Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:20, реферат
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как известно в истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
В 80-е гг. темпы роста замедлились но остались устойчивыми при высоком уровне объема производства. За период с 1980г. число ночевок туристов увеличивается в 1,9 раза, причем если в 1960г. туристические поездки предпринимали лишь 27% населения ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.
После второй мировой 
войны в спросе и предложении 
на рынке туризма произошли 
Конвейерные туризм 
предполагает относительным примитивизм 
и однообразность потребностей и 
мотивации туристов и, соответственно, 
обезличенно-конвейерный 
Дифференцированный 
туризм отличают разнообразная парадигма 
потребностей и мотивации туристов, 
множественность 
   
Оживление экономической конъектуры в 
50-х гг. и последующему бурному росту в 
60-е гг. соответствовало формирование 
общественной психологии  "ограниченного 
потребления и высокой производительности 
труда" ("Общество трудоголиков"). 
Ограниченность потребления обусловлена 
отсутствием достаточного уровня благосостояния 
массового среднего потребителя. Труд 
являлся доминирующей категорией в общественном 
сознании данного периода. Быстрый экономический 
рост и насыщение рынка товарами стимулировали 
расширение парадигмы потребностей, а 
труд рассматривался в качестве основного 
средства для достижения удовлетворения 
запросов потребителей самими потребителями.
На рубеже 60-70-х 
гг. формируется "общество потребления 
материальных благ - потребление ради 
потребления. Усложняется мотивация 
туристического спроса: наряду с рекреационным 
растущее значение приобретают образовательный, 
коммуникативный и инвестиционный аспекты 
туризма. Все это сохраняет свою актуальность 
и на протяжении 80-х гг. 
Со второй половины 70-х гг. одновременно 
с дифференциацией туристического спроса 
в предложение усиливается тенденция 
к специализации  и диверсификации, причем 
последняя находит выражение как в расширении 
ассортимента представляемых услуг в 
рамках специализации фирмы, так и  в проникновении 
туристических фирм в другие области сферы 
услуг. Насыщение рынка товаров и услуг, 
замедление темпов экономического роста, 
экономический структурный кризис середины 
70-х гг. стимулировали формирование дифференцированного 
и доминированного последнего в 80-е гг.
В условия растущего 
единства и взаимозависимости мира, 
расширение межнациональных контактов 
в сфере экономики усиливается 
инвестиционный аспект туризма. Деловой 
туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, 
симпозиумы и др.) является неотъемлемой 
частью современного производственного 
процесса. В сожалению, в плоть до середины 
80-х гг. статистика туризма не выделяла 
деловой туризм в самостоятельный предмет 
исследования, поэтому практически невозможно 
проследить долгосрочную динамику его 
развития.  
Наряду с рекреационным и деловым эффектом, 
необходимо учитывать и растущее значение 
коммуникативного аспекта туризма: усиливается 
число туристических поездок с целью коммуникации 
и установления гуманитарных контактов, 
посещение друзей и знакомых; развивается 
религиозный и этнический туризм.
Мы вправе говорить об экспансии туризма в течении всех после военных десятилетий, хотя действительный объем этой экспансии оценить можно лишь приблизительно вследствие несовершенства статистики и неопределенности понятийного аппарата науки о туризме. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной стране (см. схему 2). Массовый спрос на туристические услуги породил массовое туристическое производство: туристический продукт был стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено "на конвейер". Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).
Резюме: Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Совершается переход от массового конвейерного к массовому дифференцированному туризма. В этот период международный туризм по сравнению с прежним этапом развивался в несколько раз интенсивнее.