Анализ человеческого потенциала города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 319.00 Кб (Скачать)

 

На 2 этапе (2015-2022 годы) необходимо обеспечить эффективное внедрение разработанного механизма. Итогом должно стать повышение качества работы по данному направлению и создание условий для развития общественных объединений, территориальных общественных самоуправлений с целью повышения качества жизни населения, а также привлечения социальных и финансовых инвестиций из различных источников для решения проблем местного сообщества.

В рамках направления «Развитие городского сообщества» планируются к проведению следующие мероприятия:

сопровождение деятельности общественных объединений  и организаций на территории города (организационная поддержка, субсидирование социально-значимых проектов и др.);

стимулирование  и сопровождение  общественных объединений  и организаций г. Череповца в конкурсах Грантов на областном и федеральном уровнях;

информационная  поддержка (инструмент социальной рекламы) деятельности социально-ориентированных  общественных организаций и объединений;

поддержка и  развитие лидерских команд молодежи в реализации проектов;

содействие  в организации и деятельности ТОС;

стимулирование  граждан к участию в ТОС;

информирование  населения о возможностях ТОС.

Процесс человеческого развития представлен  ресурсами на входе, системой процессов, направленной на развитие человеческого  потенциала в городе Череповце. На выходе получаем население города, которое  имеет возможность и желание  к саморазвитию. Индекс развития человеческого  потенциала относится к показателям  группы с очень высоким индексом.

Процессный подход к развитию человеческого  потенциала в городе Череповце рисунок 11. 

 

3.2. Управление  развитием человеческого потенциала

 

В рамках управления развитием человеческого  потенциала в городе Череповце предложим следующие управленческие решения.

Законодательная инициатива о введении прогрессивной  шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Решить  проблему равномерного распределения  денежных ресурсов в Вологодской  области и городе Череповце можно  путем корректировки перераспределения  доходов в налоговой системе. Совершенствование системы налогообложения доходов с физических лиц в целях снижения уровня дифференциации располагаемых доходов и сокращения масштабов бедности в России должно быть направлено на уменьшение налоговой нагрузки на наименее обеспеченных граждан при ее увеличении на наиболее обеспеченных. В случае реформирования распределительных механизмов путем перераспределения доходов в налоговой системе по мере экономического роста не произойдет нарастания анализируемых диспропорций неравенства и бедности, при неизменном объеме денежной массы и прежнем уровне инфляции.

По  мнению А.Ю. Шевякова, для создания оптимальных  условий, способствующих экономическому росту, необходимо снизить темпы  увеличения доходов богатых и  существенно поднять доходы малообеспеченных. Ориентир- доведение коэффициента дифференциации доходов до 7-10. Введение прогрессивного налога коснется лишь 10-15% наиболее обеспеченного  населения в пользу остальных 85%. Исходя из расчетов, максимальный налог  в верхней (10-и) децильной группе не превысит 10-30%. [51].

Таким образом, неравенство  доходов среди  населения в Вологодской области, в частности в городе Череповце  регулируется только с помощью мероприятий  по снижению бедности: увеличение МРОТ, пенсий, пособий, зарплат бюджетников, но все эти мероприятия имеют  низкую эффективность- по данным Управления экономической политики, лишь 12-15% выделяемых на эти цели ресурсов попадают к действительно бедным.

  Законодательное Собрание Вологодской  области обладает правом законодательной  инициативы в Государственной  Думе РФ, статья 104 Конституции Российской  Федерации. В Законодательное Собрание Вологодской области с законодательной инициативой может выйти только представительный орган муниципального образования. Следовательно, Управление экономической политики мэрии города Череповца может выйти с докладом на слушания в Городскую Думу города Череповца. При положительном  голосовании за реализацию законодательной инициативы необходимо разработать пакет документов, перед внесением законопроекта на слушание в Законодательное Собрание Вологодской области (текст законопроекта; пояснительную записку, содержащую предмет законодательного регулирования и концепцию законопроекта; перечень законодательных актов области, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с введением данного закона; финансово-экономическое обоснование законопроекта; заключение Губернатора для законопроектов, затрагивающих изменение доходной и расходной части бюджета области).

