Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:20, реферат
Туризм (как национальный, так и международный) - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления лежат в глубокой древности.
Как известно в истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
В 80-е гг. темпы роста замедлились но остались устойчивыми при высоком уровне объема производства. За период с 1980г. число ночевок туристов увеличивается в 1,9 раза, причем если в 1960г. туристические поездки предпринимали лишь 27% населения ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.
После второй мировой
войны в спросе и предложении
на рынке туризма произошли
Конвейерные туризм
предполагает относительным примитивизм
и однообразность потребностей и
мотивации туристов и, соответственно,
обезличенно-конвейерный
Дифференцированный
туризм отличают разнообразная парадигма
потребностей и мотивации туристов,
множественность
Оживление экономической конъектуры в
50-х гг. и последующему бурному росту в
60-е гг. соответствовало формирование
общественной психологии "ограниченного
потребления и высокой производительности
труда" ("Общество трудоголиков").
Ограниченность потребления обусловлена
отсутствием достаточного уровня благосостояния
массового среднего потребителя. Труд
являлся доминирующей категорией в общественном
сознании данного периода. Быстрый экономический
рост и насыщение рынка товарами стимулировали
расширение парадигмы потребностей, а
труд рассматривался в качестве основного
средства для достижения удовлетворения
запросов потребителей самими потребителями.
На рубеже 60-70-х
гг. формируется "общество потребления
материальных благ - потребление ради
потребления. Усложняется мотивация
туристического спроса: наряду с рекреационным
растущее значение приобретают образовательный,
коммуникативный и инвестиционный аспекты
туризма. Все это сохраняет свою актуальность
и на протяжении 80-х гг.
Со второй половины 70-х гг. одновременно
с дифференциацией туристического спроса
в предложение усиливается тенденция
к специализации и диверсификации, причем
последняя находит выражение как в расширении
ассортимента представляемых услуг в
рамках специализации фирмы, так и в проникновении
туристических фирм в другие области сферы
услуг. Насыщение рынка товаров и услуг,
замедление темпов экономического роста,
экономический структурный кризис середины
70-х гг. стимулировали формирование дифференцированного
и доминированного последнего в 80-е гг.
В условия растущего
единства и взаимозависимости мира,
расширение межнациональных контактов
в сфере экономики усиливается
инвестиционный аспект туризма. Деловой
туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции,
симпозиумы и др.) является неотъемлемой
частью современного производственного
процесса. В сожалению, в плоть до середины
80-х гг. статистика туризма не выделяла
деловой туризм в самостоятельный предмет
исследования, поэтому практически невозможно
проследить долгосрочную динамику его
развития.
Наряду с рекреационным и деловым эффектом,
необходимо учитывать и растущее значение
коммуникативного аспекта туризма: усиливается
число туристических поездок с целью коммуникации
и установления гуманитарных контактов,
посещение друзей и знакомых; развивается
религиозный и этнический туризм.
Мы вправе говорить об экспансии туризма в течении всех после военных десятилетий, хотя действительный объем этой экспансии оценить можно лишь приблизительно вследствие несовершенства статистики и неопределенности понятийного аппарата науки о туризме. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной стране (см. схему 2). Массовый спрос на туристические услуги породил массовое туристическое производство: туристический продукт был стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено "на конвейер". Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).
Резюме: Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. Совершается переход от массового конвейерного к массовому дифференцированному туризма. В этот период международный туризм по сравнению с прежним этапом развивался в несколько раз интенсивнее.