Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:20, реферат
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как известно в истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как известно в истории
развития туризма мы различаем четыре
этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный
туризм, зарождение специализированных
предприятий по производству туристических
услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой
войны - начало становления социального
туризма;
• после второй мировой войны - современный
этап - массовый туризм, формирование туристской
индустрии как межотраслевого комплекса
по производству товаров и услуг для туризма.
В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.
Рассмотрим кратко
особенности развития туризма на
каждом этапе.
Первый этап - предыстория туризма.
Современный туризм - явление, с одной
стороны, так как массовым он стал всего
лишь после Второй мировой войны; с другой
стороны, туризм имеет глубокие исторические
корни, ибо путешествия известны человечеству
с древнейших времен. Уже в древние времена
народы Средиземноморья располагали географическими
описаниями, которые давали общие представления
о соседних территориях.
В античные времена основными мотивами
путешествия были торговля, образовательные
цели, паломничество, лечение.
Для развития обмена
и торговых связей требовались достоверные
и подробные сведения о странах,
их населении и обычаях. На больших
и прочных кораблях уходили в
открытое море финикийцы. Прокладывая
пути в неведомые края, они выходили
за пределы бассейна Средиземного моря,
плавали вдоль западных берегов
Европы и Африки.
С целью изучения новых территорий отправлялись
в далекие путешествия древнегреческие
ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи
других стран (Пифей - IV век до н.э.).
Можно сказать, что в Древней Греции зародились
и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские
игры стекались тысячи спортсменов, любителей
спорта и почитателей искусств не только
из Эллады, но и других государств Средиземноморья.
К этому периоду относится и сооружение
специальных больших домов, в которых
могли разместится и отдохнуть атлеты
и зрители.
Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).
Большая подвижность
была характерна для населения Древнего
Рима. Зачастую для римлянина из
богатой семьи поездка в Грецию
была связана с необходимостью пополнить
свое образование. В период расцвета
Римской империи путешествия
в Грецию стали приобретать
Еще в первом века
до нашей эры в Римской империи
возникли государственные постоялые
дворы, находившиеся друг от друга на
расстоянии одного дня езды на лошади.
Они располагались в городах
и на главных дорогах, по которым
проезжали курьеры и
Огромная заслуга
в дальнейшем расширении познания человеком
окружающего мира принадлежит также
арабским путешественникам VII-XI веках,
среди которых наиболее известен
купец из Басры Сулейман, побывавший
в Китае, Индии и других странах.
В средние века усиливается религиозный
фактор путешествия - поклонение святыням
христианства и мусульманства. Однако,
несмотря на различные цели походов и
путешествий, все они объективно расширяли
географические познания человека. Наиболее
массовое передвижение людей в Европе
было связано с крестовыми походами, которые
предпринимались европейскими рыцарями
и следовавшими за ними купцами в целях
захвата чужих богатств и территорий.
Вслед за ними двигались на Восток священники
и паломники в сопровождении бесчисленных
толп бродяг и обездоленных.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.
Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
Резюме: отличительными
характерами путешествий до середины
XIX века были: примитивизм средств
передвижения; то, что путешествия
было не самоцелью, а необходимым
условием и средством к достижению
собственно цели, как то: торговые дела,
расширение образовательного кругозора,
лечение, паломничество. Всех путешественников
объединяло то, что они относились
к меньшинству, занимавшему привилегированное
положение в обществе. "Маленький
человек" оставался в стороне.
Второй этап - элитарный туризм и зарождение
массового туризма.
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли
революционные изменения в развитии транспорта:
изобретение парохода Фултоном в 1807г.,
паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование
постовой связи, сопровождавшееся расширением
сети дорог в Европе. Все это обусловило
больше надежности и скорость передвижения
при снижении расходов на путешествия.
Вследствие массового наплыва переселенцев
из старого Света в Америку бурными развивается
морское сообщение, в середине XIX века
возникают крупные пароходные компании.
Научно-технический
прогресс и социальная борьба трудящихся,
а также растущее благосостояние
общества обусловили постепенное уменьшение
рабочего времени в пользу свободного
(см. схему 1): введение гарантированных
неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых
отпусков (В Германии, например, впервые
отпуска были установлены законом о государственных
служащих 1873г.).
Повышение качества и надежности транспортных
перевозок в совокупности с их удешевлением,
а так же постепенное сокращение рабочего
времени обусловили существенное увеличение
потоков путешествующих. Соответственно
возникли первые предприятия, специализировавшиеся
на обслуживании временных посетителей.
На смену скромным пансионам и "комнатам
для госте" в домах священнослужителей,
в монастырях и религиозных миссиях приходят
первые гостиницы. В 1812 г. в центральной
Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели",
в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн.