Для решения проблемы с численностью трудоспособного населения необходимо принять тактическое управленческое решение, направленное на стимулирование перемещения занятости в сфере труда, связанные с высокотехнологичным производством и сферой услуг.

Рекомендуемая шкала налогообложения  представлена в таблице 22.

Таблица 22

Прогрессивная шкала налогообложения  по налогу на доходы физических лиц

Градация доходов населения

Ставка налога на доходы физических лиц

до 2 млн рублей

13%

2 млн рублей - 14 млн рублей

200 тыс. рублей плюс 20% от суммы,  превышающей 2 млн рублей

14 млн рублей - 30 млн рублей -

2 млн рублей плюс 30% от суммы, превышающей 14 млн рублей;

Сывше 30 млн рублей

10 млн рублей плюс 40% от суммы, превышающей 30 млн рублей


 

Социальная эффективность предложенного  мероприятия будет представлена Кривой Лоренца, на которой изображена прямая, близкая к идеальному распределению  денежных доходов.

Ожидаемый эффект от реализации законодательной  инициативы рисунок 12.

Рис.12. Кривая Лоренца Вологодской  области

Для решения поставленной тактической цели необходимо разработать стимулирующие преференции для организаций и предприятий, внедряющих трудосберегающие и унифицированные информационно-коммуникационные технологии, сокращающих низкоквалифицированные рабочие места, реализующих программы переквалификации высвобождающихся работников.

Стимулировать организации и предприятия, оптимизирующие привлечение маятниковых мигрантов из соседних регионов. Разработать систему поощрений образовательных учреждений, готовящих людей к выбору приоритетных специальностей таблица 23.

Таблица 23

Стимулирующие преференции для организаций

Стимулирующие преференции

Количество организаций  в данный момент

Ожидаемый эффект от внедрения  стимулирующих преференций (2015 год)

Бесплатная аренда зданий и сооружений, участков земли для  непосредственной реализации хозяйственной  деятельности

-

Внедрение трудосберегающих и унифицированных информационно-комуникационных технологий- 5 предприятий

Реализующие программы переквалификации высвобождающихся работников – 10 предприятий

Организации, привлекающие мигрантов для свое деятельности- 17 предприятий.

100% освобождение льготы  по земельному налогу

Бесплатная реклама на общегородских мероприятиях

Партнерство со стороны администрации  города и образовательных учреждений, реализация совместных проектов, возможное  финансовое поощрение за счет финансирования местного бюджета

-

Образовательные учреждения, готовящие людей к выбору приоритетных специальностей- 15 учреждений


 

Для решения  важных проблем предлагаем стратегические управленческие решения, которые могли  бы дополнить стратегию 2022 «Череповец-город  возможностей».

В рамках направления «Образованный  город» предлагается внести задачу «Формирование программ, направленных на обеспечение образовательной успешности и социальной мобильности через системы поддержки особых групп детей в сфере образования и социализации», для реализации данной задачи необходимо

  • Создание системы выявления и учета особых групп детей в сфере образования и социализации, нуждающихся в специальной поддержке (дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одаренные дети).
  • Разработка программ, направленных на формирование индивидуальных образовательных траекторий для особых групп детей, учитывающих их образовательные потребности.
  • Разработка программ, направленных на вовлечение детей-инвалидов в культурную жизнь города и использование его развивающей инфраструктуры (школ, учреждений дополнительного образования, культурных учреждений).
  • Внедрение именных сертификатов на предоставление услуг качественного дополнительного образования детям из семей с низкими доходами и находящихся в сложной жизненной ситуации.
  • Вовлечение общественных организаций, студентов и волонтеров в образовательные программы для неплатежеспособных категорий населения.

В рамках направления « Здоровый город» рекомендуется внести задачу «Формирование безбарьерной среды для разных категорий (в т. ч. на уровне жилья» Для реализации данной задачи необходимо:

  • Проведение регулярного мониторинга доступности общественных мест и учреждений города для разных категорий лиц с ограниченными возможностями с привлечением  общественных организаций.
  • Привлечение общественных организаций и объединений инвалидов к разработке параметров «безбарьерной среды», приемке соответствующих работ, технических заданий на социальное жилье для инвалидов.

