Подготовка и перепогодтовка кадров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является исследование теоретических положений и практического опыта организации подготовки и переподготовки кадров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие подготовки и переподготовки кадров;
- проанализировать количественный и качественный состав персонала;
- сделать соответствующие выводы о эффективности работы кадров.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 200.31 Кб (Скачать)

Введение 

 

Тема «Подготовка и переподготовка кадров предприятия» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.

Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный  процесс, который может заключаться  как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах…  как например, различные семинары, обучение в институтах повышения  квалификации высшего персонала  или переподготовка рабочих.

Квалификация рабочих  в современных условиях характеризуется  такими признаками, как глубокие общеобразовательные  технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей  силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический  прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь  человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия  трудовой деятельности, место человека в производстве.

НТП порождает новые отрасли  промышленности  и углубляет специализацию  производства. Это обуславливает  возникновение новых профессий  и специальностей и в то же время  ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом  производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной  техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в  автоматизированном производстве  приобретают более сложные функции  с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально - квалификационного состава работников.

Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора  рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Влияние  профессиональной подготовки рабочих  на экономический рост состоит в  том, что рабочие, обладающие необходимым  объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Еще одним важным моментом является характерная особенность  современного производства использование  ЭВМ, что требует дальнейшего  совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость  изыскания и использования новых  форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности  производства. В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих  кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство  квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями  развития производства и его постоянного  технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени  отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является исследование теоретических положений и практического опыта организации подготовки и переподготовки кадров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  подготовки и переподготовки  кадров;

- проанализировать количественный  и качественный состав персонала; 

- сделать соответствующие  выводы о эффективности работы  кадров.

Объектом исследования выбрано  ОАО « РЖД »

База для проведения экономического анализа бухгалтерская  и финансовая отчетность ОАО «  РЖД » за период с 2009-2011 года.

Курсовая работа состоит  из введения, трех разделов – основной части работы состоящей из практического  и рекомендательного раздела, теоретического раздела, включающего в себя аналитический  обзор теоретических и практических аспектов исследования, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Современные  подходы к подготовке, переподготовке персонала организации

    1. Теоретические аспекты обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала организации

 

В любой деятельности, осуществляемой на предприятии, есть свои методические указания по выполнению или решению  конкретных целей и задач. Так  и в подготовке, переподготовке и  повышении квалификации  кадров есть свои методы достижения этих целей. Предъявляются свои конкретные требования к профессиональной подготовке кадров.

Современный человек живёт  и действует в условиях, требующих  высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Если в прошлые  времена принятию правильных решений  мешал в основном дефицит информации, то в наши дни, напротив, помехи создаёт  её избыток. Усложнившиеся социально-экономические  процессы, повысившаяся уязвимость людей со стороны внешних воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток на их осмысление, возросшие конкурентная борьба и агрессивность – всё это обуславливает довольно высокие требования к выпускникам профессионально технических училищ, колледжей и средних специальных учебных заведений1

В настоящее время мы живём  в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять  новые и более жёсткие требования к профессиональной подготовке рабочих  кадров.

Уже сегодня в реформировании профессионального образования  необходимо учитывать следующие  основные тенденции:

  • в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом – квалификацией. Сегодня, для значительной части трудоспособного населения России, да и части молодёжи, крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода из позиции наёмного государственного работника к позиции активного субъекта рынка труда – что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких местах – самому принимать решения трудно – свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе;
  • в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и в среднем на протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять профессию. Это требует, во-первых, сломить сложившийся у нас психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодёжь должна получать такое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым.

В современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. Общая теоретическая техническая  подготовка становится более необходимой, чем раньше. Она даётся не только ведущими категориями персонала, но и рабочим, занимающим низкие уровни в иерархической структуре предприятия. Современные технологии сами по себе и формы организации, позволяющие  продуктивно их использовать, требуют  подготовки работника иного типа, обладающего новыми навыками, высокой  квалификацией, способного и готового к переменам.

Характерная для сегодняшней  ситуации модернизация производства требует  подготовки легко приспосабливающихся  работников, готовых изменить свою профессию и степень ответственности, а значит, и способных обучиться  новой профессии. Они должны быть объективно готовы справиться с новыми профессиональными функциями и способны воспринять эти изменения как нормальный режим современного производства.

Термин «приспособляемость»  используется здесь для обозначения  возможности человека воспринять изменения  условий труда, приобрести новые  навыки2. Это совсем не просто. В сложившейся обстановке для многих безработных и молодых людей в нашей стране всё труднее найти работу. Поэтому многие учебные заведения внедряют новые приёмы обучения, признанные развить у своих слушателей именно эти качества.

Для преодоления кризисной  ситуации в России предприятиям требуются рабочие кадры высокой квалификации. Основной характеристикой рабочего высокой квалификации являются широкие общеобразовательные, общетехнические и профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное выполнение им сложной трудовой деятельности и дающие ему возможность легко ориентироваться в производстве и в любой новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для исполнения всё усложняющихся и изменяющихся трудовых функций. Рабочие высокой квалификации проявляют постоянную творческую активность в труде, самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. Они могут не только обслуживать действующее оборудование, но и осваивать новое, способны переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с быстро меняющимися условиями производства, включаться в случае необходимости в любое звено производственного процесса. Чтобы успешно выполнять эти функции, нужно обладать техническим мышлением, элементами инженерно-технических знаний, понимать закономерность технологических процессов, знать научно-технические основы производства, отличаться творческим отношением к труду.

В современных рыночных отношениях важно, чтобы подготовка кадров удовлетворяла  такому требованию к рабочей силе, как профессиональная мобильность кадров, т. е. способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности.

Подводя итог, можно отметить, что демократическое общество и  рыночная экономика требуют образованных людей, рабочих высокой квалификации.

 

    1. Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации 

 

 Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

В современных условиях важнейшим  условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности  являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению  квалификации сотрудников, собственная  работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного  поиска новаций и нововведений –  все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования  корпоративного знания.

Вот почему в последнее  время руководители многих фирм и  организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной  подготовки специалистов, прежде всего  работе учебных центров и учебных  отделов.

Без серьезных организационных  изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений  в работе фирмы. Семинары, стажировки не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. При выборе стратегии обучения сотрудников перед руководителем кадровой службы всегда существует дилемма – обучение как ликвидация последствий не слишком удачного приема сотрудников или обучения инновациям, новым технологиям деятельности на фирме.

Когда-то работа с кадрами  заключалась в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Современные  организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор  подходящих людей является всего  лишь началом. В то время как большая  часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость  которых со временем снижается посредствам  амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага  самой организации, так и для  личного блага всего персонала  руководство организации должно постоянно работать над всемерным  повышением его потенциала.

Развитие персонала – комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров. Цель развития персонала – обеспечение организации хорошо подготовленными работниками, в соответствии с ее целями и стратегией развития.

Современная государственная  политика в области профессиональной подготовки призвана обеспечить решение  двух взаимосвязанных задач социально-экономического характера:

  • Обеспечение потребности производства рабочей силой требуемой квалификации;
  • Борьба с безработицей путем переподготовки безработных.

Информация о работе Подготовка и перепогодтовка кадров на предприятии