Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:34, магистерская работа
Цель диссертационного исследования состоит в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи диссертационного исследования:
- исследовать современное состояние туристской индустрии и определить роль персонала в процессе оказания услуг;
- изучить нормативно-правовую базу в области подготовки кадров для индустрии туризма;
- проанализировать систему подготовки кадров в России и за рубежом;
- определить основные требования работодателей, предъявляемые к работникам в индустрии туризма и гостеприимства;
- выявить основные проблемы в существующей системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Значение персонала в индустрии туризма и гостеприимства………….7
1.1 Индустрия туризма и гостеприимства: современное состояние и основные тенденции развития ……………………………………………………7
1.2 Роль персонала в процессе оказания услуг в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………………………………....16
1.3 Нормативно-правовая база подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….23
Глава II. Организация процесса подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства…………………………………………………………………….31
2.1 Система подготовки кадров в России …………………………………31
2.2 Требования работодателей к персоналу в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………42
2.3 Система подготовки кадров за рубежом ……………………………...51
Глава III. Направления совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ………………………………………………………..61
3.1 Основные проблемы профессиональной подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства …………………………………………..61
3.2 Пути совершенствования подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………77
Заключение ………………………………………………………………………...90
Список литературы ………………………………………………………………..98
Приложение 1 …………………………………………………………………….108
На любом предприятии
в сфере обслуживания
Основной целью в индустрии гостеприимства является стремление к удовлетворению потребностей клиента и, соответственно, к повышению доходов предприятия. Изначально студенты находятся в равных условиях, однако часть из них становятся квалифицированными специалистами, а часть навсегда покидает профессию. Подбор персонала является комплексом мероприятий, состоящий из различных аспектов: научно-методических, программных, материально-технических, организационных. Таким образом, в условиях рынка кадровая политика отводит значительную роль личности человека, его профессиональному мастерству и способностям.
Для совершенствования системы подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства разработан следующий комплекс мероприятий:
– мониторинг качества подготовки
выпускников образовательных
– совершенствование государством нормативно-правовой базы профессиональной системы подготовки кадров;
– разработка квалификационных требований к основным должностям туристской индустрии, которые отражали бы требования предприятий к персоналу, и на основе которых совершенствовались образовательные стандарты;
– уточнение современных образовательных стандартов, с целью их более точного соответствия требованиям индустрии.
– формирование целевого заказа на подготовку кадров, что необходимо для удовлетворения качественных и количественных нужд отрасли в соответствующих специалистах.
– создание отраслевой службы занятости;
– создание широкой сети образовательных учреждений, реализующих программы начальной подготовки и переподготовки специалистов для индустрии туризма, а также совершенствование учебно-методической деятельности уже существующих образовательных учреждений, которые занимаются переподготовкой и повышением квалификации персонала для индустрии туризма;
– применение различных образовательных технологий подготовки кадров для индустрии туризма, которые включали бы в себя активные методы обучения.
– создание учебно-производственных баз, которые служили бы основой для проведения практических занятий и различных видов практик;
– участие предприятий туризма в процессе подготовки кадров для получения практических навыков через организацию практик, выполнение исследовательских работ по заказным темам;
– привлечение ведущих специалистов индустрии туризма и гостеприимства в образовательные учреждения.
– участие предприятий индустрии туризма и гостеприимства в оценке профессионализма выпускников, широкое участие представителей бизнеса в экзаменационных комиссиях.
–постоянное повышение
квалификации профессорско-
– целенаправленное выделение ресурсов предприятиями и организациями индустрии туризма на повышение квалификации кадров;
– организация регулярных научно-практических конференций по проблемам подготовки кадров для индустрии туризма.
Повышение эффективности подготовки профессиональных кадров туристской квалификации в значительной степени обусловлено требованиями индустрии туризма и гостеприимства. Программы обучения и повышения квалификации должны учитывать особенности туристского рынка, реагировать на динамику туристского рынка и должны быть сориентированы на функции туристской организации на рынке туристских услуг.
На сегодняшний день совершенно очевидно, что спрос на получение профессий туристкой отрасли постоянно растет.
Содержание системы
подготовки кадров должно быть ориентировано
на опережающее отражение проблем
развития общества, производства, других
сфер социальной практики и предполагает
преемственность и
Заключение
Туризм является динамично развивающейся отраслью, и его роль в экономике многих стран мира постоянно растет. Анализ мировых тенденций в индустрии туризма и гостеприимства позволяет сделать вывод, что эта сфера деятельности имеет стремительные темпы развития и приносит высокий доход.
За последние десятилетия международный туризм совершил гигантский рывок, превратившись в одну из самых высокодоходных отраслей мирового хозяйства. Международный туризм, как межотраслевой комплекс, оказывает свое воздействие на важные секторы экономики: питание, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления; выступает катализатором социально экономического развития. Он оказывает мощное воздействие на занятость населения. На сегодняшний день каждый 15-й работник в мире занят в сфере туристского или гостиничного бизнеса. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Он обеспечивает занятость более 250 млн. человек, то есть каждого восьмого работника в мире. По прогнозу ВТО, в XXI в. число путешествующих в мире к 2020 г приблизится к 1,6 млрд.
Российский рынок туристских услуг и услуг гостеприимства также развивается. На сегодняшний день в России функционирует свыше 6,5 тыс. туристских фирм; численность туристов, обратившихся к услугам туристских фирм, увеличилась с 2,8 млн. человек в 2002 г, до 7,08 млн. в 2009 г.; число гостиниц и других средств размещения — соответственно с 3,9 тыс. до 7,4 тыс.
