Специфика подготовки кадров для туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 08:25, дипломная работа

Краткое описание

Задачи, стоящие при написании дипломной работы, можно выделить следующие:
- определение основных кадровых проблем, стоящих перед городом и страной;
- определение необходимого состава специалистов для удовлетворения потребностей города в кадрах;
- анализ Сочинского экономико-технологического колледжа как учреждения, дающего подготовленные кадры для работы по основным направлениям развития города Сочи.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы кадрового обеспечения тур. индустрии. 6
1.1. Основы организационной системы образования в регионах туристского ориентирования. 6
1.2. Особенности и специфика подготовки кадров для туристской индустрии. 20
Глава II. Организационно - экономический анализ деятельности СЭТК. 29
2.1. Организационно – экономическая характеристика учебного заведения. 29
2.2. Финансово-экономический анализ Сочинского экономико-технологического колледжа. 33
2.3. Статистический анализ влияния деятельности Сочинского экономико-технологического колледжа на состояние кадровой ситуации в городе. 43
2.4. Проблемы обеспечения кадрами туристической индустрии г. Сочи. 48
Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК 56
3.1. Вклад СЭТК в формирование кадров для туристской индустрии 56
3.2. Подготовка специалистов отделения «Экономики и права» 61
3.3. Торгово – технологическое отделение 64
3.4. Отделение гостиничного и автомобильного сервиса 67
Заключение 69
Список литературы 74
Приложение 76

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 712.50 Кб (Скачать)

Уровень регистрируемой безработицы по городу Сочи на 01.01.2008 составил 0,1 процента (на 01.01.2007 – 0,2 процента). Большинство безработных, как и прежде, составляют женщины – 71,6 процента (479 человек), 52,3 процента (336 человек) - состоящие на учете ИТР и служащие.

Средний размер пособия по безработице составил 2659,7 рубля.

Профессиональная структура безработных, по-прежнему, остается без изменений: бухгалтеры без опыта работы или без знания компьютерных программ, инженеры невостребованных специальностей, экономисты, товароведы, специалисты различных направлений и т.д. По рабочим профессиям состоят на учете, в основном: водители, операторы котельных, кладовщики, продавцы, контролеры, горничные.

По профессиональному составу потребность в специалистах весьма разнообразна: востребовано большое количество агентов (страховых, коммерческих, рекламных, по недвижимости) и инженеров различных специализаций; высококвалифицированные опытные бухгалтеры и главные бухгалтеры со знанием программ 1С, “БЭСТ”.

Предприятия и организации испытывают недостаток в специалистах по управлению (менеджерах в коммерческой деятельности, в строительстве, торговле, на транспорте и связи, в рекламно-информационных подразделениях и подразделениях по управлению кадрами), в том числе в руководителях среднего звена - начальниках отделов, отделений, служб, групп, участков и т.д. Остается актуальной и профессия секретаря, секретаря-референта. Неудовлетворенность потребности во врачах различных специальностей и медицинских сестрах наблюдается только в государственных учреждениях (поликлиниках, диспансерах, госпиталях).

Потребность в рабочих существует по таким специальностям, как рабочие строительных профессий, токари, санитары и др.

На 01.01.2008 заявленная потребность 1625 предприятий составила 59698 вакансий. Структура же вакансий практически не меняется: 30,1 процента – вакансии для ИТР и служащих (на 01.01.2007 – 30 процентов), 69,9 процента – вакансии по рабочим специальностям (на 01.01.2007 – 70 процентов).

 

Структура вакансий  Центра занятости населения города

Сочи (в процентах)


 

Анализ информации о потребности в кадрах на предприятиях города дает возможность планировать объемы и профили профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

В 2007 году профессиональное обучение безработных граждан осуществлялось в 23 образовательных учреждениях по 28 наименованиям профессий и специальностей. На обучение по специальностям бухгалтер, менеджер, предприниматель, водитель, оператор ПК, продавец, машинист крана, оператор котельной, охранник и другим направлено 327 человек.

За январь - декабрь 2007 года ГУ «Центр занятости населения города Сочи» провел 48 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест: 3 - общих, 13 - специализированных мини – ярмарок, 32 моно – ярмарки. Количество граждан, принявших участие в мероприятиях, составило 29351 человек, в том числе 2541 человек - безработные, молодежь - 17789 человек (из них 4147 учащихся), 17044 - женщины, 493 - инвалиды, 1101 - военнослужащие. В результате трудоустроено 2325 человек.

В марте 2007 года ГУ «Центр занятости населения города Сочи» принимал участие в 6-ой специализированной выставке учебных заведений профессионального образования и вакансий рабочих мест - "Образование. Культура. Общество" – в рамках форума «Создай себя сам».

