Специфика подготовки кадров для туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:25, дипломная работа

Краткое описание

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:
- определение основных кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;
- определение необходимого состава специалистов для удовлетворения потребностей города в кадрах;
- анализ Сочинского экономико-технологического колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы кадрового обеспечения тур. индустрии. 6
1.1. Основы организационной системы образования в регионах туристского ориентирования. 6
1.2. Особенности и специфика подготовки кадров для туристской индустрии. 20
Глава II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК. 29
2.1. Организационно – экономическая характеристика учебного заведения. 29
2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа. 33
2.3. Статистический анализ влияния деятельности Сочинского экономико-технологического колледжа на состояние кадровой ситуации в городе. 43
2.4. Проблемы обеспечения кадрами туристической индустрии г. Сочи. 48
Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК 56
3.1. Вклад СЭТК в формирование кадров для туристской индустрии 56
3.2. Подготовка специалистов отделения «Экономики и права» 61
3.3. Торгово – технологическое отделение 64
3.4. Отделение гостиничного и автомобильного сервиса 67
Заключение 69
Список литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

Образовательный процесс в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях осуществляют 159,3 тысяч штатных преподавателей и внешних совместителей. В составе их численности 15 % находятся в возрасте до 30 лет, 20 % - 30-39 лет, 31 % - 40-49 лет, 24 % - 50-59 лет, 11 % - 60 и старше. Преподаватели пенсионного возраста составляют 29 %; педагоги-женщины - 74 %.

Развитие производства и социальной сферы в условиях глобальных процессов технологизации и информатизации требует подготовки специалистов среднего звена, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями и навыками. В соответствии с расширением потребности в среднем профессиональном образовании среднегодовой темп роста приема в 2003-2006 годах стал расти на уровне 3-4 %, а с учетом необходимости восполнения убыли и дальнейшего пополнения кадров высококвалифицированных рабочих может составлять 8-12 % в год. К числу основных проблем среднего профессионального образования относятся:

  • недостаточное соответствие содержания среднего профессионального образования изменяющимся запросам личности и потребностям отраслей экономики и социальной сферы, развитию наукоемких и информационных технологий, необходимость обеспечения учета международных требований к уровню качества;
  • отсутствие современной учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений, особенно по высокотехнологичным специальностям; необходимость значительного расширения и совершенствования дидактического обеспечения образовательного процесса;
  • недостаточное соответствие масштабов, профильной структуры и территориального размещения подготовки специалистов среднего звена потребностям личности и сферы труда;
  • низкий уровень социально-экономической поддержки студентов средних специальных учебных заведений;
  • слабое сопряжение отраслевого и межотраслевого, регионального и межрегионального управления в системе управления средним профессиональным образованием;
  • несформированность целостной системы нормативно-правового и методического обеспечения преемственности начального профессионального и среднего профессионального образования, затрудняющая вертикальную мобильность обучающихся;
  • отсутствие механизма и практики соучредительства средних специальных учебных заведений;
  • недостаточная эффективность организационно-экономического механизма деятельности средних специальных учебных заведений, обеспечивающего оптимальное сочетание бюджетной и внебюджетной образовательной деятельности, реализацию производственного потенциала образовательных учреждений;
  • слабое развитие социального партнерства средних специальных учебных заведений с работодателями.

Развитие начального профессионального и среднего профессионального образования сдерживается рядом проблем, важнейшими из  которых являются:

отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие Российской Федерации до 2010 года, и соответственно – неопределенность профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров;

рассогласованность тарифно-квалификационных характеристик и требований к уровню подготовки выпускников (профессионального и образовательного стандартов);

неустойчивость положения образовательных учреждений, сформировавшихся, исходя из отраслевых потребностей экономики, для обеспечения кадрами конкретных предприятий, многие из которых ныне находятся в упадке;

разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение учебно-лабораторной базы учебных заведений, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся;

отсутствие пополнения кадрового потенциала образовательных учреждений руководящими и педагогическими кадрами, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.

Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.

Среднее  профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего  профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в  образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование (в России на сегодня – около 20% занятого населения). Однако существующая система высшего профессионального образования не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах.

В настоящее время (по состоянию на 01.01.2007) на территории Российской Федерации действует 1018 гражданских высших учебных заведений, в том числе: 562 государственных высших учебных заведений федерального ведения, 35 государственных высших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударственных вузов, из которых 205 имеют государственную аккредитацию.

Дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием 1540 филиалов высших учебных заведений, из которых 410 – это филиалы государственных вузов. Около половины из них находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении высших учебных заведений на территории Российской Федерации. На 10 тыс. населения приходится 327 обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них 194 получают высшее образование за счет бюджета.

