Специфика подготовки кадров для туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:25, дипломная работа

Краткое описание

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:
- определение основных кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;
- определение необходимого состава специалистов для удовлетворения потребностей города в кадрах;
- анализ Сочинского экономико-технологического колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы кадрового обеспечения тур. индустрии. 6
1.1. Основы организационной системы образования в регионах туристского ориентирования. 6
1.2. Особенности и специфика подготовки кадров для туристской индустрии. 20
Глава II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК. 29
2.1. Организационно – экономическая характеристика учебного заведения. 29
2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа. 33
2.3. Статистический анализ влияния деятельности Сочинского экономико-технологического колледжа на состояние кадровой ситуации в городе. 43
2.4. Проблемы обеспечения кадрами туристической индустрии г. Сочи. 48
Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК 56
3.1. Вклад СЭТК в формирование кадров для туристской индустрии 56
3.2. Подготовка специалистов отделения «Экономики и права» 61
3.3. Торгово – технологическое отделение 64
3.4. Отделение гостиничного и автомобильного сервиса 67
Заключение 69
Список литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

Конечно же, дублирование отражается на качестве преподавания. В условиях нехватки квалифицированных кадров преподаватель вынужден ставить образовательный процесс на поток, проводя лекции "и у ваших, и у наших". Имеют место также факты приема на работу преподавателей, не имеющих нужной квалификации. Поэтому научная деятельность, инновационная и экспериментальная работа в учебных заведениях Сочи практически не ведется

В сочинской ситуации политику системы профессионального образования определяют два обстоятельства: олимпийское (приход в город строительных организаций), а также курортно-туристское (развитие сферы услуг и общественного питания). Олимпиада-то пройдет, а на отдых в Сочи люди как приезжали, так и будут приезжать. Поэтому уровень сервиса должен соответствовать статусу международного курорта.

И ссузы по мере сил пытаются соответствовать требованиям времени. Перечень профессий, открываемых в учреждениях начального профессионального образования, в целом соответствует потребностям сочинской экономики. Основные специальности здесь – "Сфера обслуживания и торговля" (41%), "Строительство" (16,5%), "Транспорт" (22,5%), “Промышленность” (около 14%). Однако количество учащихся не отвечает потребностям предприятий. Прием в 2007 году составил 864 человека (около 10%), тогда как в сузах – более двух тысяч (27%), в вузах – более пяти тысяч (62%). Анализ общих показателей последнего приема и выпуска выдают неутешительное преобладание профессионалов в области экономики, управления и юриспруденции (58,3% и 62% соответственно).

Чтобы смягчить эту ситуацию предложено:

– Во-первых, ужесточить при лицензировании деятельности вузов контроль за перечнем специальностей, востребованных рынком труда в конкретных регионах края. Во-вторых, дать "зеленый свет" в первую очередь образовательным учреждениям, имеющим собственную материальную базу, оснащенную современным оборудованием, и способным ее развивать. Кроме того, повысить требования к качеству проведения образовательного процесса и к его менеджеру – руководителю учебного заведения, призванному анализировать и учитывать ситуацию на рынке труда. Без лицензии образовательные учреждения либо предъявляют к лицензированию востребованные специальности. Здесь надо отметить, что если раньше наши представители входили в комиссию Рособрнадзора на правах всего лишь совещательного голоса, то теперь без разрешения краевого департамента образования и науки она вообще не будет проводить лицензирование.

В этом году увеличилось количество бюджетных мест в направлениях: архитектура, транспорт, строительство, сфера обслуживания и туризм. Открывая новые специальности в образовательных учреждениях, необходимо учитывать результаты мониторинга потребностей экономики региона. И краевой департамент образования уже начал работу в этом направлении. Если раньше было достаточно заявления главы района, то теперь путем социологических опросов воссоздаем всю экономическую картину.

Министерство образования и науки разработало методические рекомендации по формированию государственного заказа в части подготовки кадров, определяющие меру ответственности органов образования субъекта, муниципального образования и руководителя образовательного учреждения. Хотелось бы, чтобы система тесного взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателем в рамках социального партнерства и прогнозирование рынка труда поскорее укрепились и в Сочи. Их результат будет говорить сам за себя – процентом трудоустройства выпускников и отсутствием свободных вакансий.

 

 

 

Глава  II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК.

 

2.1. Организационно – экономическая  характеристика учебного заведения.

 

Сочинский экономико-технологический колледж является одним из старейших учебных заведений среднего профессионального образования  в городе Сочи. Поэтому специфика его образовательного процесса, а так же набор предлагаемых специальностей максимально приближен к потребностям города.

Колледж не является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основе бюджетного финансирования. Целью деятельности является не получение прибыли, а подготовка специалистов для обеспечения кадрами города Сочи.

Организационная структура колледжа имеет: учебные, административно-хозяйственные, социально-культурные подразделения.

В колледже имеется подразделение администрации, куда входят директор, зам. директора по учебной и воспитательной работе, заведующие отделениями, бухгалтерия в составе 4 человек (главный бухгалтер, бухгалтер – кассир, бухгалтер расчетного отдела и бухгалтер материального отдела), зам. директора по производственной работе и по практике, зав. отделом кадров, экономист; УВП (учебно–вспомогательный персонал) – библиотекари, лаборанты, мастера производственного обучения, заведующие лабораториями; хозперсонал – персонал по поддержанию санитарно-технического состояния учебного заведения; преподаватели и совместители – основной каркас учебного заведения.

Контроль за обучающим процессом лежит на заместителе директора по воспитательной работе, заместителе директора по учебной работе и на заведующих отделениями. В обязанности заместителей директора входит общий контроль за работой студентов и сотрудников, организация учебного процесса, разработка планов работы и организация массовых мероприятий. Заведующие отделениям следят за работой подведомственных им групп, за успеваемостью и посещаемостью, решают вопросы, возникшие между студентами и преподавателями. Обработка и подготовка всех аттестационных документов, а также выпускной документации студентов  лежит на ведении зав.  отделениями.

