Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Для
анализа человеческого
Сформировался ряд вызовов, которые могут принести выгоду городу, укрепить его позиции, но только в случае принятия соответствующих мер адаптации, а без них - создать эффект упущенной выгоды и в перспективе превратиться в угрозу. Угроза в отношении к городу - это то, что без адекватных защитных мер может нанести ущерб устойчивому развитию города, его социально-экономической стабильности и межмуниципальным позициям.
В стратегии города до 2022 года выделяются внешние и внутренние вызовы для города. К внешним относят: 1) ужесточение конкуренции регионов и городов за кадры, инвестиции, технологии; 2)затяжной характер мирового экономического кризиса; 3)амбициозные задачи, поставленные на федеральном уровне; 4)минимальные возможности привлечения средств регионального бюджета на развитие инфраструктуры города; 5)негативный имидж города [47]. К внутренним вызовам относят: устойчивую тенденцию сокращения населения трудоспособного возраста, что влияет на уровень развития человеческого потенциала. В городе продолжает актуальной оставаться проблема качества окружающей среды и низкого качества услуг в системе ЖКХ, здравоохранении и образовании, как основные общественные раздражители они напрямую относятся к проблематике данной дипломной работы и являются ограничителями развития человеческих ресурсов. Работодатели также отмечают дефицит квалифицированных кадров различного уровня в ряде отраслей экономики, в бюджетной сфере, в сфере услуг, в системе коммунального хозяйства. В городе существуют достаточно ограниченные возможности по укрупнению малого бизнеса до размеров среднего.
Существуют в городе и возможности для его развития и даже социально-экономического процветания. В первую очередь, выгодное географическое положение Череповца и наличие в нем динамично развивающихся глобальных компаний. За счет имеющихся глобальных компаний в Череповце развивающаяся структура экономики города. Также имеется сохранившаяся система профессионально-технического и высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.
За январь-сентябрь 2012 года крупными и средними предприятиями промышленного производства города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на 242 396,8 млн. рублей, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период 2011 года рисунок 2.
Рис.2. Объем
отгруженной продукции
Определяющую роль в экономике города играет металлургическое производство: за январь-сентябрь 2012 года его доля в промышленности города составила 67,1%.
Объем работ, выполненных крупными и средними предприятиями по виду деятельности «Строительство», за январь-сентябрь 2012 года составил 4 792,4 млн. рублей или 113,1% к январю-сентябрю 2011 года в текущих ценах; 99,8% – в сопоставимых ценах (январь-сентябрь 2011 года – 4 238,1 млн. рублей) таблица 3.
Таблица 3.
Ввод жилых домов [40]
Показатель |
Январь-сентябрь |
Январь-сентябрь 2012 года к январю-сентябрю 2011 года | ||
2011 |
2012 |
в единиц. |
в % | |
Квадратных метров общей площади |
66 766 |
37 871 |
-28 895,0 |
56,7 |
Индивидуальными застройщиками построено: | ||||
Квадратных метров общей площади |
5 473 |
6 310 |
837,00 |
115,3 |
Удельный вес индивидуального жилищного строительства, % |
8,20 |
16,66 |
х |
х |
Оборот розничной торговли по предприятиям города за январь-сентябрь 2012 года составил 26 712,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 114,1% к аналогичному периоду 2011 года таблица 4.
Таблица 4.
Структура оборота по формам торговли и товарам [40]
Оборот розничной торговли |
Из оборота розничной торговли |
Из оборота розничной торговли: товары | |||
всего, млн. рублей |
в % к соответствующему периоду 2011 года в сопоставимых ценах |
оборот торгующих организаций |
оборот рынков и ярмарок |
пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия |
непродовольственные |
26 712,6 |
114,1 |
25 984,8 |
727,8 |
14 566,6 |
12 146 |
удельный вес в обороте розничной торговли |
97,3 % |
2,7 % |
54,5 % |
45,5 % |
Оборот общественного питания за январь-сентябрь 2012 года составил 1 157,2 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 100,1% к уровню прошлого года.
За январь-сентябрь 2012 года предприятиями и организациями города оказано платных услуг населению на 11 420,3 млн. рублей, в том числе бытовых – на 1 187,9 млн. рублей (10,4% от объема платных услуг), в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2011 года объем реализации платных и бытовых услуг увеличился на 3,7% и 3,9% соответственно.
Доходная часть городского бюджета по состоянию на 1 октября 2012 года выполнена на 75,1% к годовому плану и составила 5 197,9 млн. рублей, что на 9,1% больше уровня аналогичного периода 2011 года (4 763,6 млн. рублей).
Налоговые и неналоговые доходы за отчетный период составили 2 194,2 млн. рублей (в том числе налоговые – 1 786,6 млн. рублей, неналоговые – 407,6 млн. рублей) или 42,2% всех доходов бюджета (за аналогичный период 2011 года – 2 822,8 млн. рублей или 59,3% всех доходов бюджета), безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 3 003,7 млн. рублей или 57,8% всех доходов бюджета (за аналогичный период 2011 года – 1 940,8 млн. рублей или 40,7%) рисунок 3.
Рис. 3. Структура доходной части городского бюджета в январе-сентябре 2012 года
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов составили налог на доходы физических лиц (886,1 млн. рублей или 49,6% суммы налоговых доходов) и земельный налог (524,5 млн. рублей или 29,4% суммы налоговых доходов).
Неналоговые
доходы бюджета на 1 октября 2012 года
сложились, в основном, из доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной и
Расходная часть городского бюджета на 1 октября 2012 года выполнена на 69,3% к годовому плану и составила 5 026,7 млн. рублей, что на 13,9% больше, чем за аналогичный период 2011 года (4 413,1 млн. рублей) таблица 5
Таблица 5
Структура расходов городского бюджета в январе-сентябре 2012 года [40]
Показатель |
Млн. руб. |
Структура |
Расходы бюджета, итого |
5 026,7 |
100,0% |
Образование |
1 823,8 |
36,3% |
Национальная экономика |
1 047,3 |
20,8% |
Социальная политика |
800,3 |
15,9% |
Здравоохранение |
480,4 |
9,6% |
Общегосударственные вопросы |
196,0 |
3,9% |
Культура, кинематография, СМИ |
200,4 |
4,0% |
Физическая культура и спорт |
151,4 |
3,0% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
275,1 |
5,5% |
Прочие |
52,0 |
1,0% |
Превышение доходов над расходами (профицит) городского бюджета за январь-сентябрь 2012 года составил 171,2 млн. рублей. Результатом исполнения бюджета за такой же период 2011 года был профицит в размере 350,44 млн. рублей.
За январь-август 2012 года средняя начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий города составила 32 719 рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года она выросла на 17,0%.
Самый высокий размер средней заработной платы за период у работников организаций, занимающихся финансовой деятельностью (43 860 рублей), а также у сотрудников обрабатывающих производств (40 937 рублей), в том числе металлургического производства (50 917 рублей). Высокий размер средней заработной платы отмечен также у организаций сферы предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг за счет предприятий, занятых деятельностью в области спорта и физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Таким образом, в городе в январе-сентябре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года выросли показатели оборотов розничной торговли и общественного питания, реализации платных услуг населению, доходной части городского бюджета.
Уменьшились
по сравнению с аналогичным
За
январь-август 2012 года по сравнению
с аналогичным периодом 2011 года наблюдалось
увеличение кредиторской задолженности
крупных и средних предприятий,
среднемесячной заработной платы работников
крупных и средних предприятий
города, численности населения; снизились
показатели сальдированного финансового
результата, прибыли, дебиторской задолженности
крупных и средних предприятий,
среднесписочной численности
Управление
экономической политики мэрии является
органом мэрии города без прав
юридического лица. Создано для
решения вопросов местного значения,
связанных с созданием условий
для обеспечения жителей
Рис.4. Структура Управления экономической политики мэрии города Череповца
Раннее созданием стратегии развития города Череповца занималось Управление стратегического планирования мэрии города Череповца. Оно было создано для обеспечения реализации стратегии развития города на основе элементов системы стратегического управления городом, а также организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города.
В
2011 году постановлением мэрии города
Череповца подписано
Таблица 6
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование раздела |
|
Наименование Программы,
|
Ведомственная целевая программа
«Разработка стратегии развития
города на период до 2022 года и совершенствование
системы стратегического |
срок ее реализации. |
Срок реализации: с 1 января по 31 декабря 2012 года |
Цель Программы.
|
Разработать Стратегию развития города до 2022 года.
|
Разработчик Программы.
|
Разработчик Программы – управление стратегического планирования мэрии. |
Исполнители, участники Программы.
|
Исполнитель Программы – мэрия города. Участниками Программы являются мэрия города и органы мэрии с правами и без прав юридического лица, организации, частные лица, общественные организации. |
Планируемый эффект от реализации Программы
|
В результате реализации мероприятий Программы в 2012 году будут разработаны отраслевые стратегии развития города Череповца до 2022 года, что позволит повысить вероятность достижения отраслевых показателей и качество планируемых мероприятий. |
Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца