Подготовка и перепогодтовка кадров на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является исследование теоретических положений и практического опыта организации подготовки и переподготовки кадров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие подготовки и переподготовки кадров;
- проанализировать количественный и качественный состав персонала;
- сделать соответствующие выводы о эффективности работы кадров.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 200.31 Кб (Скачать)

ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД".

Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству. 

 

 

 

 

Таблица 2.

Динамика роста уставного капитала ОАО "РЖД"

 

Год

Размер уставного  капитала (в руб.)

01.01.2007 г.

1 535 700 000 000

01.01.2008 г.

1 541 697 819 000

01.01.2009 г.

1 583 197 189 000

07.07.2009 г.

1 594 516 219 000

01.01.2011 г.

1 698 128 067 000

01.01.2012 г.

1 786 715 588 000


 

Технические характеристики ОАО "РЖД":

- Эксплуатационная длина железных дорог - 85,2 тыс. км

- Протяженность электрифицированных линий - 43,3 тыс. км

- Доля в грузообороте транспортной системы России - 43,3%*

     - Доля в пассажирообороте транспортной системы России - 31,5%

Парк подвижного состава:

- Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) - 11,1 тыс.

- Грузовые вагоны всех типов - 518,7 тыс.

- Маневровые локомотивы (тепловозы) - 5,9 тыс.

- Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) - 2,7 тыс.

- Пассажирские вагоны дальнего следования - 24,1 тыс.

- Пассажирские вагоны пригородных поездов - 15,6 тыс.

Миссия компании компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические  цели компании:

- увеличение масштаба  транспортного бизнеса;

- повышение производственно-экономической  эффективности;

- повышение качества работы  и безопасности перевозок;

- глубокая интеграция  в евро-азиатскую транспортную  систему;

- повышение финансовой  устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

- грузовые перевозки;

- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление услуг социальной сферы

- прочие виды деятельности.

Органы управления ОАО "РЖД":

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.

2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.

3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.

4. Правление общества.

 

2.2. Характеристика качественного и количественного состава ОАО «РЖД»

 

Единая кадровая политика Компании проводится в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период  до 2015 года (далее — Стратегия) и направлена на повышение эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач.

За 2011 год списочная численность работников ОАО «РЖД» снизилась на 33,3 тыс. человек и по состоянию на 31 декабря 2011 г. составила 942 808

человек. Из Компании уволено 151,2 тыс. человек, из них 80,2 тыс. человек по собственному желанию (в том числе 24,1 тыс. на пенсию) и 9,4 тыс. человек по сокращению штата. При этом принято вновь 117,9 тыс. человек, из них 10,2 тыс. человек, вернувшихся из рядов Российской армии и выпускников учебных заведений. Кадрового дефицита основных рабочих профессий за 2011 год не наблюдалось. Укомплектованность кадров по Компании составила 98,1% к штатному расписанию. Текучесть кадров по итогам 2011 года к уровню прошлого года снижена на 0,2% и составила 8,8%. Удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом: рабочие составляют 68,1% (642,3 тыс. человек), руководители — 6,9% (65 тыс. человек), специалисты — 21,5% (202,3 тыс. человек), служащие — 3,5% (33,2 тыс. человек).

Возрастной состав работников, состоящих в списочном составе, тыс. чел. (Рис 1.) По данным, можно сказать, что в целом пожилые сотрудники, старше 50 лет ушли в большом количестве на пенсию, а именно на 0,3%; от 46-50 лет уменьшилось с 14,4 до 13,1 %; 36-45 лет изменений не наблюдается; 31-35 лет уменьшение на 0.1 %.;

До 30 лет увеличение на 1,1 %. Общее же количество сотрудников  уменьшилось с 976,1 тыс. чел. до 942,8 тыс. чел.

 

Рисунок 1.

Возрастной состав работников, состоящих в списочном составе, тыс. чел.

