Специфика подготовки кадров для туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:25, дипломная работа

Краткое описание

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:
- определение основных кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;
- определение необходимого состава специалистов для удовлетворения потребностей города в кадрах;
- анализ Сочинского экономико-технологического колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы кадрового обеспечения тур. индустрии. 6
1.1. Основы организационной системы образования в регионах туристского ориентирования. 6
1.2. Особенности и специфика подготовки кадров для туристской индустрии. 20
Глава II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК. 29
2.1. Организационно – экономическая характеристика учебного заведения. 29
2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа. 33
2.3. Статистический анализ влияния деятельности Сочинского экономико-технологического колледжа на состояние кадровой ситуации в городе. 43
2.4. Проблемы обеспечения кадрами туристической индустрии г. Сочи. 48
Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК 56
3.1. Вклад СЭТК в формирование кадров для туристской индустрии 56
3.2. Подготовка специалистов отделения «Экономики и права» 61
3.3. Торгово – технологическое отделение 64
3.4. Отделение гостиничного и автомобильного сервиса 67
Заключение 69
Список литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

Выпускники данной специальности могут  работать:

- администраторами гостиниц  и тур. комплексов;

- менеджерами различных  служб;

- супервайзерами;

- работниками бюро обслуживания.

Объектом их проф. деятельности является услуги, оказываемые в области туризма, гостиничного хозяйства и связанными с ними информационными технологиями.

 

Заключение

 

С середины 20-го века туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. В настоящее время на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны.

По прогнозу ВТО к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По данным ВТО по доходам от туризма Россия в 1999 году заняла 9-е место в Европе и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций (из-за отсутствия официальных статистических данных по туристскому бизнесу в России за последние годы) к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тыс. туристских организаций.

Число работников, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и т.д.) достигло 8 млн. человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в прошлом году, оценивается как минимум в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.у.

Специфика государственного регулирования экономического развития туристских регионов в России связана, прежде всего, с обеспечением государственных интересов в сбалансированности эксплуатации природных рекреационных ресурсов, а также особой социальной значимости программ организации отдыха и оздоровления различных групп населения страны. Технологическая особенность организации производства и оказания туристских услуг, как правило, накладывает жесткие ограничения, прежде всего экологического характера, соответственно туристские регионы априори обречены на фактическую моноспециализацию. Условием их выживания в рыночных условиях является успешное повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта при наличии платежеспособного спроса или функционирование в режиме оказания нерыночных субсидируемых услуг, например, в рамках социальных государственных программ.

Модернизация российского образования на период 2010 года дает более широкие возможности средним профессиональным учреждениям в области подготовки кадров.

Система начального профессионального образования за истекшее десятилетие показала свою востребованность и устойчивость. Прием в 2006 г. составил 845 тыс. чел. (928 тыс. чел. – в 1995 г.). Число учреждений начального профессионального образования в 2006 г. составило 3893 ед. (4166 – в 1995 г.). Контингент обучаемых составил соответственно 1679,3 тыс. чел. и 1689,5 тыс. чел.

За последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа – профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется по 293 интегрированным профессиям вместо 1200), разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования. Значительная часть образовательных учреждений начального профессионального образования переведена на финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации. На 2006 год финансирование учреждений начального профессионального образования из бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в 19 субъектах, что составляет 11,3 % от общего числа профессиональных училищ Российской Федерации.

К числу основных проблем начального профессионального образования относятся:

  • крайне низкая заработная плата педагогов и, прежде всего, мастеров производственного обучения, что приводит к старению и нехватке педагогических кадров;

несоответствие источников финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования и рынка труда, для потребителей которого осуществляется подготовка кадров с сохранением государственных гарантий на общедоступное бесплатное начальное профессиональное образование; отсутствие механизма привлечения средств работодателей к финансированию системы начального профессионального образования;

  • необходимость перехода на смешанную систему финансирования учреждений из бюджетов различных уровней, формирование новых моделей финансирования, в том числе на основе многоучредительства. Повышение привлекательности системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов;

- обеспечение правовой  поддержки развития многоуровневых  учреждений начального профессионального  образования как новых видов  образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;

- обеспечение направления  государственных ресурсов, выделяемых  на переподготовку незанятого населения по рабочим профессиям, преимущественно в учебные заведения начального профессионального образования;

- необходимость разработки  новой структуры сочетания профессиональной  и общеобразовательной подготовки  в учреждениях начального профессионального образования в связи с новой структурой общего среднего образования.

- необходимость роста  подготовки высококвалифицированных  рабочих кадров в системе начального  профессионального образования  в ближайшие 3-5 лет, что обусловлено  сложившейся в настоящее время возрастной структурой кадров высококвалифицированных рабочих в промышленности (средний возраст высококвалифицированных рабочих в различных отраслях промышленности составляет 53-57 лет, средняя продолжительность приобретения высокой квалификации выпускником технического училища после начала его работы – не менее 7 лет).

