Анализ бюджета города Кирова

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Оглавление

Введение. 3
1. Теоретические аспекты бюджетной системы. 5
1.1 История появления бюджета 5
1.2 Понятие государственного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство. 6
1.3 Принципы бюджетной системы. 8
1.4 Бюджетная классификация. 10
1.5 Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета. 10
1.6 Внебюджетные фонды. 14
1.7 Бюджетный процесс 15
1.8 Характеристика бюджета субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ 17
1.9 Доходы бюджетов субъектов РФ 18
1.10 Расходы бюджета субъекта РФ 20
2. Анализ бюджета города Кирова 22
2.1. Планирование расходной части бюджета 22
3. Перспективы развития бюджета г.Кирова 26
Заключение 33
Используемые источники: 34

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 80.36 Кб (Скачать)

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    • право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

 

Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджета, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета .

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.[1]

 

1.4 Бюджетная классификация.

 

Особую  роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных  бюджетов, сохранить целостность  бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.

 

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ.

1.5 Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета.

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

 Основным  источником формирования рассматриваемых  доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты:

    • предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей,
    • заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;

Денежные  средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством  продажи на финансовом рынке государственных  облигаций; получения кредита под  залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных  финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных  ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.

Именно  поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника  формирования доходов бюджета, а  в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом  следует характеризовать и эмиссию  бумажных денег. К ней государство  прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и  займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов — неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

 

Виды  доходов бюджетов:

    • налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени);
    • неналоговые (использование имущества государства, платные услуги, оказанные государственными или муниципальными органами власти, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
    • безвозмездные перечисления;
    • доходы целевых бюджетных фондов.

 

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на:

    • текущие расходы (обеспечение текущих потребностей)
    • капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).
    • Формы расходов бюджетов:
    • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
    • трансферты населению;
    • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
    • бюджетные кредиты юридическим лицам;
    • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
    • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
    • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
    • кредиты иностранным государствам;
    • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

 

Дотация - средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации.

Целевой характер использования бюджетных  ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом. Если в  ходе составления этого основного  финансового плана страны государство  устанавливает приоритетность и  объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической  ситуации, то принцип целевого использования  бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных  расходов.

 

Функциональная классификация  бюджетных расходов отражает направление  средств основного централизованного  денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. В Российской Федерации это предполагает бюджетное  финансирование затрат на:

    • государственное управление и местное самоуправление;
    • судебную власть;
    • международную деятельность;
    • национальную оборону;
    • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • промышленность, энергетику и строительство;
    • сельское хозяйство и рыболовство;
    • охрану окружающей природной среды и природных ресурсы, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
    • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
    • развитие рыночной инфраструктуры;
    • жилищно-коммунальное хозяйство;
    • предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
    • образование;
    • культуру, искусство и кинематографию;
    • средства массовой информации;
    • здравоохранение и физическую культуру;
    • социальную политику;
    • обслуживание государственного долга;
    • пополнение государственных запасов и резервов;
    • финансовую помощь бюджетам других уровней;
    • утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
    • мобилизационную подготовку экономики;
    • формирование целевых бюджетных фондов;

 

В любом  бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. . Когда расходы  бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное  сальдо, или дефицит бюджета.

Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

      • кризисные явления в экономике;
      • неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
      • чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
      • осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

 

1.6 Внебюджетные фонды.

 

 

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.

 

В число государственных внебюджетных фондов включают РФ:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,
    • следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете это:
    • Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
    • Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
    • Государственный фонд борьбы с преступностью;
    • Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
    • Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
    • Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
    • Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
    • Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации, новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Анализ бюджета города Кирова