Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа

Краткое описание

Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108

Файлы: 1 файл

Харюк диссертация подготовка кадров.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

В России, в отличие  от Запада, сотрудничество бизнеса  и учебных заведений пока что  не получило широкого распространения. На сегодняшний день взаимодействие предприятий и образовательных учреждений, которые готовят специалистов для туристской и гостиничной отрасли, сводится исключительно к прохождению практик на базе предприятий.

Проблема эффективной  подготовки специалистов для сферы обслуживания  должна решаться не только в рамках подготовки работников гостиничной и туристской индустрии, но и в рамках смежных отраслей, которые занимаются обслуживанием туристов.

Нет мониторинга потребностей предприятий гостиничного, туристского  и смежных отраслей. При наличии большого количества учебной литературы, качественная составляющая этой литературы зачастую не выдерживает критики. На сегодняшний день при учебных заведениях существуют курсы переподготовки и повышения квалификации, но не всегда они дают практических профессиональных знаний и навыков. Не развита система привлечения к преподаванию специалистов туристского бизнеса.

Собеседования, проводимые с выпускниками, показывают, что  претенденты не владеют в необходимом  объеме специализированными навыками и знаниями, им не хватает теоретических и практических знаний, хотя учебный процесс должен совмещать оба этих начала. После трудоустройства молодого специалиста на предприятие, сотрудники службы персонала, руководители структурного подразделения начинают его обучение, причем чаще всего это происходит без отрыва от производства, в ущерб качеству обслуживания и работе линейного персонала. При этом нет гарантии, что время и деньги, потраченные на обучение молодого специалиста окупятся, и работник не оставит должность в поисках более выгодного места, проработав хотя бы год.

Обязательным требованием  при поступлении на работу в гостиничное  хозяйство является знание иностранного языка. В международных гостиничных  цепях требуют знание одного языка (помимо родного) минимум - это является одним из стандартов качественного обслуживания. Но выпускники учебных заведений, готовящих специалистов туристской и гостиничной сферы часто демонстрируют слабое знание языка, что вынуждает гостиничные предприятия отдавать предпочтение выпускникам лингвистических вызов.

Для руководства гостиниц и туристских предприятий стоит  острой проблемой подбор и обучение кадров. Дело в том, что учебная  программа отводит на изучение теоретических дисциплин до 70% учебного времени. [52] Хотя потребности отрасли таковы, что основное время должно отводиться на получение практического опыта. В результате выпускнику можно предложить лишь должности младших сотрудников, что естественно не устраивает молодых специалистов. Выпускники учебных заведений в основном - это специалисты-теоретики, а не практики. Хотя специфика бизнеса такова, что менеджеру необходимо знать изнутри всю работу линейного персонала.  ВУЗам не хватает знаний современных гостиничных технологий: сетевые стандарты гостиничных цепей не разглашаются, поскольку они являются коммерческой тайной и преподаватели, несмотря на высокий профессиональный уровень, не могут их тиражировать для широких масс. Приглашать же для преподавания практикующих специалистов не всегда удается, так как оплата менеджеров не сопоставима с преподавательской.

По результатам опроса руководителей ведущих туристских предприятий была выявлена одна закономерность: немногие руководители при подборе  персонала руководствуются наличием специального образования у претендента на должность. Основные источники обновления кадров: самостоятельно выращенные в пределах предприятия сотрудники,  а также сотрудники, перешедшие из других компаний. Выпускники туристских вузов находятся лишь на третьем месте. Работодатели считают, что нанимать новоиспеченных специалистов сразу же после окончания института невыгодно, при этом называется ряд минусов, среди которых: нехватка практических знаний, несоразмерно завышенные требования, нереалистичная оценка выбранной профессии, неумение общаться с клиентами партнерами, работодателями.

