Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:28, курсовая работа
Цель исследования: поиск эффективных методов профилактики конфликтов.
Задачи исследования:
1.провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме конфликтов с целью дать понятие конфликтов;
2.выявить причины конфликтов;
3.определить формы и методы профилактики конфликтов;
Введение
Конфликты встречаются
во всех сферах деятельности людей
и часто относятся к числу
значительных и волнующих событий
человеческой жизни. Конфликты –
как показали ещё Дарвин, Маркс
и Фрейд – необходимый и
важный элемент жизни. Но ужасными бывают
их последствия: тысячи погибших, горе
и страдания оставшихся в живых. Обладая
навыками мирного, конструктивного разрешения
конфликтов, можно сгладить их последствия.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов
возникает помимо желания их участников.
Происходит это из-за особенностей человеческой
психики и того, что большинство людей
либо не знает о них, либо не придает им
значения.
На протяжении
веков лучшие умы человечества создавали
теоретические модели бесконфликтного
общества, а порой пытались воплотить
их в жизнь. Следует отметить, что среди
ученых до сих пор нет единства в понимании
природы конфликта как социального явления.
Одни из них видят в конфликте норму социальной
жизни, полагая, что бесконфликтное общество
также немыслимо, как немыслима и сухая
вода. Но другие ученые оценивают роль
конфликтов иначе. Для них конфликт –
это опасная болезнь, социальная патология,
которая раз и навсегда должна быть исключена
из общественной жизни, из всех форм человеческого
общения как инородный элемент.
Однако сегодня,
когда нарастание конфликтов в обществе
приняло лавинообразный характер, сторонников
последней точки зрения становится все
меньше. И независимо от того или иного
понимания природы конфликтов все исследователи
единодушны в том, что эти социальные явления
нужно тщательно изучать и разрабатывать
четкие рекомендации по их регулированию
в целях предотвращения их разрушительных
последствий.
Сегодня конфликты
– повседневная реальность. И не
всегда люди с честью проходят испытание
конфликтом. Не умея правильно ориентироваться
в конфликтной ситуации многие из нас
переходят на «личность». И в этой ситуации
теряют и клиента, и понимание сотрудников
и что необычайно важно – время. Время,
которое могли бы потратить не на ссоры,
споры, неприятное выяснение отношений,
а на плодотворною работу, на достижение
целей организации.
Тема курсовой
работы «Упражнение и тренинги на
предупреждение и преодоление конфликтов
в работе педагогического коллектива».
Актуальность
работы определяется практическим отсутствием
методик по профилактике конфликтов
в педагогических коллективах.
Объектом исследования
являются упражнения и тренинги на
преодоление конфликтов.
Предметом исследования
являются конфликты в педагогических
коллективах.
Цель исследования:
поиск эффективных методов
Задачи исследования:
1.провести теоретический
анализ психологической
2.выявить причины
конфликтов;
3.определить
формы и методы профилактики
конфликтов;
4.разработать и
реализовать упражнения и тренинги по
профилактике конфликтов в педагогическом
коллективе;
5.определить
эффективность упражнений и
В исследовании
использовались методы анализа научной
и учебно-методической психологической
литературы.
Практическая
значимость данной работы заключается
в том, что материалы работы можно
использовать в профилактике конфликтов
в коллективах.
1. Теоретическая
часть
1.1 Понятие конфликта,
его структура и участники
Как и у многих
понятий, у понятия «конфликт» имеется
множество определений и
Считается, что
конфликт – это столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
ролей, мнений, ценностей или взглядов
участников взаимодействия.
Структуру конфликта
составляют такие его характеристики,
как:
– стороны, или
участники конфликта (отдельные
индивиды, социальные группы; государства,
коалиции государств);
– предмет конфликта
– это то, по поводу чего возникает конфликт
между сторонами;
– количество участников
и масштаб распространения: глобальный,
региональный, локальный, межличностный;
– образы конфликтной
ситуации как внутренней ее картины:
представления участников о самих себе
(своих мотивах, ценностях, возможностях),
о противостоящих сторонах; представление
каждого участника о том, как дугой воспринимает
его, о среде, в которой складываются конкретные
отношения.
Исходя из этого,
выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:
а) конфликтная
ситуация объективно существует, но она
не осознается, не воспринимается участниками.
Конфликта как социально-
б) конфликтная
ситуация существует объективно, и
стороны воспринимают ее как конфликтную,
однако с теми или иными существенными
отклонениями от действительности (случай
неадекватного восприятия конфликта);
в) конфликтная
ситуация объективно отсутствует, но тем
не менее отношения сторон ошибочно
воспринимаются ими как конфликтные
(случай ложного конфликта);
г) конфликтная
ситуация объективно существует и участниками
более или менее адекватно
воспринимается (случай объективного
конфликта).
Конфликт может
быть конструктивным и вести к
повышению эффективности
Роль конфликта
зависит от того, насколько эффективно
им управляют. Для того чтобы управлять
конфликтом, необходимо уметь правильно
определять какую функцию несет в себе
конфликт, тип конфликта, понимать причины
возникновения конфликтной ситуации и
процесс его разрешения.
В любом конфликте
есть его участники, т.е. стороны
или субъекты конфликта.
Участники конфликта
могут быть основные, или прямые,
а также косвенные.
Прямые (основные)
участники конфликта – это
те, которые непосредственно
Основные участники конфликта – это прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства.[1]
1.2 Функции конфликта
Конфликт –
это функционально
По своему смыслу,
значению и роли функции конфликта можно
разделить на две группы:
1. конструктивные
(положительные) функции
2. деструктивные
(отрицательные) функции
Все конструктивные
функции конфликта можно
1. Общие конструктивные
функции конфликта, выражающиеся в следующих
последствиях:
– Конфликт является
способом обнаружения и фиксации
противоречий и проблем в обществе,
организации, группе. Кроме того, конфликт
свидетельствует о том, что эти
противоречия достигли уже большой
зрелости и необходимо принимать неотложные
меры по их устранению. Всякий конфликт
выполняет информационную функцию, дает
дополнительные импульсы к осознанию
своих и чужих интересов в противоборстве.
– Конфликт является
формой разрешения противоречий. Его
развитие способствует устранению недостатков
и просчетов, которые привели к конфликту.
– Конфликт способствует
снятию напряженности и ликвидации
стрессовой ситуации, помогает «выпустить
пар», разрядить обстановку и снять
накопившуюся напряженность.
– Конфликт выполняет
объединительную функцию. Перед лицом
внешней угрозы группа использует все
свои ресурсы для сплочения и противоборства
с внешним врагом. Кроме того, сама задача
решения возникших проблем объединяет
людей.
– Разрешение конфликта
приводит к стабилизации социальной
системы, ибо при этом ликвидируются источники
неудовлетворенности. Стороны конфликта,
наученные «горьким опытом», в будущем
будут больше расположены к сотрудничеству,
нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение
конфликта может предотвратить более
серьезные конфликты, которые могли бы
иметь место, если бы данный конфликт не
случился.
– Конфликт стимулирует
групповое творчество, способствует
мобилизации энергии для
2. Деструктивные
функции конфликта,
уровнях социальной
системы и выражаются в следующих
последствиях.
– Конфликт может
быть связан с насильственными методами
его разрешения, в результате могут быть
большие человеческие жертвы и материальные
потери.
– Конфликт может
привести стороны противоборства (общество,
социальную группу, индивида) в состояние
дестабилизации и дезорганизации.
– Конфликт может
привести к замедлению темпов социального,
экономического, политического и
духовного развития общества. Более
того он может вызвать стагнацию
и кризис общественного развития,
возникновения диктаторских и тоталитаристских
режимов.
– Конфликт может
способствовать разрушению социальных
коммуникаций и социокультурному отчуждению
социальных образований внутри общественной
системы.
– Конфликт может
сопровождаться нарастанием в обществе
пессимизма и упадков нравов.
– Конфликт может
повлечь за собой новые, более деструктивные
конфликты.
– Конфликты в организациях часто приводят к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.
1.3 Классификация
конфликтов
Для более успешного
руководства конфликтной ситуацией необходимо
знать типы и виды конфликтов.
Конфликты могут
быть скрытыми или явными, но в основе
их всегда лежит отсутствие согласия.
Поэтому можно определить конфликт
как отсутствие согласия между двумя
или более сторонами – лицами
или группами.
Если конфликты
способствуют принятию обоснованных решений
и развитию взаимоотношений, то их называют
функциональными (конструктивными). Конфликты,
препятствующие эффективному взаимодействию
и принятию решений, называют дисфункциональными
(деструктивными). Так что нужно не раз
и навсегда уничтожить все условия для
возникновения конфликтов, а научиться
правильно ими управлять. Для этого надо
уметь анализировать конфликты, понимать
их причины и возможные последствия.[2]
По степени
длительности и напряженности конфликты
могут быть;
1. Бурные и
быстротекущие. Отличаются
2. Острые и
длительные. Возникают преимущественно
в тех случаях, когда
Информация о работе Организация набора кадров на предприятии