Специфика подготовки кадров для туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:25, дипломная работа

Краткое описание

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:
- определение основных кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;
- определение необходимого состава специалистов для удовлетворения потребностей города в кадрах;
- анализ Сочинского экономико-технологического колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы кадрового обеспечения тур. индустрии. 6
1.1. Основы организационной системы образования в регионах туристского ориентирования. 6
1.2. Особенности и специфика подготовки кадров для туристской индустрии. 20
Глава II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК. 29
2.1. Организационно – экономическая характеристика учебного заведения. 29
2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа. 33
2.3. Статистический анализ влияния деятельности Сочинского экономико-технологического колледжа на состояние кадровой ситуации в городе. 43
2.4. Проблемы обеспечения кадрами туристической индустрии г. Сочи. 48
Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК 56
3.1. Вклад СЭТК в формирование кадров для туристской индустрии 56
3.2. Подготовка специалистов отделения «Экономики и права» 61
3.3. Торгово – технологическое отделение 64
3.4. Отделение гостиничного и автомобильного сервиса 67
Заключение 69
Список литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

Для дальнейшего развития системы дополнительного и послевузовского профессионального образования требуется решение ряда принципиальных вопросов, а именно:

· принятие закона «О дополнительном профессиональном образовании»;

    • формирование механизма тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда;
    • законодательное закрепление обязанностей работодателя по обеспечению непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков работников;
    • разработка механизмов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку незанятых и высвобождающихся работников, в том числе введение именных финансовых обязательств в системе дополнительного профессионального образования;
    • усиление государственной поддержки аспирантов и докторантов;
    • создание системы открытого образования;
    • резкое расширение перечня программ дополнительного профессионального образования, реализуемых на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Каждая из перечисленных ступеней образовательной системы имеет место быть и нельзя сказать, что кто-то является более важным. На разных ступенях ведется подготовка тех работников и специалистов, которые необходимы для выполнения работ различных уровней.

С развитием города – курорта Сочи как олимпийской столицей 2014 года  возникает необходимость в подготовленных кадров строительной направленности, направленности на сферу обслуживания и питания. В Сочи существует достаточное количество образовательных учреждений, которые могут в достатке предоставить необходимые кадры, при этом не придется прибегать к привлечению иностранной рабочей силы.

 

 

 

1.2. Особенности и специфика подготовки  кадров для туристской индустрии.

 

Туризм - явление сложное, многоуровневое и характеризуется наличием большого количества дефиниций. Одни из них носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач.

С появлением в нашем городе большого количества учебных заведений у молодежи вроде бы появилась возможность  профессионального выбора. Особенности города – курорта во многом обусловили приоритет  профессий, связанных с туризмом и гостиничным сервисом.

В условиях подготовки к XXII зимним Олимпийским играм развитие системы профессионального образования в Сочи приобретает особую актуальность. На кубанском рынке труда сегодня наблюдается переизбыток специалистов в области экономики и юриспруденции. Так, например, только в прошлом году краевые вузы выпустили около пяти тысяч экономистов, хотя потребность в них составляла тысячу триста. При этом непосредственно в Сочи шестьдесят два процента выпускников вузов – экономисты, менеджеры и юристы, испытывающие впоследствии вполне понятные проблемы с трудоустройством. А работодатели олимпийской столицы 2014 года сбиваются с ног в поиске профессионалов от строительства, курортного сервиса и туризма, архитектуры, транспорта – отраслей, стоящих в основе развития экономики курорта и напрямую связанных с подготовкой к Олимпиаде.

Остро требуются менеджеры, которые помимо чисто профессиональных знаний и навыков должны владеть как минимум двумя иностранными языками — английским и французским. Им, в свою очередь, предстоит координировать деятельность 20 000 волонтеров и 35 000 технических сотрудников. В ключевую группу олимпийских специалистов, по его мнению, входят профессионалы спортивной индустрии, специалисты в области туризма, гостиничного бизнеса, сферы услуг.

В Сочи началась олимпийская гонка за профессиональными кадрами. Инфраструктуре зимних Игр нужны строители, администраторы, повара, горничные. Специалистов ищут по всей России и даже за границей, а местные вузы в срочном порядке набирают студентов, чтобы успеть подготовить молодежь к 2014 году.

Реализация Программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2006г. № 357, позволит увеличить туристический поток в г. Сочи. Согласно оценкам, туристический поток в Краснодарский край достигнет к 2015 году 7 млн. человек, из которых предположительно более 60 процентов будут отдыхать в г. Сочи.