Очевидно, что Россия с ее историей, разнообразием объектов культурного наследия, богатством природно-рекреационных ресурсов обладает огромным потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма. Однако очевидно, что этот потенциал используется далеко не в полной мере. И одним из огрничивающих факторов является недостаточный уровень квалификации работников индустрии туризма и гостеприимства.
Туристская деятельность — это непрерывная работа с людьми. С одной стороны, это общение с клиентами — потребителями туруслуг, с другой стороны — это управление человеческими ресурсами фирмы. Два этих аспекта тесно взаимосвязаны, так как качество работы управленческого и линейного персонала фирмы непосредственно отражается на степени удовлетворенности потребителя туристского продукта.
Персонал в индустрии туризма и гостеприимства является важнейшей составляющей конечного продукта, он может являться одним из основных конкурентных преимуществ предприятия, а, следовательно, качество предоставляемой услуги в туристских организациях напрямую зависит от квалификации служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается мастерством и компетентностью персонала. Поскольку туристская деятельность напрямую связана с работой с людьми, необходимо, чтобы все сотрудники фирмы составляли единое целое, подчинялись единым стандартам обслуживания, были дружелюбно настроены по отношению к клиенту, а также были бы взаимозаменяемы.
В настоящее время все передовые туристские организации мира признают, что для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке туруслуг, необходимо иметь высококвалифицированных сотрудников, а также плотно заниматься вопросами управления и работы с персоналом.
Несмотря на увеличение притока туристов, российские отели и гостиницы зачастую не могут обеспечить прибывшим туристам услуги по размещению и проживанию, соответствующие международным стандартам. На сегодняшний день в России насчитывается достаточно большое количество гостиниц, но принятым европейским стандартам соответствует в лучшем случае, половина из них.
Система непрерывного профессионального образования работников туристского и гостиничного комплексов направлена на решение задач насыщения рынка туризма высококвалифицированными конкурентоспособными кадрами соответствующих спросу специализаций, а в прикладном аспекте – обеспечить возможность по окончании учащимися каждого уровня обучения производительно трудиться, гарантировать экономический эффект и способствовать укреплению авторитета конкретного предприятия.
К основным элементам
системы непрерывного профессионального
образования относятся
- довузовское образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- дополнительное
- послевузовское
Профессия специалиста
в сфере туризма и
В области внутреннего и въездного туризма российским турфирмам часто приходится конкурировать с хорошо организованным туризмом зарубежных фирм, которые опираются на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством мировых турфирм, владельцев отелей и перевозчиков. В основном это относится к странам Европейского союза, которые имеют развитую правовую базу для туристской деятельности, а также достаточно разветвленную систему профессиональной подготовки кадров, отвечающую международным стандартам. Анализ деятельности отечественных предприятий индустрии гостеприимства и туризма показывает, что уровень подготовки персонала, а также качество предоставляемых в них услуг заметно уступают общепринятым мировым стандартам. Современные Российские образовательные стандарты подготовки специалистов для туристской индустрии также отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы.
Между зарубежной и российской школами менеджмента существует ряд значительных отличий. Одно из самых главных – это трудовая отдача, которая у российских специалистов заметно ниже.
На российском рынке деятельность специалистов туризма – явление относительно новое. Ежегодно увеличивается количество специальностей в туристской и гостиничной отрасли. Профессиональное туристское образование предлагается в основном высшими учебными заведениями. Хотя в Европе эксперты отмечают, что туризм – один их тех секторов экономики, в котором при современных условиях не требуется длительное образование.
Наиболее существенный вклад в развитие менеджмента и маркетинга организаций сферы услуг внесли научные центры и исследовательские программы Швеции, Финляндии, США и Великобритании.
Исследование зарубежного
опыта подготовки специалистов для
индустрии туризма и
- подготовка кадров осуществляется на базе крупных гостиничных комплексов, которые имеют свои замкнутые учебные центры;
- потенциальный специалист поэтапно проходит все уровни профессиональной подготовки, постоянно повышая свою профессиональную квалификацию;
- количество теоретических и практических занятий примерно равно, практика является важной составляющей частью учебного процесса;
- при появлении на
предприятии потребности в
- учебный план подготовки
специалиста формируется с
Подобная устоявшаяся в системе мирового образования в сфере туризма и гостеприимства логика может быть использована и при создании аналогичных образовательных программ в России. При этом, безусловно, имеет смысл учитывать существующие реалии отечественной индустрии гостеприимства и туризма, а также специфику российского образовательного пространства.
В нашей стране на сегодняшний момент существует немало проблем в процессе обучения и подготовки кадров в сфере туризма. Обучение по туристским специальностям зачастую проводится только на уровне теории, хотя она имеет далеко не решающее значение в данной профессии. Студентам катастрофически не хватает практических навыков, которые могут дать практики, обучающие стажировки и тренинги. Очевиден разрыв меджу учебными программами по подготовке кадров для отрасли и ее реальными потребностями. В результате гостиницам и турфирмам, располагающим собственными программами подготовки кадров, приходится заново обучать поступающих на работу специалистов. Имеют место недостаточная компетентность молодых специалистов и отсутсвие адаптационных навыков, которыми они должны обладать в динамично развивающейся конкурентной среде.
Требуется государственная поддержка учебных заведений, готовящих специалистов для гостиничной и туристской индустрии, которая должна заключаться в формировании благоприятных условий для результативного взаимодействия профильных учебных заведений и представителей индустрии.
Информация о работе Подготовка кадров в индустрии туризма и гостеприимства