Все экономические и финансовые функции лежит на бухгалтерии и экономисте. В обязанности экономиста входи анализ поступивших средств, остатков  на счетах. Подает сведения о фонде экономии заработной платы, предоставляемые для распределения премий и материальной помощи. Так как Сочинский экономико – технологический колледж является федеральной собственностью – государственной – ему необходимо предоставлять информацию в органы государственной статистики. Сдаются сведения по заработной плате по форме П – 4, 3 – Ф (где отображаются сведения о задолженности по заработной плате).Экономист осуществляет работу по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых товаров, по выявлению и использованию резервов с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия.. Осуществляет подготовку проектов текущих планов предприятия по всем видам деятельности и заключенным договорам, а также обоснований и расчетов по ним. Разрабатывает стратегию предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям. Руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы. Организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов цен на товары с целью обеспечения запланированного объема прибыли. Обеспечивает подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию. Осуществляет руководство проведением комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия и разработкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышению конкурентоспособности, производительности труда, снижению издержек хозяйственной деятельности, повышению рентабельности, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов. Организует контроль за выполнением плановых заданий, а также статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовку периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов. Подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия. Осуществляет совместно с бухгалтерией методическое руководство и организацию работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности, разработку рациональной учетной документации.

Деятельность бухгалтерии распределяется между 3 бухгалтерами и главным бухгалтером. Бухгалтер по заработной плате (расчетного отдела) должен своевременно начислять по предоставленным ему данным плату за работу сотрудникам предприятия. Бухгалтер материального отдела следит за передвижением материальных ценностей, вместе с зав. складом осуществляет проведение инвентаризаций. Бухгалтер – кассир объединяет в своей должности две специальности – бухгалтер по стипендии и кассир. В его обязанности входит контроль за своевременным начислением стипендии и социальных пособий, а также выдача денежных средств из кассы предприятия. Главный бухгалтер сводит все поданные ему сведения в баланс.

Сотрудники УВП следят за техническим состоянием лабораторий, осуществляют практическое воспитание студентов. С состав учебно-вспомогательного подразделения входят лаборанты, которые обеспечивают обслуживание химический и информационный лабораторий; мастера производственного обучения, в обязанности которых вменено обучение и руководство студентов практическим навыкам работы по специальности, а также персонал, обслуживающий библиотеки и отделы практики.

Целью деятельности СЭТК является подготовка кадров со средне специальным образованием. Обучение ведется на двух формах обучения – дневное и заочное. Так же колледж имеет право на дополнительное профессиональное образование:

- профессиональная переподготовка  и повышение квалификации специалистов  по специальностям и дисциплинам  колледжа.

-  по подготовке рабочей  профессии учащихся лицейного  класса;

- по подготовке к поступлению  в средние профессиональные учебные заведения;

- для получения второй  специальности.

В настоящее время подготовка специалистов в этом учреждении по очной форме обучения ведется на трех отделениях: экономики и права, торгово-технологическом,  гостиничного и автомобильного сервиса. Колледж готовит юристов, бухгалтеров, экономистов, технологов, менеджеров и техников.

 

 

 

2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа.

 

ФГОУ СПО Сочинский экономико-технологический колледж является государственным учреждением, ведущим свою деятельность на бюджетной основе и за свет бюджетных средств, выделяемых из федеральных средств.

Комитет по управлению имуществом г. Сочи закрепляет за учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, согласно договору о передаче имущества.

Имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является государственной собственностью РФ. Учреждение осуществляет в пределах установленных  законодательными  актами в соответствии своей деятельности,  заданиями собственника  и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Собственник  закрепленного за учреждением имущества вправе изъять это имущество, либо перераспределить его между другими созданными им  юридическими лицами по своему  усмотрению в соответствии с законодательством РФ.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться  закрепленным за ним имуществом и имуществом,  приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Учреждения, осуществляющие разрешенную им собственником предпринимательскую деятельность, вправе самостоятельно распоряжаться доходами от такой деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Указанные доходы и имущество принадлежат учреждению на праве  оперативного управления и учитываются на отдельном балансе.

Материально-техническое  обеспечение учреждения, развитие его базы осуществляется  самим учреждением в пределах бюджетных и собственных средств.

Порядок и норма амортизационных отчислений определяется  учредителем на основе действующего законодательства.

Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективность использования имущества.

Так как колледж имеет право на осуществление предпринимательской и внебюджетной деятельности, то формирование прибыли осуществляется  из 3 статей.

Пополнение внебюджетного фонда колледжа осуществляется за счет поступления арендной платы и благотворительных взносов студентов. Из внебюджетных фондов осуществляются выплаты сотрудникам в виде заработной платы, осуществляется приобретение различных материальных ценностей, МБП, организация массовых мероприятия по поводу празднования различных знаменательных дат, выплаты налогов в различные фонды  государства.

Пополнение предпринимательского счета осуществляется за счет оплаты студентов дополнительных образовательных услуг, необходимость в которых обуславливается слабой успеваемостью студентов, плата за проведение подготовительных курсов. Расходование этого фонда осуществляется на выплату зарплаты сотрудникам, связанным с конкретным случаем.

Так как финансирование данного учреждения является бюджетным и так как колледж относится к ведомству Федерации, на него не распространяются различные субсидии, которые предоставляет город и край своим учебным заведениям. Поэтому поддержание функционирования учреждения производится за счет расходования средств всех трех фондов. Колледж имеет право на расходование собственных средств по своему усмотрению.

Информация о работе Специфика подготовки кадров для туристской индустрии