Управление кадрами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и исследование теории поведения личности в организации. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-изучение основ теории поведения личности;
-изучение основных видов поведения человека в организации;
-исследование основополагающих начал поведения человека;
-исследование причин неэффективного поведения персонала;
-исследование подходов к управлению поведением сотрудников; организации.

Файлы: 1 файл

Мой курсач по управлению кадрами.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Введение

 

     Любая организация функционирует и  существует только потому, что в  ней есть персонал. Именно работники создают и формируют её внутренний климат. В конечном итоге от них зависит то, чем является организация. На сегодняшний день человек стал самым важным ресурсом организации. Поэтому особенно внимательно нужно изучать теории поведения личности в организации.

     Любая организация заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом. Эффективное для организации  поведение ее сотрудников проявляется  в том, что они надежно и  добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в  условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят  возможности для сотрудничества.

     Важной  частью системы управления персоналом является управление поведением сотрудников. В основе трудового поведения лежат мотивы: внутренние устремления и ценности.

     Цель  данной курсовой работы – изучение и исследование теории поведения  личности в организации. Курсовая работа предусматривает решение следующих  важнейших задач:

     -изучение основ теории поведения личности;

     -изучение основных видов поведения человека в организации;

     -исследование основополагающих начал поведения человека;

     -исследование причин неэффективного поведения персонала;

     -исследование подходов к управлению поведением сотрудников; организации.

     Объектом  исследования является поведение работников в организации. Предмет исследования – управление поведением работников в организации.

 

1. Теоретические основы  поведения личности  в организации

1.1 Теория поведения  личности в организации

     «Под  поведением понимается совокупность действий и поступков людей, происходящих под влиянием внутренних и внешних  причин».

     К ним относятся: интересы; мотивы; привычки (укоренившиеся в сознании индивида способы действия в определенных обстоятельствах); ситуация; отношение  к ней в данный момент; собственное  представление об окружении и  своем месте в нем; задачи (чем  яснее сотрудник перед началом  работы себе их представляет, тем определеннее будет его поведение) и проч.

     «Поведение  человека - совокупность осознанных, социально  значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных  функций»[3, с. 58].

     Под личностью понимается:

     - человек как субъект деятельности, носитель сознания и самосознания;

     - система его взаимосвязанных,  устойчивых, социально значимых  качеств, позволяющих ему для  достижения своих целей активно  познавать и преобразовывать  мир. Часть их являются врожденными  (природными), часть - приобретенными (социальными).

     «Личность - это целостная система, объединяющая в себе множество психосоциальных качеств, характеризующих конкретного человека (индивида). Главнейший признак личности - целостность. Она проявляется в устойчивой предрасположенности одинаково воспринимать и последовательно реагировать на меняющиеся ситуации, стимулирующие воздействия, ценности, мотивы, защиты, разные характеры и индивидуальные манеры поведения других».

     Личностные  качества (психические, психофизиологические, социально-психологические), присущие только конкретному человеку, определяют его склонности, мотивы и особенности  поведения в разных ситуациях. Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован другими.

     Основными качествами (элементами) личности считаются  направленность, способности, психологический  темперамент, характер. Эти качества находятся под влиянием следующих  основных факторов:

     во-первых, индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов).

     во-вторых, положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, информированности, перспектив продвижения и т. п.).

     в-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом обстановку изменить всегда легче, чем личность).

     в-четвертых, пола.

     в-пятых, особенностей психических состояний, т. е. относительно продолжительных и устойчивых проявлений психики, присущих человеку, Такие состояния бывают:

     -познавательными  (любопытство, недоверчивость и  проч.);

     -эмоциональными (радость, грусть, злость, страх и  т. п.);

     -волевыми, позволяющими сознательно контролировать  и управлять своей деятельностью  (стойкость, целеустремленность, настойчивость,  решительность и проч.)[3, c. 42].

     Таким образом, при взаимодействии с организацией человек выступает не как механизм, выполняющий определенные действия, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования  и следующее определенной морали.

     Поведение большинства людей с трудом вписывается  в стандартные рамки. Для того чтобы снимать противоречия между  стандартизацией и разнообразием  поведения человека, а также между  поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо знать, что определяет поведение человека, как он определяет себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, от чего зависят его предпочтения, что для него приемлемо, а что нет.

     Естественно, что на поведение человека оказывают  большое влияние цели, которые  он преследует, условия, в которых  разворачиваются действия, его реальные возможности, динамика происходящих процессов, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии факторов поведение каждого конкретного  человека обладает некоторой стабильностью  и предсказуемостью, присущими ему  особенностями.

     Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности - особенностями группы, в которую он включен, условиями  совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых  он работает. Соответственно возможности  с успехом включить человека в  организационное окружение, научить  поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его  личности.

     Любая личность характеризуется:

  • общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);
  • специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать);
  • элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);
  • сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности);
  • специальными (ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными, т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);
  • подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);
  • направленностью (ориентированностью социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов - интересов, стремлений, идеалов, убеждений);
  • определенным складом характера;
  • биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);
  • психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);
  • психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.)[6, c. 45].

     Личностные  черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных  на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими. Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

     Основные  типы поведения человека в организации

     У персонала имеются две степени свободы в построении своего поведения в организации: с одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения - принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, а с другой - может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее философию.

     Каждый  тип поведения характеризуется  объективными и субъективными мотивами, пониманием его необходимости, склонностью  к нему. В зависимости от того, как сочетаются основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре типа поведения человека в организации.

     Первый  тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.

     Второй  тип поведения («приспособленец») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, добросовестное подчинение будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а достижение комфортного состояния.

     Третий  тип поведения («оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. При этом у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.

     Четвертый тип поведения («бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление. Было бы неверным считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, ведущие себя таким образом, ей не нужны. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество проблем, существенно осложняющих жизнь организации и даже наносящих ей большой ущерб[4, c. 67].

1.2 Мотивация и стимулирование трудовой деятельности

     В основе трудового поведения лежат  мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения  человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация - ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

     «Мотивация  является базовым процессом для  управления поведением человека на рабочем  месте. Мотивацию не следует отождествлять  с поведением, так как одно и  то же поведение может быть вызвано  разными мотивами, более того, одни и те же мотивы по-разному будут  действовать на разных людей»[1, c. 28].

     Хотя  причины поведения гораздо шире, чем их можно объяснить с помощью  одной лишь только мотивации, ее значение трудно переоценить. Некоторые мотивы являются социальными табу, поэтому  о них особенно трудно судить. Единой классификации мотивов не существует.

     Как правило, мотивы разделяют на первичные (т.е. врожденные и обусловленные  физиологией) и вторичные мотивы (т.е. социально обусловленные). Ряд  мотивов легко отнести к первичным  или вторичным, некоторые квалифицировать  трудно. Поэтому делаются попытки  ввести более сложное разделение мотивов, например, вводится понятие  основного мотива. К нему относят  такие мотивы, как мотив привязанности, который с одной стороны, связан с первичным сексуальным мотивом, а с другой стороны, со вторичным  мотивом принадлежности, мотив любопытства, творчества и желания манипулировать.

Информация о работе Управление кадрами