Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является исследование теоретических положений и практического опыта организации подготовки и переподготовки кадров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие подготовки и переподготовки кадров;
- проанализировать количественный и качественный состав персонала;
- сделать соответствующие выводы о эффективности работы кадров.
ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Прави
1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД".
Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
Таблица 2.
Динамика роста уставного капитала ОАО "РЖД"
Год |
Размер уставного капитала (в руб.) |
01.01.2007 г. |
1 535 700 000 000 |
01.01.2008 г. |
1 541 697 819 000 |
01.01.2009 г. |
1 583 197 189 000 |
07.07.2009 г. |
1 594 516 219 000 |
01.01.2011 г. |
1 698 128 067 000 |
01.01.2012 г. |
1 786 715 588 000 |
Технические характеристики ОАО "РЖД":
- Эксплуатационная длина железных дорог - 85,2 тыс. км
- Протяженность электрифицированных линий - 43,3 тыс. км
- Доля в грузообороте транспортной системы России - 43,3%*
- Доля в пассажирообороте транспортной системы России - 31,5%
Парк подвижного состава:
- Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) - 11,1 тыс.
- Грузовые вагоны всех типов - 518,7 тыс.
- Маневровые локомотивы (тепловозы) - 5,9 тыс.
- Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) - 2,7 тыс.
- Пассажирские вагоны дальнего следования - 24,1 тыс.
- Пассажирские вагоны пригородных поездов - 15,6 тыс.
Миссия компании компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление услуг социальной сферы
- прочие виды деятельности.
Органы управления ОАО "РЖД":
1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.
2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.
3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.
4. Правление общества.
2.2. Характеристика качественного и количественного состава ОАО «РЖД»
Единая кадровая политика Компании проводится в соответствии со Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года (далее — Стратегия) и направлена на повышение эффективности деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач.
За 2011 год списочная численность работников ОАО «РЖД» снизилась на 33,3 тыс. человек и по состоянию на 31 декабря 2011 г. составила 942 808
человек. Из Компании уволено 151,2 тыс. человек, из них 80,2 тыс. человек по собственному желанию (в том числе 24,1 тыс. на пенсию) и 9,4 тыс. человек по сокращению штата. При этом принято вновь 117,9 тыс. человек, из них 10,2 тыс. человек, вернувшихся из рядов Российской армии и выпускников учебных заведений. Кадрового дефицита основных рабочих профессий за 2011 год не наблюдалось. Укомплектованность кадров по Компании составила 98,1% к штатному расписанию. Текучесть кадров по итогам 2011 года к уровню прошлого года снижена на 0,2% и составила 8,8%. Удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом: рабочие составляют 68,1% (642,3 тыс. человек), руководители — 6,9% (65 тыс. человек), специалисты — 21,5% (202,3 тыс. человек), служащие — 3,5% (33,2 тыс. человек).
Возрастной состав работников, состоящих в списочном составе, тыс. чел. (Рис 1.) По данным, можно сказать, что в целом пожилые сотрудники, старше 50 лет ушли в большом количестве на пенсию, а именно на 0,3%; от 46-50 лет уменьшилось с 14,4 до 13,1 %; 36-45 лет изменений не наблюдается; 31-35 лет уменьшение на 0.1 %.;
До 30 лет увеличение на 1,1 %. Общее же количество сотрудников уменьшилось с 976,1 тыс. чел. до 942,8 тыс. чел.
Рисунок 1.
Возрастной состав работников, состоящих в списочном составе, тыс. чел.
Уровень образования персонала в ОАО «РЖД»:
-численность работников с высшим образованием
составляет 22,2% от общей численности, увеличение к началу года на 1,3%;
-численность работников со средним профессиональным образованием 25,7%, увеличение к началу года на 0,2%.
Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет увеличилась за год на 1,1% и составила 28%. Средний возраст работников составляет 39,5 лет.
Из общего числа работников количество женщин составляет 286 339 человек (30,4%). Женщины занимают 51,7% всех должностей руководителей и специалистов Компании, их численность на должностях этих категорий составляет 138,3 тыс. человек.
Одним из ключевых приоритетов Компании является повышение ее конкурентоспособности на рынке труда. В этих условиях самым значимым элементом в осуществлении кадровой политики является развитие человеческих ресурсов. Для реализации этой цели в Компании в 2011 году организовано и проведено повышение квалификации более 82 тыс. руководителей и специалистов подразделений ОАО «РЖД».
В 2011 году прошли переподготовку на базе РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации 37 руководителей из числа заместителей начальников дорог по региону и начальников дирекций железных дорог, дирекций инфраструктуры и тяги по специально разработанной для данной категории работников программе «Корпоративное управление» с последующим выездом в ведущие транспортные компании Франции и Германии.
На базе созданного совместно с Немецкими железными дорогами Центра международной логистики и управления цепями поставок ВШМ СПбГУ по программе «Логистика и управление цепями поставок» повысили квалификацию 32 перспективных работника Компании, по программе профессиональной переподготовки «Международная логистика и управление цепями поставок» с выездом в Германию прошли обучение 25 человек.