В случае реализации программы общий экономический эффект от выполнения мероприятий в 2006 - 2014 годах для Краснодарского края оценивается в 144 млрд. рублей. Он складывается из прямого экономического эффекта (в 2006 - 2014 годах) в размере 76,1 млрд. рублей, косвенного экономического эффекта в размере 39,1 млрд. рублей и стимулированного экономического эффекта в размере 28,8 млрд. рублей (в ценах 2005 года).

Прогнозируется, что  к 2015 году рост туристического потока составит до 4,5 млн. человек в год. Доля внешних ресурсов в удовлетворении инвестиционного спроса составит 65 процентов, а в удовлетворении спроса туристов - 25 процентов. Среднегодовой прирост занятости населения в Краснодарском крае в результате реализации Программы прогнозируется на уровне 18,2 тыс. человек в год, в том числе в г. Сочи - 10,7 тыс. человек в год. В то же время в 2014 году, в период наиболее интенсивной подготовки к XXII зимним Олимпийским играм и XI Параолимпийским играм 2014 года и непосредственно во время их проведения, прирост занятости населения в Краснодарском крае составит 163,9 тыс. человек, в том числе в г. Сочи - 96,7 тыс. человек.

Рост доходов позволяет экономическим субъектам нарастить расходы, что в свою очередь стимулирует новый рост производства. XXII зимние Олимпийские игры и XI Параолимпийские игры 2014 года дают для г. Сочи возможность обеспечения дополнительной занятости населения.

Максимальное количество дополнительных рабочих мест будет создано в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, причем большинство из них - кратковременные, в частности в сфере услуг, торговли и обеспечения безопасности. Тем не менее, даже кратковременная занятость населения имеет положительный эффект.

Экономический эффект от роста доходов, который является прямым следствием роста занятости населения будет выше при условии, что в процессе строительства объектов будут использоваться преимущественно местные трудовые ресурсы.

Кроме того, строительство и модернизация туристической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также строительство спортивных объектов и гостиниц является необходимым условием роста туристической привлекательности г. Сочи.

Для реализации данной программы городу требуется большое количество квалифицированных кадров, подходящих под критерий Олимпийского уровня.

Будущий специалист по спортивному питанию английский язык должен знать не хуже, чем секреты приготовления говяжьего языка. Запеченная индюшатина — для бобслеистов (полезно для мускулов), мусс из семги — для горнолыжников (укрепляет кости).

Нехватки специалистов не должно быть не только к Олимпиаде, но гораздо раньше. Квалифицированных работников нужно иметь в нужном количестве уже к началу тренировочного процесса.

Пока же кадровый дефицит в Сочи растет с каждым днем. Новые мастера своего дела еще не появились, а старых уже не хватает.

На горнолыжном курорте Красная Поляна конкуренты начинают переманивать друг у друга специалистов. Год назад канатная дорога здесь была одна, сейчас их уже 4. Гостиницы в этих местах растут как грибы, настоящий администратор-профессионал — дефицит.

Раз в неделю поезд привозит в Сочи сразу 3 тысячи «Олимпийских кадров». Тираж газеты вакансий с таким названием приходится печатать в Ростове-на-Дону. Издатели говорят, что в сочинских типографиях это слишком долго и дорого. От нехватки профессионалов страдает даже газета вакансий.

В середине мая в курортной столице России пройдет первая международная конференция «Подготовка кадров для Олимпиады». О своем желании помочь иностранными специалистами заявили сразу несколько стран.

Уже ясно, что конкурентов у горожан, желающих поработать на зимних Играх, будет достаточно. В ближайшие годы среди сочинских абитуриентов будет особенно популярна фраза «Я б в олимпийские менеджеры пошел, пусть меня научат».

В бюджете оргкомитета "Сочи-2014" на 2008 г заложены 12,6 млн. руб. на программу подготовки специалистов, которые будут работать на сочинской Олимпиаде. 

Средства будут поступать каждый год. Совместно с МОК  запускается образовательная программа подготовки спортивных специалистов и для России, и для всего олимпийского сообщества. «Для обслуживания Олимпийских Игр в Сочи требуется 70 тыс. человек, - заявил Виктор Колодяжный, глава администрации города. – Мы хотим, чтобы эти люди после Олимпиады остались в Сочи и продолжили работать на спортивных объектах. Поэтому надо, чтобы в программе подготовки специалистов участвовали сочинские ВУЗы». 