 

Уровень образования персонала  в ОАО «РЖД»:

-численность работников с высшим образованием

составляет 22,2% от общей численности, увеличение к началу года на 1,3%;

 -численность работников со средним профессиональным образованием 25,7%, увеличение к началу года на 0,2%.

Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет увеличилась за год на 1,1% и составила 28%.  Средний возраст работников составляет 39,5 лет.

Из общего числа работников количество женщин составляет 286 339 человек (30,4%). Женщины занимают 51,7% всех должностей руководителей и специалистов Компании, их численность на должностях этих категорий составляет 138,3 тыс. человек.

Одним из ключевых приоритетов Компании является повышение ее конкурентоспособности на рынке труда. В этих условиях самым значимым элементом в осуществлении кадровой политики является развитие человеческих ресурсов. Для реализации этой цели в Компании в 2011 году организовано и проведено повышение квалификации более 82 тыс. руководителей и специалистов подразделений ОАО «РЖД».

В 2011 году прошли переподготовку на базе РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации 37 руководителей из числа заместителей начальников дорог по региону и начальников дирекций железных дорог, дирекций инфраструктуры и тяги по специально разработанной для данной категории работников программе «Корпоративное управление» с последующим выездом в ведущие транспортные компании Франции и Германии.

На базе созданного совместно с Немецкими железными дорогами Центра международной логистики и управления цепями поставок ВШМ СПбГУ по программе «Логистика и управление цепями поставок» повысили квалификацию 32 перспективных работника Компании, по программе профессиональной переподготовки «Международная логистика и управление цепями поставок» с выездом в Германию прошли обучение 25 человек.

Повысили квалификацию за рубежом с посещением предприятий ведущих транспортных компаний мира (Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Испания, Италия, США, Канада, Великобритания, Финляндия, Китай) 462 работника холдинга «РЖД». Продолжается обучение руководителей, в том числе перспективных представителей молодежи, по программам переподготовки МВА в российских и зарубежных бизнес-школах. В текущем году окончили бизнес-школы 106 руководителей, общее число руководителей Компании, получивших бизнес-образование, увеличилось до 440 человек. В 2011 году применен новый подход в планировании и организации работы по направлению на обучение на условиях целевой подготовки студентов, предусматривающий учет специализаций и наиболее полно отвечающий заказам соответствующих филиалов на подготовку специалистов и бакалавров. Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору. За год прибыло более 9 тыс. молодых специалистов, из них около 4 тыс. обучавшихся на условиях целевой подготовки. По состоянию на 31 декабря 2011 г. численность молодых специалистов составила около 21 тыс. человек. В целом на условиях целевой подготовки в учебных заведениях железнодорожного транспорта в настоящее время обучается 28,3 тыс. человек по очной форме и 12,3 тыс. человек — по заочной форме обучения. Рабочим профессиям обучено 60 тыс. человек, в том числе 34 тыс. человек прошли переподготовку и обучены вторым (смежным) профессиям; 140 тыс. рабочих повысили квалификацию. В текущем году на обновление учебно-лабораторной базы направлено около 250 млн. руб., из них на приобретение тренажеров подготовки машинистов, помощников машинистов и путейцев — 97,0 млн. руб. В целях повышения качества подготовки рабочих реализуются: программа повышения квалификации преподавателей технических школ и учебных центров, программа развития их материально-технической и учебно-лабораторной базы, новые образовательные программы. Одной из таких новых программ является программа подготовки машинистов локомотивов, проходящая экспериментальную апробацию на Приволжской железной дороге. Подведение итогов анализа успеваемости и сдачи квалификационных экзаменов показывает, что данная программа позволяет обеспечить качественную подготовку машинистов. В течение 2011 года в технических школах и учебных центрах организовано внедрение единой системы управления знаниями (СУЗ) на базе СДО ОАО «РЖД».

 

2.3. Анализ подготовки и переподготовки кадров ОАО «РЖД»

 

Анализ подготовки и переподготовки кадров на примере филиала ОАО  « РЖД » Забайкальская железная дорога.