В 1801г. в Германии открывается первоклассная
гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене,
1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт"
в городе Интерлакене. В Германии на рубеже
18-19 веков возникают первые курорты минеральных
вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде.
Как отмечает швейцарский исследователь
туризма профессор К.Каспар: "В этот
период становления туризма строились
в первую очередь роскошные гостиницы,
которые обслуживали представителей аристократических
кругов, "нового дворянства", "высшего
офицерства". В зависимости от времени
года элита либо пребывала на французской
или итальянской Ривьере, либо отдыхала
на термальных курортах в Швейцарии и
Германии, либо предпринимала длительные
путешествия в Северную Африку, Египет,
Грецию.
Во второй половине
XIX века индустрии отдыха расширяет
сферу своего производства: к предприятиям
гостиничного хозяйства добавляются
первые бюро путешествий, в задачу которых
входило организация
Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.
В Германии первое бюро
путешествий - "Райзебюро Штанген"
- было основано в Бреслау в 1863г. Фирма
имела тесные контакты с пароходными
компаниями и в начале ХХ века активно
рекламировала и продавала
Резюме: в начале
ХIX века ряд таких факторов как: промышленная
революция, развитие транспорта, увеличение
свободного времени благоприятно повлияло
на развитие туризма. Из-за увеличения
количества путешественников стало необходимым
строительство гостиниц, организация
бюро путешествий, развиваются туристические
услуги комплексного типа.
Третий этап - начало становления массового
туризма.
Первая мировая война, экономическая депрессия
30-х гг. и вторая мировая война оказали
негативное влияние на развитие туризма.
Вместе с тем, именно в период между двумя
мировыми войнами появляются ростки массового
туризма, расцвет которого приходится
на послевоенные десятилетия. Туристические
поездки как внутри стран, так и зарубежные
постепенно приобретают качественно иной
характер. Они преследуют уже не только
развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются исторические
места, памятники культуры. Подавляющая
часть международного туристского движения
приходилось на Европу.
Приведем два
примера массового туризма.
В Швейцарии интерес в данном отношении
представляет возникновение и деятельность
фирмы "Отельплан", которая в настоящее
время является одним из крупнейших производителей
тур услуг в этой стране. В основе образования
фирмы 1935 году лежали идеи ее создателя
Г.Дуттвайлера о том, что вовлечение "маленького
человека" в туризм оказал бы неоценимую
помощь страдающему от кризиса гостиничному
хозяйству. "Следует обратится к публике,
до сих пор не приобщенной к туризму и
не привыкшим к путешествиям", - отмечал
Г.Дуттвайлер. Массовые дешевые тур поездки
становятся основным продуктом фирмы.
"Народный туризм" имел успех: уже
в первом финансовом году фирма реализовала
52 648 туристических поездок.
В Германии импульс развитию массового туризма дал, как ни странно, национал-социализм. Осуществляя идею "единства нации", руководство страны стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал социализма "Сила через радость" (Kraft durch Freude). В 1933г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично А.Гитлер: "Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большую политику." История уже вынесла обвинительный вердикт "большой политике" Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь большое внимание организации массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Германское государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых - круизов, железнодорожных туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому "туристическому буму" в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн. в 1935г., 9,6 млн. - в 1937г. 10,3 млн. - в 1938г.
Резюме: в этот период
развития туризм одиночек постепенно
уступал место групповому туризму
широких масс. Кроме того изменился
характер путешествий - уже преследовались
не только развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются
исторические места, памятники культуры.
Четвертый период - массовый туризм.
Вторая мировая война парализовала туризм,
и дальнейшее развитие он получает уже
в послевоенные годы. Именно в этот период
туризм приобретает действительно массовый
характер: из предмета роскоши он становится
потребностью для большинства населения
высокоразвитых индустриальных стран.
В западноевропейских странах 50-60-е гг.
- это период активного грюндерства туристических
фирм, массового строительства гостиниц,
мотелей, разного рода увеселительных
заведений. Европейский туризм 50-х гг.
был ориентирован преимущественно на
прием американских туристов и является
источником долларовых поступлений для
принимающей страны. В60-е годы и до середины
70-х наблюдается быстрый экстенсивный
рост как въездного, так и выездного туризма,
а также увеличение числа туристических
предприятий и объемов их производства.
Важнейшим показателем завершения процесса
формирования массового туризма мы считаем
интенсивность туризма в той или иной
стране (см. схему 2). Интенсивность туризма
показывает, какая часть (в %) населения
ежегодно совершает хотя бы одну туристическую
поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается
как процентное отношение ко всему населению
страны или к той его части, которая старше
14 лет. Когда интенсивность туризма превышает
50%, то можно говорить о сформировавшемся
массовом туризме, в котором принимает
участие большая часть населения.