности (средний возраст высококвалифицированных рабочих в различных отраслях промышленности составляет 53-57 лет, средняя продолжительность приобретения высокой квалификации выпускником технического училища после начала его работы – не менее 7 лет).

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение  потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

В настоящее время среднее профессиональное образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере России работает 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34 % от общей численности занятых.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2713 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обучается 2,3 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ. Негосударственный сектор системы среднего профессионального образования включает в себя 152 образовательных учреждения, в которых обучается более 25 тысяч студентов.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынков труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, включает в себя, прежде всего, подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологических производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, контрольно-измерительной деятельности в различных отраслях. В то же время возрастание роли среднего профессионального образования в развитии региональных социально-экономических комплексов обуславливает усиление его ориентации на специфику кадровых потребностей региональных рынков труда.

За последние 5 лет прием студентов в ССУЗы вырос на 179 тысяч человек, или на 27 % (в среднем за год – 5,3 %), численность студентов - на 388 тысяч человек или 20 % (в среднем за год – 4,0 %). Наиболее высокий темп роста масштабов подготовки специалистов имеет место в 2006 году: по приему - 10 %, по численности студентов - 8 %. Прием в средние специальные учебные заведения по договорам с оплатой стоимости обучения в 2006 году составил 39 % от общего приема студентов (в 1994 году – 9 %), численность студентов, обучающихся на платной основе – 31 %.

В соответствии с потребностями населения и рынка труда изменяется профильная структура подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Доля приема по специальностям экономического и гуманитарного профилей от общего приема возросла с 11 % в 1980 году до 36 % в 2006 году за счет сокращения доли приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям (соответственно с 53 до 37 % и с 12 до 5 %). В то же время в последние 3 года сформировалась тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля, которая будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены кадров высококвалифицированных рабочих, средний возраст которых в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности сегодня составляет 53-57 лет.

Информация о работе Специфика подготовки кадров для туристской индустрии