Контактная  информация: 672092, Россия. Г. Чита, ул. Ленинградская,34

   

(3022) 22-43-16 / (3022) 26-05-73, 22-48-48

http://zabzd.rzd.ru

Деятельность:

- Грузовые перевозки

- Пассажирские перевозки

Основные показатели за 2011 год:

- Эксплуатационная длина - 3336,1 км

- Численность сотрудников - 33 663 человек

- Средняя заработная плата - 39 634 рублей

- Перевезено грузов - 130,5 млн. тонн

- Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 4 млн. 206 тыс. человек, в пригородном сообщении - 2 млн. 792 тыс. человек. 

Таблица 3.

Динамика  численности работников в ОАО  «РЖД» за 2011 год

Месяцы

Численность работников, тчел

Январь

34,1

Февраль

34

Март

34

Апрель

33,8

Май

34

Июнь

34,1

Июль

34,1

Август

34,1

Сентябрь

33,9

Октябрь

33,9

Ноябрь

33,1

Декабрь

34,1

Численность работников на 1 января 2012 года

34,2


 

Для определения численности  работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов  оборота, текучести кадров и ряда других показателей.

Среднесписочная численность  работников за месяц определяется путем  суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный  день месяца, включая праздничные  и выходные дни, и деления получения  суммы на количество календарных  дней месяца. Среднесписочная численность  работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной  численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (год) и деления полученной суммы на 3.

Для правильного определения  среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава с учетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового  договора.

Среднесписочная численность  работников за 2011 год на Забайкальской  железной дороге = 33663/12 мес.=2805 чел.

На Забайкальской железной дороге в структуре численности  работников по полу наибольший удельный вес за три года занимают мужчины (28298 чел.), а наименьший удельный вес  занимают женщины (5365 чел.) 

По стажу работы наибольший удельный вес в среднем за три  года занимают работники, работающие 10 – 15 лет (17932 чел.); свыше 15 лет (11817чел.); 5 – 10 лет (2489 чел.); наименьший удельный вес занимают работающие менее 5 лет, в среднем составляют 1552 человек.

По возрасту наибольший удельный вес занимают работники 40 – 50 лет, что в среднем составляет 16545 человек; работники 30 – 40 лет (12856 чел); наименьший удельный вес в среднем за три года занимают 20 – 30 лет (3941 чел); свыше 50 лет (110 чел.), самый маленький удельный вес занимают работники до 20 лет (1552 чел.). см. Таблицу 4.

 

Таблица 4.

Структура работников Забайкальской  железной дороги на конец года, чел.

Категория работников

годы

В среднем за три года

2009

2010

2011

По полу: всего

в т. ч.

женщины

мужчины

33621

 

5648

27973

34290

 

5955

28335

33911

 

5657

28254

33940

 

5753

28187

По стажу работы: всего

в т. ч.

менее 5 лет

5 – 10 лет

10 – 15 лет

св. 15 лет

33621

 

1235

2005

18255

11676

34290

 

1756

2477

17537

12520

33911

 

1667

2985

18004

11255

33940

 

1552

2489

17932

11817

По возрасту: всего

в т.ч.

до 20 лет

20 – 30 лет

30 – 40 лет

40 – 50 лет

св. 50 лет

33621

 

405

3667

12854

16625

70

34290

 

511

4076

12932

16631

140

33911

 

547

4082

12782

16379

121

33940

 

487

3941

12856

16545 

110


 

 

Раздел 3. Основные направления и пути повышения качества подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации

 

Профессиональная ориентация – это система совместных мероприятий  школы, внешкольных учреждений, производственных комплексов, родителей и общественность по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в  соответствии с признанием личности и потребностями народного хозяйства  в квалифицированных кадрах.

Информация о работе Подготовка и перепогодтовка кадров на предприятии