На выставке представлена информация о широком спектре услуг, оказываемых Центром занятости, о возможностях получения дополнительного образования. Картотека предложенных вакансий составила около 12,5 тысячи вакантных рабочих мест на предприятиях всех форм собственности, в том числе 810 вакансий - для молодежи. За дни работы выставки было проконсультировано 3350 граждан, из них молодежь – 2750 человек.

За 2007 год участие в реализации специальных программ адаптации безработных граждан на рынке труда «Клуб ищущих работу» и «Новый старт» приняли 605 человек. По окончании срока реализации программ трудоустроено 195 человек.

Приоритетным направлением деятельности центра занятости является работа с молодежью, в том числе с несовершеннолетней. В рамках реализации программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» отработало 4310 подростков.

В рамках программ по содействию занятости населения в отчетном периоде реализовывались специальные мероприятия по временному трудоустройству выпускников на «Первое рабочее место». В соответствии с договорами на первое рабочее место трудоустроены 28 человек, 23 из них -женщины.

В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в январе - декабре 2007 года продолжена работа по трудоустройству этой категории граждан. На 537 предприятиях города установлено 3608 квотируемых рабочих места для инвалидов, 2705 – для молодежи. Фактически отработало на данных предприятиях по состоянию на 01.01.2008 4215 инвалидов, 2023 человека – молодежь (для сравнения: в 2006 году отработало 3968 инвалидов и 1780 человек – молодежь).

Также весомой проблемой в обеспечении работниками туристской индустрии является кадровый голод. Это выражается малым количеством рабочих специальностей и специалистов и большим количеством управленцев. Если сказать простым  языком «есть кому управлять, но нет кем». Изобилие обладателей вузовских дипломов заметно контрастирует с недостатком специалистов со средним специальным образованием. При этом практика выявила любопытную закономерность: многие выпускники вузов затем идут получать среднее специальное образование. Анализ сложившейся ситуации показал, что пятьдесят пять процентов выпускников вузов региона – экономисты, юристы, управленцы, многие из которых после безуспешных поисков применения своим знаниям с просьбой о трудоустройстве обращаются в органы государственной власти. Эту ситуацию можно охарактеризовать следующими показателями по Краснодарскому краю, которые были замечены за период с 1940 годов.

 

Контингент поступающих по годам

Таблица 2.4.2.

годы

высшие учебные

заведения

средне-специальные

 учебные заведения

число учебных заведения

в них студентов,  тыс. чел

число учебных заведения

в них учащихся, тыс. чел

1940-1941

6

6,5

41

12

1950-1951

6

9,1

35

12,3

1960-1961

5

15,9

40

24,2

1970-1971

7

44

48

58,3

1980-1981

8

51,6

51

63,1

1990-1991

8

46

53

66,1

2000-2001

10

77,2

54

58,4

2005-2006

12

129,8

61

73,3

2006-2007

12

130,2

61

71,4


 

По данным таблицы построим диаграмму и проследим движение графиков.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График наглядно показывает ситуацию с поступлением студентов в учебные заведения разного уровня. В 40-е годы больше ценились рабочие специальности, поэтому больше спросом пользовались учебные заведения средне-специального образования. Это могло быть вызвано развитием индустрии, машино-промышленных комплексов, восстановление страны в послевоенные годы. Так как было большое количество заводов, швейных и мануфактурных фабрик и рабочие имели достойные заработные платы и почет и уважение в обществе, многие шли именно с средне-специальные учебные заведения. Такая ситуация сохранялась вплоть до 90-х годов. Прием 2000 года кардинально меняет ситуацию. Появляется большое количество высших учебных заведений, повышается престиж высшего образования и появляется система коммерческого образования. Теперь многие выпускники могут поступать в ВУЗы  вне зависимости от успеваемости. Тем более что выпускники ВУЗов уже имеют возможность устраиваться на управляющие должности. Масштабное поступление в ВУЗы снизило поступление в СУЗы. Отсюда и возникает ситуация нехватки рабочих специальностей, хотя потребность в них не уменьшается, особенно в городах курортного значения.

 

Глава III. Подготовка специализированных кадров в СЭТК

 

3.1. Вклад СЭТК в формирование  кадров для туристской индустрии

 

Сочинский экономико-технологический колледж является федеральным государственным образовательным учреждением  среднего профессионального образования, находится в ведении Государственного комитета Российской Федерации  по высшему образованию.

История колледжа неразрывно связана с историей страны и родного города.  В начале 60-х годов Сочи развивается как крупнейший  санаторно-курортный объект, перспективы которого были немыслимы без молодых  кадров профессионалов. В исполнении приказа Министра высшего и среднего специального образования  была назначена комиссия по приему учащихся в Сочинский политехникум.