Сложившаяся ситуация отражает «ненадёжность» рабочих мест в туристкой  сфере, и выпускники учебных заведений, в свою очередь, высказывают определенные опасения по поводу своего трудоустройства, связанные: с низкой заработной платой (76%), со слабой социальной защищенностью (45,5%). Более половины опасаются, что при трудоустройстве предпочтение будет отдаваться не им, а более опытным и квалифицированным специалистам. 8,8% отмечают возможность использования их работодателями не по полученной профессии. [82] Выпускники учебных заведений после получения диплома планируют занимать руководящую должность, при этом не имея полного представления о своей будущей работе. Наблюдается еще один момент. Очень часто, как подтверждает практика, при подборе персонала выбор делается в пользу того, что легко обучаем и обладает коммуникативными навыками, а это не всегда выпускник специализированного учебного заведения. Таким образом получается, что компания туристской или гостиничной индустрии зачастую вынуждена самостоятельно формировать себе кадры. Для большинства фирм это оптимальный путь. Причем, такие кадровые ситуации характерны как для действующих туристских компаний, так и для вновь создаваемых.

Получается, что, с одной  стороны, спрос на туристское образование есть, и наблюдается тенденция к его росту, хватает образовательных учреждений, способных удовлетворить этот спрос. С другой стороны, на рынке труда туристской и гостиничной индустрии наблюдается дефицит квалифицированных кадров.

 

Такая ситуация является следствием отсутствия единой кадровой политики в отрасли, несогласованности  образовательной системы и потребностей в туристских кадрах различных уровней, а также установившейся традиции, что низкий уровень образования  может быть компенсирован  только опытом работы, замкнутой кадровой корпоративной политикой предприятий и др.

 

Анализ современной  отечественной системы подготовки кадров для индустрии туризма  и гостеприимства позволил выявить  следующие проблемы в процессе подготовки кадров:

- Острая нехватка персонала  среднего и низшего уровня, имеющего  специальную подготовку, определенная  часть которого заменяется на  соответствующих позициях специалистами  с высшим образованием. Наблюдается  дисбаланс в подготовке специалистов  разных уровней, а также дефицитом специалистов начального и среднего профессионального образования и соответствующих образовательных учреждений.

- Отсутствие достаточного  количества подготовленных специалистов  высшего звена, имеющих образование  международного уровня и опыт работы в зарубежных гостиницах или туристских организациях.

- Отсутствие системы  дополнительного профессионального  образования, которая работала  бы под заказ отрасли, практики  трудоустройства выпускников по  полученной профессии, независимой оценки итогового экзамена выпускников с привлечением работодателя; недостаток, особенно в регионах, разнопрофильных форм повышения квалификации работников различного уровня.

- Неразвитость системы  повышения квалификации преподавателей, которая бы предусматривала их практику работы в туристском и гостиничном бизнесе на основе разработанных учебных программ.

- Отсутствие гибкого  и постоянного взаимодействия  между индустрией и образованием, то есть, способности оперативно  реагировать на спрос индустрии  в тех или иных кадрах. Необходимо знать, сколько специалистов, следует подготовить, для какого сектора индустрии и каких профессий.

- Недостаточная вовлеченность  бизнеса в процесс подготовки  кадров.

- Отсутствие тренинговых  центров, которые были бы оснащены  современным и постоянно обновляющимся оборудованием, и позволяли проводить лабораторные, практические работы, служили базой прохождения практик. Недостаточно развитая  материально-техническая база образовательных учреждений.

- Структурное несоответствие подготавливаемых в вузах специалистов потребностям предприятий индустрии гостеприимства и туризма;

Названные противоречия позволяют сделать вывод, что  в настоящее время в России  отсутствует система подготовки кадров для индустрии туризма  и гостеприимства, которая была бы достаточно эффективна. Сектор подготовки кадров не совсем соответствует потребностям туристской и гостиничной индустрии, как количественно, так и качественно. Разработанные учебные программы не совсем соответствуют реальным нуждам индустрии ввиду их недостаточной ориентированности на практическую работу. Это также касается учебного материала, который составляется теоретиками, не имеющими практического опыта работы в туриндустрии. При существенной нехватке квалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства выпускники профильных учебных заведений зачастую остаются невостребованными ввиду отсутствия у них практических навыков и умений.

Современное общество нуждается  в образованных, высоконравственных, предприимчивых людях, которые могли бы самостоятельно принимать в ситуации выбора ответственные решения, прогнозировать их последствия; которые отличались бы в своих действиях динамизмом, мобильностью, конструктивностью.