Уже запущены программы подготовки кадров для Олимпиады в МГИМО и Госуниверситете управления (Москва). На очереди – ВУЗы Сочи, прежде всего, это СГУТиКД и местный филиал Российского государственного социального университета. 

Система подготовки кадров для Олимпиады должна быть многоуровневой, Важна этапность – подготовка кадров для работы до, во время и после Олимпийских игр. Необходим заказ на кадры от государства и бизнеса на определенные специальности. Качество образования должно соответствовать системе подготовки кадров российским и международным стандартам. 

Уже сейчас ощущается острая нехватка кадров, которая особенно проявится в ближайшие 2-3 года. Необходимо провести серьезные исследования в потребности кадров, так как до сих пор нет единой оценки, сколько работников необходимо будет задействовать. 

Необходимо создать единую программу "Кадры для Олимпиады 2008-2010 гг.", разработать научно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки кадров, создавать учебно-тренинговые центры, серьезно заниматься подготовкой волонтеров, определить базовые учебные учреждения по каждому направлению.

Родители, отдавая свое чадо "в ученье", разумеется, рассчитывают на ремесло, способное обеспечить кусок хлеба с маслом. А так как за учебу в случае с коммерческим вузом или коммерческим отделением приходится платить, то в итоге понапрасну страдает и семейный бюджет, и государственный (когда речь идет о бюджетных местах). Именно поэтому губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, выступая на декабрьском заседании Госсовета в Москве, отметил, что сегодня "каждый второй имеет высшее образование, а нужда в кадрах остается", что "качество образования безнадежно отстает от современных требований", а многие ректораты "находятся как на пожизненном княжении": спросить с них некому, так как ректорская неприкосновенность становится посильней депутатской. Губернатор предложил вузам "избавляться от излишней теории", а родителям – прививать своим детям любовь к рабочим профессиям. "Лучше быть классным токарем, чем посредственным, невостребованным юристом", – подчеркнул Александр Ткачев.

Уровень системы профессионального образования рассматривался и на заседании Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея, проходившем в конце декабря в Кубанском государственном аграрном университете. Анализ сложившейся ситуации показал, что пятьдесят пять процентов выпускников вузов региона – экономисты, юристы, управленцы, многие из которых после безуспешных поисков применения своим знаниям с просьбой о трудоустройстве обращаются в органы государственной власти.

Изобилие обладателей вузовских дипломов заметно контрастирует с недостатком специалистов со средним специальным образованием. При этом практика выявила любопытную закономерность: многие выпускники вузов затем идут получать среднее специальное образование.

На совещании в Сочи заместитель руководителя краевого департамента образования тоже не обошелся без красноречивых цифр. Так выяснилось, что в курортной столице России и на территории близлежащего Туапсинского района сегодня осуществляют свою деятельность сорок четыре учреждения профессионального образования (22 – вуза, 18 – ссузов и четыре учреждения начального специального образования).

Из 265 специальностей, преподаваемых в краевых учреждениях профессионального образования, в сочинских вузах, по данным Сергея Зенгина, ведется подготовка лишь по 30. Разрыв впечатляющий. Такой же он в случае с ссузами (43 на фоне 130-ти) и с профессиональными училищами (15 из 82-х возможных).

Обучение в основном проводится по таким специальностям как "Экономика и управление" (48% студентов), "Юриспруденция" (16,8%), "Образование" (8%), "Сфера обслуживания" (7,8%), "Строительство и архитектура" (4,2%), "Транспортные средства" (2,9%), "Информатика и вычислительная техника" (1%), "Приборостроение" (0,1%) и т.д. То есть самые востребованные специальности занимают последнее место. Причем "Экономику и управление", "Юриспруденцию" преподают во всех вузах (65% от общей численности студентов), а специальность "Социально-культурный сервис и туризм" – лишь в трех (7,8%).

Дублирование – негативная тенденция в деятельности высшей школы. "Юриспруденцию" преподают в 9 из 22 вузов, "Менеджмент организации" – в 8, "Бухучет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" – в 6. В Сочинском филиале Московского института предпринимательства и права ведется подготовка всего по двум специальностям – "Бухучет, анализ и аудит", "Менеджмент организации", в Сочинском институте курорта, рекреации и гостеприимства (филиал Российской международной Академии туризма) по одной – "Менеджмент организации", в Сочинском филиале Адыгейского государственного университета – по четырем специальностям, дублирующимся от четырех до девяти раз.

Информация о работе Специфика подготовки кадров для туристской индустрии