Сегодня Сочинский экономико-технологический колледж – это государственное многопрофильное среднее учебное  заведение с тремя формами обучения: дневной, заочной и экстерном.

За эти годы коллеж подготовил и выпустил более 25 тысяч специалистов, которые работают в здравницах, в сфере торговли и общественного питания, в туристических фирмах и налоговых инспекциях, банках не только города Сочи, Краснодарского края, России, но и за рубежом.

Учредителем колледжа является Федеральное агентство по высшему образованию.

Происходящие качественные изменения инфраструктуры туризма обусловливают рост потребности в специалистах с современным уровнем знаний и навыков. Сочинский экономико-технологический колледж (СЭТК) - одно из немногих учебных заведений, ориентированных на выпуск специалистов для активно развивающейся индустрии туризма. Высокий уровень преподавания и глубокая специализация обеспечивают высокую конкурентоспособность СЭТК на рынке образовательных услуг. Специфика знаний в туристской сфере такова, что делает подготовку туристских кадров работой, требующей не только серьезной проработки, осмысления, тонкой взаимоувязки учебных программ, но и длительной практической подготовки студентов. В настоящий момент назрела реальная необходимость создания такого учебно-производственного туристского комплекса, где в полной мере был бы использован не только учебно-методический потенциал колледжа, но и кадровый потенциал, и материальные ресурсы туристского предприятия - полигонной базы для прохождения практики.

Для решения поставленной стратегической задачи вовсе не надо изобретать велосипед. В мире сейчас существует огромное количество учебных заведений, которые готовят специалистов для сферы туризма. И во всем многообразии теорий и явлений живой практики подготовки специалистов для сферы гостеприимства были и остаются школы, являющиеся наиболее мощной "цивилизацией". Их ведущее значение сегодня в мире неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики подготовки специалистов наиболее велико. И хотя нет нужды слепо следовать выводам теоретиков тех школ и рекомендациям их практиков, знать их идеи, выработанные десятилетиями опыта подготовки кадров для сферы гостеприимства, и суметь применить зарубежный опыт в российских условиях, безусловно, необходимо.

При выборе объектов анализа учитывались давние традиции гостеприимства; развитость рыночной экономики; близость культурных традиций к российским; применимость систем (моделей) управления бизнесом в российских условиях; тождественность в понимании понятия гостеприимства.

В соответствии с данными требованиями для анализа опыта подготовки специалистов для сферы гостеприимства были отобраны следующие страны: Франция, Швейцария, Австрия, Великобритания, США.

Наибольшее внимание было уделено изучению опыта Лозаннской школы гостиничного хозяйства, Французского института управления в сфере гостиничного, ресторанного хозяйства и туризма, Международного института гостиничного хозяйства, Университета Джонсон и Уэйлс (США).

В результате анализа были выявлены следующие особенности подготовки специалистов в области гостеприимства:

1. Первая особенность состоит  в том, что основой профессионального  обучения является система гостиничного  и ресторанного хозяйства и  лишь небольшая часть курсов, дисциплин и программ касается чисто туристской деятельности, реализуемой в гостиничных комплексах в качестве дополнительного обслуживания (бронирование мест на транспорте, организация посещений зрелищных мероприятий, заказ экскурсионного обслуживания и т.д.).

В условиях, когда само по себе гостиничное хозяйство превращается в центры и базы основного пребывания клиентов, естественно желание учебных заведений по подготовке персонала для гостиниц и ресторанов сосредоточиться на формировании квалификационных навыков слушателей (учащихся) по основной технологии будущей работы: специалист гостиничного хозяйства, специалист ресторанного хозяйства. При этом обучение строится так, чтобы учащийся в конце обучения стал специалистом широкого профиля.

2. Другая особенность: организация гостиничного и ресторанного хозяйства и туризма в стране. Гостиничные комплексы, как правило, организуют свои замкнутые учебные центры (например, ИНФАТ), цель которых - подготовка квалифицированного персонала только для предприятий, входящих в собственную сеть. В ходе обучения отрабатываются стандарты и квалификационные навыки, потребность в которых вызвана только требованиями гостиничного и ресторанного хозяйства, характерными для данной цепи. Гостиницы, находящиеся в частном владении, как правило, небольшие. Состав обслуживающего персонала - 6-8 человек. Для подготовки персонала указанного типа гостиниц владельцы пользуются услугами лицеев и колледжей, входящих в систему местного территориального управления.

3. И, наконец, следующая особенность - обязательность обучения, прохождение будущим специалистом всех уровней:

Информация о работе Специфика подготовки кадров для туристской индустрии