3.3. Социально-экономическая  эффективность управления развитием человеческого потенциала

 

Данные  мероприятия возможно оценить по достижению ожидаемых результатов. Эффективность как степень достижения поставленных целей (иногда используется термин «результативность»).

Оценка эффективности хода реализации целевых показателей, предлагаемых мероприятий, осуществляется по следующим  формулам[18]:

В отношении показателя, большее  значение которого отражает большую  эффективность, - по формуле (6)

 

                                                                                 (6)

где  Эп – эффективность хода реализации целевого показателя мероприятия (процентов);

       Идп – фактическое значение индикатора, достигнутого в ходе реализации мероприятий;

       ИЦп – целевое значение индикатора.

Интегральная оценка [13] эффективности реализации Программы определяется по формуле (7):

                                                                  (7)

где Э – эффективность реализации Программы (процентов);

     Ид – фактические  значения достигнутых индикаторов; 

     ИЦ – целевые значения индикаторов, утвержденные Программой;

     к – количество индикаторов Программы.

При значении интегральной оценки эффективности:

- 100 % - реализация Программы считается  эффективной; 

- менее 100 % - неэффективной; 

- более 100 % - наиболее эффективной. 

Реализация  рекомендованных мероприятий приведет к существенным изменениям в ключевых сферах жизни города как за счет стимулирования экономического развития Череповца, так и обеспечения позитивных изменений в социальной сфере, повышение качества жизни населения города[25].

При реализации стратегических целей, повышение качества человеческого потенциала в Череповце в результате создания условий для привлечения, развития и удержания в городе представителей креативного класса будет играть обеспечивающую роль в формировании новой экономики и приведет к прогрессивным структурным сдвигам в социально-экономическом развитии города.

Повышение доступности жилья, качества городской  среды и жизни в городе в  целом, включая обустройство территории города, повышение транспортной доступности, улучшение экологической ситуации, обеспечение личной и общественной безопасности в городе, развитие сетей  и пространств общественных коммуникаций будет способствовать повышению  привлекательности города для жизни  людей и ведения бизнеса, увеличению инвестиционной активности.

Реализация  в городе культурных проектов регионального, общероссийского и международного уровня повлечет за собой увеличение количества приезжающих в город, что повысит доходы как непосредственно  сектора экономики культуры, так  и сопутствующих секторов экономики (гостиничный бизнес, транспорт, розничная  торговля и др.).

Реализации  Стратегии позволит также получить положительный эффект для бюджета  города, в том числе дополнительные доходы от реализации мероприятий Стратегии, а также повышение эффективности  и результативности расходов.

Дополнительные  доходы бюджета города Череповца будут получены, в том числе, в результате:

  • обеспечения лучших условий для развития бизнеса;
  • оптимизации структуры землепользования и застройки в городе, стимулирования вывода промышленных предприятий из центральных и срединных районов города, что обеспечит рост доходов по земельному налогу;
  • инвестиций в строительство коммерческой недвижимости, модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, что увеличит стоимость активов предприятий и приведет к росту доходов бюджета от налога на имущество юридических лиц;
  • повышения доли высококвалифицированных кадров, в том числе занятых в секторах новой экономике, а также улучшения здоровья населения, снижения потерь трудового потенциала вследствие снижения заболеваемости, а также смертности лиц трудоспособного возраста, что приведет к росту доходов населения и к увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Оптимизация расходов бюджета города Череповца за счет повышения их эффективности будет достигнута, в том числе, в результате:

  • повышения энергоэффективности муниципальных учреждений, что обеспечит экономию бюджетных средств при оплате коммунальных услуг;
  • оптимизации деятельности существующей сети учреждений здравоохранения (сокращение коечного фонда стационарных учреждений параллельно с расширением практики приема населения в дневных стационарах, а также с увеличением количества участковых врачей, врачей общей практики и среднего медицинского персонала;
  • рациональной пространственной организации города, приоритетной реконструкции уже застроенных территорий, что позволит снизить расходы на обеспечение инфраструктурой новых удаленных территорий и более эффективно использовать уже существующую инфраструктуру.

Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца