Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:55, курсовая работа
Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является исследование теоретических положений и практического опыта организации подготовки и переподготовки кадров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие подготовки и переподготовки кадров;
- проанализировать количественный и качественный состав персонала;
- сделать соответствующие выводы о эффективности работы кадров.
Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки, ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.
В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство.
Появление новых технологий
ведет к качественному
Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.
В период интенсивных технологических преобразований повышению квалификации отводится исключительное значение, обеспечивающее само существование предприятия.
Обучение и подготовка
– две стороны одного процесса.
Обучение связано с развитием
общего интеллекта у человека, а
подготовка – с приобретением
знаний, относящихся непосредственно
к выполняемой работе. Профессиональная
подготовка представляет целевое обучение,
конечная цель которого – обеспечение
предприятия достаточным
Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.
Суть концепции «непрерывного»
образования состоит в
В системе непрерывного профессионального
образования России сегодня выделяют
пять ступеней квалификации (Таблица.1).
Их совокупность составляет квалификационную
структуру профессионального
Таблица 1.
Квалификационная структура профессионального образования РФ
Ступень квалификации |
Уровень общего образования, требуемый для получения профессии |
Уровень профессионального образования |
1 |
Основное |
Ускоренная профессиональная подготовка |
2 |
Основное |
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми не требуется среднего общего образования |
3 |
Среднее (полное) |
Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми требуется среднего общего образования |
4 |
Среднее (полное) |
Повышенное профессиональное образование рабочих лиц. Среднее профессиональное образование. Повышенное профессиональное образование специалистов среднего звена. |
5 |
Среднее (полное) |
Бакалавриат, магистратура, послевузовское специальное образование. |
На практике существуют три ступени обучения – начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.
Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по профессии направлено на достижение двух целей:
В соответствии с Типовым
положением об учреждении начального
профессионального образования (утверждено
Постановлением Правительства РФ от
05 июня 1994г. № 650) утверждение начального
профессионального образования
является государственным, муниципальным
или негосударственным
Утверждение начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут быть организованны курсы профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или других организаций, направивших их на обучение.
Осознав необходимость подготовки квалифицированных кадров, каждая организация должна принять решение о концепции профессионального обучения персонала.
Вариантами здесь выступают:
Подготовка квалифицированных кадров ориентированная на личность работника и призванная стимулировать развитие человеческих качеств и зрелости работника.
В практике профессионально-технического
образования сложились две
Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников не привыкших к обучению в аудиториях.
Обучение на рабочем месте,
как правило, подразумевает наблюдение
за опытным начальником или
Преимущество обучения на
рабочем месте: оно дешево, легко
удовлетворить потребности
Однако этот метод имеет недостатки: Вы или Ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.
Преимущество:
Недостатки:
Профессиональное развитие
оказывает положительное
Если рассматривать
При этом в зависимости
от преследуемых целей приобретенная
ранее квалификация должна быть сохранена,
приведена в соответствие с изменившейся
обстановкой или использована для
профессионального продвижения
по службе. Данный подход к повышению
квалификации непосредственно вытекает
из концепции непрерывного образования,
в основе которой лежит принцип
организации ступенчатого производственного
обучения персонала. В настоящее
время нет всесторонне
Исходя из периодов смены видов продукции (один раз в 5-8 лет) каждый работник раз в 4-7 лет должен обновлять свои знания.
Поэтому значение повышения профессиональной квалификации возрастает. Отрезки времени, когда преобладает учеба, сменяются отрезками времени с преобладанием практического применения, и наоборот. Работа и учеба постоянно становится все более неотделимыми друг от друга.
Профессиональное обучение,
работа по профессии и повышение
квалификации всегда содержат оба элемента:
элемент учебы и элемент
Раздел 2. Анализ системы обучения и повышения квалификации кадров ОАО «РЖД».
2.1. Общая характеристика ОАО «РЖД»
Открытое акционерное
Информация о работе Подготовка и перепогодтовка кадров на предприятии