В целях развития отечественной  системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства необходимо принять комплекс мер по устранению вышеуказанных проблем, а также целесообразно перенимать опыт ведущих зарубежных систем, основанных на непрерывном, многоуровневом, поэтапном принципе подготовки кадров.

 

3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства

Анализ, проведенный в  первом параграфе данной главы, выявил существенные проблемы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства. Среди них проблемы несоответствия уровня подготовки выпускников требованиям работодателей, нехватки персонала среднего и низшего уровня, а также достаточного количества хорошо подготовленных специалистов высшего звена; отсутствие системы повышения квалификации работающей под заказ индустрии, недостаток разнопрофильных форм повышения квалификации работников различного уровня, а также неразвитость  системы повышения квалификации преподавателей и привлечения к преподаванию менеджеров с опытом работы в сфере; недостаток постоянных взаимосвязей между образованием и индустрией, невовлеченность бизнеса в процесс подготовки кадров.

 Для совершенствования  системы подготовки кадров для  индустрии туризма и гостеприимства  необходимо принять комплекс мер по устранению вышеназванных проблем, также целесообразно перенимать опыт подготовки кадров зарубежных систем.

Таким образом, система  туристского образования требует  дальнейшего совершенствования  по следующим направлениям: проведение мониторинга потребностей предприятий  индустрии туризма и гостеприимства в специалистах различных уровней и квалификаций, а также разработка новых и модернизация существующих стандартов образования для подготовки кадров сферы туризма; совершенствования туристского образования на всех уровнях – в средних, высших учебных заведениях, поствузовское образование, повышения квалификации; формирование учебно-производственных баз, тренинговых гостиниц, отелей при вузах.

Ситуация, сложившаяся  в настоящее время на рынке  образовательных услуг для сферы  туризма, требует принятия безотлагательных мер по ее качественному изменению. Необходимо поднять уровень и качество образования в профильных учебных заведениях на уровень, соответствующий международным стандартам.

В основе системы подготовки кадров должна лежать основная идея профессиональной подготовки – необходимость ее проведения на протяжении всей жизни человека в соответствии с личностными потребностями, потребностями общества, требованиями экономики и другими внутренними и внешними факторами. Таким образом, система подготовки кадров призвана обеспечить поэтапное развитие личностных и профессиональных качеств человека, начиная со школы и до старшего возраста путем самообразования и различных форм дополнительного образования.

В условиях модернизации система подготовки специалистов обязана  отвечать требованиям общества, государства и самих обучающихся.

Государству необходима саморазвивающаяся система подготовки в сфере туризма и гостеприимства специалистов, способных вывести  всю отрасль на качественно новый  уровень и эффективно решать задачу по повышению роли туристской индустрии в государственной экономике.

Общество заинтересовано в том, чтобы в процессе профессионального  обучения осуществлялась подготовка компетентных квалифицированных специалистов, конкурентоспособных  на рынке труда, хорошо владеющих  своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, лояльных к своей организации, поддерживающих ее организационную культуру.[62]

Обучающиеся заинтересованы в практической реализации идей демократизации и гуманизации профессиональной подготовки, в создании в процессе подготовки условий для максимального  наращивания творческого потенциала личности, формирования профессиональных и личностных компетенций. .[62]

Профессиональное обучение специалистов по туризму, должно осуществляться с учетом специфики предпринимательской  деятельности в сфере туризма. При  этом нельзя недооценивать значение практических навыков. Задачей профессиональной подготовки квалифицированных специалистов является не только реагирование на нужды внутреннего рынка туризма, но и подготовка кадров для него в опережающем режиме.

Совершенствование качества образования, по мнению многих специалистов, безусловно связано с разработкой новых стандартов и подходов к реализации задач управления процессом обучения. Для более эффективного управления этим процессом необходимо четко определить задачи и конечную цель профессиональной подготовки молодого специалиста в вузе. Обычно ориентирами выступают квалификационные характеристики специалистов по различным специальностям. Однако, в сфере туризма таких требований нет.

Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства