Анализ бюджета города Кирова

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Оглавление

Введение. 3
1. Теоретические аспекты бюджетной системы. 5
1.1 История появления бюджета 5
1.2 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство. 6
1.3 Принципы бюджетной системы. 8
1.4 Бюджетная классификация. 10
1.5 Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. 10
1.6 Внебюджетные фонды. 14
1.7 Бюджетный процесс 15
1.8 Характеристика бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ 17
1.9 Доходы бюджетов субъектов РФ 18
1.10 Расходы бюджета субъекта РФ 20
2. Анализ бюджета города Кирова 22
2.1. Планирование расходной части бюджета 22
3. Перспективы развития бюджета г.Кирова 26
Заключение 33
Используемые источники: 34

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 80.36 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Вятский Государственный  университет

Факультет экономики  менеджмента

Кафедра «Региональной экономики и управления»

 

 

 

АНАЛИЗ  БЮДЖЕТА ГОРОДА КИРОВА

 

Курсовая работа по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

Выполнила: студентка гр. М-31      /Будко О.В./

 

Руководитель: к.э.н.,ст.преподаватель     /Лутошкина Н.К/

 

Работа защищена с оценкой «  » «  »  2012 г.

 

Члены комиссии        /   /

 

                /   /

 

 

 

 

 

 

Киров, 2012

Оглавление


Введение. 3

1. Теоретические аспекты бюджетной системы. 5

1.1 История появления бюджета 5

1.2 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство. 6

1.3 Принципы бюджетной системы. 8

1.4  Бюджетная классификация. 10

1.5 Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. 10

1.6 Внебюджетные фонды. 14

1.7 Бюджетный процесс 15

1.8  Характеристика бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ 17

1.9 Доходы бюджетов субъектов РФ 18

1.10 Расходы бюджета субъекта РФ 20

2. Анализ бюджета города Кирова 22

2.1. Планирование расходной части бюджета 22

3. Перспективы развития бюджета г.Кирова 26

Заключение 33

Используемые источники: 34

 

 

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования  социально-экономических процессов  составляют отношения по поводу перераспределения  доходов.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам  на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной  жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Целью настоящей  работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и  бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых  изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты бюджетной системы.

1.1 История появления бюджета

 

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени  бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все  его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

После Февральской революции при  Временном правительстве расходы  производились с использованием кредитов. Буквально с первых дней 1918г. был издан первый нормативный  акт советского бюджетного права  – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь –  июль 1918г., утверждённый СНК 11 июля 1918г. Он положил начало формированию системы  полугодовых бюджетов. Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право».

Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные  доходы и расходы.

Всероссийский съезд Советов или  Всероссийский центр исполнительный Комитет Советов определяют, какие  виды доходов и сборов входит в  общегосударственный бюджет, и какие  поступают в распоряжения местных  советов, и равно устанавливают  пределы обложения.

Местные советы составляют  полугодовые и годовые счёты расходов и доходов на местные нужды, а сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

Бюджеты в условиях «военного коммунизма»  не имели реального значения. Реальными  были ежемесячные планы распределения  эмиссий. В условиях обесценивания  советских денежных знаков бюджеты  носили характер невыполнявшихся планов. К концу 1920г. Денежный бюджет стал отмирать. Планировался переход к нетто-бюджету.

В 1921г. С переходом к новой  экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового  хозяйства от 10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен в своих правах, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введена устойчивая валюта – червонец.

В  1925г. бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.

В 1924г. был разработан и утвержден консолидированный бюджет. Он включал федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Р.Ф. Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Из всего этого можно сделать  вывод, что государственный бюджет представляет сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуславливалась трудностью исследования государственного бюджета, устройства и установления самого понятия  бюджета.

Бюджет определяет общие нормы  составления и утверждения финансового  плана. Такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства.

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924г., бюджет определяется как «утверждённое в законодательном  порядке общее предположение  исчисления в принятой денежной единице  предстоящих в определённом периоде  времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов  с подведением баланса. Государственный  бюджет – государственная роспись  расходов и доходов».

Содержание бюджета как экономической  категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с  образованием и использованием централизованного  фонда денежных ресурсов страны».[3]  

 

1.2 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство.

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части  стоимости общественного продукта (главным образом, национального  дохода) в процессе образования основного  общегосударственного фонда денежных средств и его использования  для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Сущность бюджета, как и любой  другой экономической категории, проявляется  в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается  в:

    • образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
    • использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
    • осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором  в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения  государством денежных ресурсов, необходимых  для выполнения его основных. функций.

 

БК РФ дает следующее определение бюджетной  системы: «основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов».

Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). [4]

 

  1.3 Принципы бюджетной системы.

 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

    • единства бюджетной системы Российской Федерации;
    • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • самостоятельности бюджетов;
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированности бюджета;
    • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • гласности;
    • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Информация о работе Анализ бюджета города Кирова