Повысили квалификацию за рубежом с посещением предприятий ведущих транспортных компаний мира (Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Испания, Италия, США, Канада, Великобритания, Финляндия, Китай) 462 работника холдинга «РЖД». Продолжается обучение руководителей, в том числе перспективных представителей молодежи, по программам переподготовки МВА в российских и зарубежных бизнес-школах. В текущем году окончили бизнес-школы 106 руководителей, общее число руководителей Компании, получивших бизнес-образование, увеличилось до 440 человек. В 2011 году применен новый подход в планировании и организации работы по направлению на обучение на условиях целевой подготовки студентов, предусматривающий учет специализаций и наиболее полно отвечающий заказам соответствующих филиалов на подготовку специалистов и бакалавров. Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору. За год прибыло более 9 тыс. молодых специалистов, из них около 4 тыс. обучавшихся на условиях целевой подготовки. По состоянию на 31 декабря 2011 г. численность молодых специалистов составила около 21 тыс. человек. В целом на условиях целевой подготовки в учебных заведениях железнодорожного транспорта в настоящее время обучается 28,3 тыс. человек по очной форме и 12,3 тыс. человек — по заочной форме обучения. Рабочим профессиям обучено 60 тыс. человек, в том числе 34 тыс. человек прошли переподготовку и обучены вторым (смежным) профессиям; 140 тыс. рабочих повысили квалификацию. В текущем году на обновление учебно-лабораторной базы направлено около 250 млн. руб., из них на приобретение тренажеров подготовки машинистов, помощников машинистов и путейцев — 97,0 млн. руб. В целях повышения качества подготовки рабочих реализуются: программа повышения квалификации преподавателей технических школ и учебных центров, программа развития их материально-технической и учебно-лабораторной базы, новые образовательные программы. Одной из таких новых программ является программа подготовки машинистов локомотивов, проходящая экспериментальную апробацию на Приволжской железной дороге. Подведение итогов анализа успеваемости и сдачи квалификационных экзаменов показывает, что данная программа позволяет обеспечить качественную подготовку машинистов. В течение 2011 года в технических школах и учебных центрах организовано внедрение единой системы управления знаниями (СУЗ) на базе СДО ОАО «РЖД».
2.3. Анализ подготовки и переподготовки кадров ОАО «РЖД»
Анализ подготовки и переподготовки кадров на примере филиала ОАО « РЖД » Забайкальская железная дорога.
(3022) 22-43-16 / (3022) 26-05-73, 22-48-48
http://zabzd.rzd.ru
- Грузовые перевозки
- Пассажирские перевозки
Основные показатели за 2011 год:
- Эксплуатационная длина - 3336,1 км
- Численность сотрудников - 33 663 человек
- Средняя заработная плата - 39 634 рублей
- Перевезено грузов - 130,5 млн. тонн
- Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 4 млн. 206 тыс. человек, в пригородном сообщении - 2 млн. 792 тыс. человек.
Таблица 3.
Динамика численности работников в ОАО «РЖД» за 2011 год
Месяцы |
Численность работников, тчел |
Январь |
34,1 |
Февраль |
34 |
Март |
34 |
Апрель |
33,8 |
Май |
34 |
Июнь |
34,1 |
Июль |
34,1 |
Август |
34,1 |
Сентябрь |
33,9 |
Октябрь |
33,9 |
Ноябрь |
33,1 |
Декабрь |
34,1 |
Численность работников на 1 января 2012 года |
34,2 |
Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.
Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления получения суммы на количество календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (год) и деления полученной суммы на 3.
Для правильного определения
среднесписочной численности
Среднесписочная численность работников за 2011 год на Забайкальской железной дороге = 33663/12 мес.=2805 чел.
На Забайкальской железной дороге в структуре численности работников по полу наибольший удельный вес за три года занимают мужчины (28298 чел.), а наименьший удельный вес занимают женщины (5365 чел.)
По стажу работы наибольший удельный вес в среднем за три года занимают работники, работающие 10 – 15 лет (17932 чел.); свыше 15 лет (11817чел.); 5 – 10 лет (2489 чел.); наименьший удельный вес занимают работающие менее 5 лет, в среднем составляют 1552 человек.
По возрасту наибольший удельный вес занимают работники 40 – 50 лет, что в среднем составляет 16545 человек; работники 30 – 40 лет (12856 чел); наименьший удельный вес в среднем за три года занимают 20 – 30 лет (3941 чел); свыше 50 лет (110 чел.), самый маленький удельный вес занимают работники до 20 лет (1552 чел.). см. Таблицу 4.
Таблица 4.
Структура работников Забайкальской железной дороги на конец года, чел.
Категория работников |
годы |
В среднем за три года | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
По полу: всего в т. ч. женщины мужчины |
33621
5648 27973 |
34290
5955 28335 |
33911
5657 28254 |
33940
5753 28187 |
По стажу работы: всего в т. ч. менее 5 лет 5 – 10 лет 10 – 15 лет св. 15 лет |
33621
1235 2005 18255 11676 |
34290
1756 2477 17537 12520 |
33911
1667 2985 18004 11255 |
33940
1552 2489 17932 11817 |
По возрасту: всего в т.ч. до 20 лет 20 – 30 лет 30 – 40 лет 40 – 50 лет св. 50 лет |
33621
405 3667 12854 16625 70 |
34290
511 4076 12932 16631 140 |
33911
547 4082 12782 16379 121 |
33940
487 3941 12856 16545 110 |
Раздел 3. Основные направления и пути повышения качества подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации
Профессиональная ориентация
– это система совместных мероприятий
школы, внешкольных учреждений, производственных
комплексов, родителей и общественность
по оказанию помощи учащимся в выборе
сферы труда и профессии в
соответствии с признанием личности
и потребностями народного
Информация о работе Подготовка и перепогодтовка кадров на предприятии