Контингент студентов вузов всех форм собственности составляет около 4800 тыс. человек

Прием студентов на бюджетной основе в государственные высшие учебные заведения возрос с 531,9 тыс. человек в 1995 году до 586,8 тыс. человек в 2006 году (или на 15,9 % за последние 5 лет), в том числе на места очного обучения, обеспеченные бюджетным финансированием, с 345,2 тыс. человек до 390,2 тыс. человек (или на 13%), т.е. в среднем увеличивается на 2,5 % в год.

Число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти. В 2006 году средний конкурс среди подавших заявление на очное обучение в вузы составил 300 человек на 100 мест (1999г. - 268 чел., 1998г.- 256 чел., 1997г. - 228 чел.). При этом сохраняется наметившаяся в последние годы тенденция увеличения доли лиц, поступающих на обучение по техническим специальностям. Общий прием студентов в государственные высшие учебные заведения по укрупненным группам специальностей характеризуется следующими данными: инженерно-технические – 30,6 %, экономические – 27,8 %, гуманитарные – 19,3 %, педагогические – 7,2 %, естественнонаучные - 5,3 %, медицинские – 3,1 %, сельскохозяйственные – 4,1 %, культуры и искусства – 1,8 %. Развитие высшей школы последних лет тесно связано с ее реструктуризацией. Основной задачей в этом вопросе является взаимодействие интегрируемых в состав университетских комплексов учебных заведений различного уровня образования, ведомственной принадлежности, источников финансирования и форм собственности. Ядром образовательной системы, которую предполагается сделать открытой с использованием дистанционного обучения и цивилизованной филиальной сети, должны стать крупные университеты, обладающие мощным научным и педагогическим потенциалом и имеющие широкий спектр направлений подготовки специалистов.

Основные проблемы высшего профессионального образования:

  • отсутствие равного доступа выпускников школ из различных регионов, из семей с низкими доходами, из сельской местности к поступлению в ведущие высшие учебные заведения;
  • разрыв между уровнями знаний выпускников школ и требований вступительных испытаний в вузах. Процветание репетиторства и различных платных курсов по подготовке в вуз;
  • недостаточная связь системы высшего образования с рынком труда как на федеральном, так и региональном уровнях и как следствие отсутствие заинтересованности предприятий в организации практик и приглашении молодых специалистов на работу;
  • низкая результативность подготовки молодых специалистов для сельской местности из-за нежелания их ехать на работу в село;
  • старение учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов. В то же время подготовка специалистов требует использования в учебном процессе дорогостоящего оборудования;
  • низкий процент трудоустройства выпускников по профилю подготовки. Особенно остро стоит вопрос о работе выпускников высшей школы в сельской местности;
  • отсутствие механизма, позволяющего вести обучение студентов на частично платной основе;
  • отсутствие современной системы трудоустройства выпускников вузов в условиях, когда отменена ранее действующая система распределения молодых специалистов;
  • недостаточное взаимодействие учебных заведений профессионального образования между собой как по вертикали, так и по горизонтали;
  • низкий уровень интеграции вузов с научными учреждениями Российской академии наук и отраслевой наукой;
  • отсутствие современных экономических механизмов в системе высшего образования;
  • отсутствие сопряжения структуры высшего образования в международном масштабе, необходимом для расширения экспорта образовательных услуг.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докторантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий.

Послевузовское профессиональное образование  предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2006 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».

Система дополнительного и послевузовского профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию именно этой задачи в части постоянного, последовательного приращения работниками своих профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства и своими личными запросами.

В систему дополнительного профессионального образования, курируемую только Министерством образования Российской Федерации, входят свыше 1350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

По данным Государственного статистического наблюдения, в 2006 году в них прошло обучение около 1 200 тыс. человек, из которых более 350 тысяч человек обучались по актуальным проблемам рыночной экономики и социальным проблемам.

Помимо этого в указанном году в системе ДПО осуществлено переобучение 4 тыс. военнослужащих, уволенных в запас, и около 25 тыс. безработных.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования реализует функции, связанные с решением социальных задач. В условиях увеличивающейся безработицы и невостребованности со стороны рынков труда потенциала отдельных категорий граждан, в частности уволенных и увольняемых в запас военнослужащих, инвалидов, безработного и незанятого населения и других категорий, организация их переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям становятся важным фактором поддержки их жизнедеятельности.

Все более востребованной становится система послевузовского профессионального образования. Серьезно обновлен перечень научных специальностей, оптимизируется сеть специализированных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций, совершенствуется система стипендиального обеспечения аспирантов и докторантов.

Вместе с тем, деятельность системы дополнительного и послевузовского профессионального образования сдерживается отсутствием необходимого законодательного и нормативно-правового обеспечения.

Основными целями системы дополнительного и послевузовского профессионального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются:

    • превращение системы в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства;
    • приведение квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики;
    • подготовка кадров высшей квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке новых наукоемких технологий;
    • увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека.

Информация о работе Специфика подготовки кадров для туристской индустрии