Изобилие обладателей вузовских дипломов заметно контрастирует с недостатком специалистов со средним специальным образованием. При этом практика выявила любопытную закономерность: многие выпускники вузов затем идут получать среднее специальное образование.

Сегодня каждый 2й имеет высшее образование, а нужда в кадрах остается. В Краснодарском крае наиболее востребованными являются рабочие специальности. 55% выпускников в Краснодарском крае – юристы, экономисты, управленцы, многие из которых долго и безрезультатно ищут работу.

В курортной столице России и на территории близлежащего Туапсинского района сегодня осуществляют свою деятельность сорок четыре учреждения профессионального образования (22 – вуза, 18 – ссузов и четыре учреждения начального специального образования).

Из 265 специальностей, преподаваемых в краевых учреждениях профессионального образования, в сочинских вузах  ведется подготовка лишь по 30. Разрыв впечатляющий. Такой же он в случае с ссузами (43 на фоне 130-ти) и с профессиональными училищами (15 из 82-х возможных).

Обучение в основном проводится по таким специальностям как "Экономика и управление" (48% студентов), "Юриспруденция" (16,8%), "Образование" (8%), "Сфера обслуживания" (7,8%), "Строительство и архитектура" (4,2%), "Транспортные средства" (2,9%), "Информатика и вычислительная техника" (1%), "Приборостроение" (0,1%) и т.д. То есть самые востребованные специальности занимают последнее место. Причем "Экономику и управление", "Юриспруденцию" преподают во всех вузах (65% от общей численности студентов), а специальность "Социально-культурный сервис и туризм" – лишь в трех (7,8%).

В сочинской ситуации политику системы профессионального образования определяют два обстоятельства: олимпийское (приход в город строительных организаций), а также курортно-туристское (развитие сферы услуг и общественного питания). Поэтому уровень сервиса должен соответствовать статусу международного курорта.

 

Список литературы

 

  1. Статистика/ под ред. И.И. Сергеева, Т.А.Чекулина. – М.:ИО «Форум», 2006 г.
  2. Теория статистики/ под ред. проф. Р.А.Шлеойловой. – М.: Финансы и статистика, 2005 г.
  3. Основы экономики/ Е.Ф.Борисов – М.: Дрофа, 2004 г.
  4. Особенности применения бюджетной классификации РФ в 2006 г. // Консультант - №5 – 2007 г.
  5. Федеральный бюджет – 2005: новые экономически тенденции //Финансы- 2004 - №1
  6. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ под ред. М.Г. Назарова – М.: Финстатинформ, 2002.
  7. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. – М.: Издат-во Импе-паблиш, 2005
  8. Мировая экономика и международные экономически отношения. И.С.Гладков, - М.: ЭКОН, 2006
  9. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Г.В. Савицкая.- М.: Инфра-М, 2005 г.
  10. Анализ финансовой отчетности / Л.А.Берстайн – М.: Финансы и статистика, 2005 г.
  11. Экономическая теория. М., 1995. С. 25.
  12. Постановлением правительства  российской федерации от 08.06.2006г. № 357 федеральная целевая программа "Развитие г. сочи как горноклиматического курорта(2006 - 2014 годы)"
  13. Устав Сочинского экономико-технологического колледжа
  14. Приказы о выдаче дипломов за 2005, 2006, 2007 года
  15. Балансы СЭТК за 2005,2006,2007 года
  16. Отчеты о прибыли и убытках за 2005, 2006, 2007 года.
  17. Справка о движении контингента за 2005 – 2007 года.
  18. План – график учебного процесса по специальностям.
  19. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года министерствами и ведомствами Российской Федерации;
  20. Сведения Сочинского отдела занятости населения
  21. Статья руководителя Департамента федеральной службы занятости населения по Краснодарскому краю
  22. Целевая Программа «Информатизация общего образования города Сочи»
  23. Газета «Новости Сочи» № 11 от 03.03.08
  24. Газета «Новости Сочи» № 3 от 14.01.08

 

 

 

Приложение

 

Таблица 2.2.1

 

Анализ отчета о прибыли и убытках

         
   

за 3 года

           
                         

показатели

2005

2006

2007

2006 с 2005

в %

2007 с 2006

в %

2007 с 2005

в %

 

Выручка от продаж

1201

1325

650

124

110,32

-675

49,06

-551

54,12

 

В  т.ч.

                   

платные образоват. услуги

1201

1325

650

124

110,32

-675

49,06

-551

54,12

 

Себестоимость (з/пл и ЕСН)

1198

   

-1198

     

-1198

   

Прибыль

3

   

-3

     

-3

   

Внереализационные доходы и расходы

                   
                   

Внереализационные доходы и расходы

792

792

852

   

60

107,58

60

107,58

 

Внереализационные расходы

792

792

852

   

60

107,58

60

107,58

 

Прибыль

3

   

-3

     

-3

   

Чистая прибыль

3

   

-3

     

-3

   
                     
                     

Информация о работе Специфика подготовки кадров для туристской индустрии