Индустрия туризма в России, состояние и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 02:46, реферат

Краткое описание

Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры.

Файлы: 1 файл

Индустрия туризма в России, состояние и проблемы.docx

— 15.57 Кб (Скачать)

2. Индустрия туризма в России, состояние и проблемы

2.1. Туристский потенциал России

Одними  из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно  воспринимается как страна, внесшая  огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме  того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории  и культуры. В начале 2004 года в  Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На  территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты культурно  наследия.

Основу  историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим  образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную  роль в формировании культурного  потенциала России и развитии туризма  играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее  время насчитывается более 1500 государственных  и муниципальных музеев, в которых  хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную  охрану не только памятники истории  и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный  комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее  время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную  роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое  значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений  относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные  памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы  исторической застройки и исторические ландшафты [7, стр. 405].

2.2. Индустрия гостиничного дела  и питания

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых  на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных  цепей в России до того времени  не было.

Серьезный недостаток гостиничных мест в главных  российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].

По  сравнению с началом 1999-х гг. число  гостиниц и аналогичных средств  размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким  образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.

Существующая  материальная база гостиниц и аналогичных  средств размещения характеризуется  высокой степенью физического и  морального износа, до 70% ее нуждается  в реконструкции и замене. Сохранилась  и даже обострилась проблема неравномерности  размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень  интересными историко-культурными  и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики [7, стр.406].

Вторая  составляющая индустрии гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости единовременного  вложения крупных инвестиций и высокой  отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее время создано  достаточное количество учреждений питания самого различного класса и  видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и  винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих  услуги любого уровня сложности и  качества. Аналогичная ситуация имеет  место и в других туристских центрах [2, стр. 33].

2.3. Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном  уровне не урегулированы в достаточной  мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а  нормы международного туристского  транспортного права вступают в  противоречия с национальными нормативно-правовыми  актами, тем самым ущемляются права  российских туристов. К тому же туристы  и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству[6, стр.62].

Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные  перевозки, железнодорожные, речные и  морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан  России, со значительным повышением тарифов  на авиа- и железнодорожные перевозки  а также с введением пограничного сбора и другими факторами [4, стр.105].

Парк  авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и  морально устаревшей техники, кроме  того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств  может достичь критической величины, за которой следует нарушение  ритмичности движения и угроза состоянию  безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически  прекратили туристские рейсы. Практически  отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это  при том, что Россия с ее разветвленной  сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма 


Информация о работе Индустрия туризма в России, состояние и проблемы