Анализ человеческого потенциала города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 319.00 Кб (Скачать)

Разные авторы выдвигают свои определения  такого явления как человеческий капитал, а также имеют разные взгляды на причины и факторы  данного явления. Подходы к исследованию человеческого капитала таблица 1.

Таблица 1.

Подходы к определению понятия  человеческий капитал

Автор

Понятие «Человеческий капитал»

А. В. Сидорович

Человеческий капитал - накопленный  людьми запас знаний в результате их обучения, образования.

Л.С.Тарасевич

Человеческий капитал - сформированный в результате инвестиций и накопленный  человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного  воспроизводства, содействуют росту  производительности труда и эффективности  производства и тем самым ведут  к росту заработков данного человека.

Е.Ф. Борисова

Человеческий капитал - имеющиеся у человека знания, способности, возможности, состояние его здоровья, которые способствуют росту эффективности его труда и влияют на рост доходов.


 

Рассмотрим различные подходы  к определению понятия человеческий потенциал в таблице 2.

Таблица 2.

Подходы к определению  понятия человеческий потенциал

Автор

Понятие «Человеческий потенциал»

О.И. Иванов [29]

Человеческий потенциал  — сформированные во взаимодействии  с социальной средой совокупности систем универсальных (общих) и специфических (специализированных) потребностей, способностей и готовностей различных социальных общностей выполнять общественно-необходимые  деятельности, основные социальные роли, функции, такие роли  и функции, которые обеспечивают как преемственность, так и новации  в развитии жизненно важных общественных сфер, а также в обществе  в целом.

И.В. Соболева [44]

Человеческий потенциал  экономики - накопленный населением запас физического и нравственного  здоровья, общекультурной и профессиональной компетенции, творческой, предпринимательской  и гражданской активности, реализуемый  в разнообразных сферах деятельности, а также  в уровне и структуре  потребностей

Т.Н. Заславская [27]

Человеческий потенциал  — готовность и способность национальной общности к активному саморазвитию, своевременному и адекватному ответу на множественные вызовы внешней  среды и успешной конкуренции  с другими обществами.


 

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что абсолютное большинство  исследователей считают человеческий капитал неким запасом знаний, навыков, возможностей человека, который  может пополняться.

Несмотря на некоторую противоречивость понимания структуры человеческого  капитала, все исследователи единодушны в признании доминирующего значения в развитии человеческого капитала образовательного фактора, то есть знаний, навыков, умений и способности к  их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает  в человеке формальное образование.

Многие исследователи пытались отделить влияние образовательного фактора на рост будущих доходов  от влияния социального происхождения, здоровья и способностей. Использовались различные методики и модели, но результаты, к которым приходят разные авторы в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное  воздействие всех факторов, за исключением  образования, составляет не более 40%, а 60% разницы в доходах человека объясняется уровнем его образования [26,c.114]

Высшее образование имеет ряд  дополнительных выгод не только денежного  характера: большая самостоятельность  при принятии решений, наличие творчества, менее однообразный характер труда, лучшие его условия, большие возможности  общения, более значимый социальный статус и др. Учет всех этих неденежных выгод, связанных с получением высшего образования, характеризует его интегральную ценность. Соответственно, рациональные вложения и инвестиции в сферу образования, как правило, оправдываются.

Единственный автор, который главным  фактором становления человеческого  потенциала признал не образование, а здоровье, оказался И.В. Ильинский. В этом взгляде действительно есть рациональное зерно, ведь во многом именно запас здоровья позволяет человеку продолжать своё развитие, накапливать человеческий потенциал, это глубинный фундамент, на котором держатся прочие составляющие человеческого потенциала. Здоровье нации во многом определяет трудовой потенциал страны, который является важным фактором, влияющим на экономический рост, поэтому и инвестиции в здравоохранение столь важны как для экономического, так и для социального подъема страны.

Развитие человеческого потенциала путем инвестиций в социально-культурную сферу было подробно рассмотрено только в книге Б.А Райзберга. Вложения в данную сферу также являются довольно важным моментом в развитии человеческого потенциала, особенно если учесть то, что в настоящее время в российском социальном пространстве преобладают интенсивные дезинтеграционные процессы: размытость идентичностей и социальных статусов, распад общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов [35,с.23].

Термин «человеческий потенциал» нашел свое распространение в  отечественной теоретической культуре, в работах западных ученых применяются  иные термины: «человеческое развитие»  и  «человеческие ресурсы» («human development», «human resources»).

Автор О.И. Иванов [29] предлагает понимать под человеческим потенциалом уже сформировавшиеся роли и функции человека в социуме, у И.В. Соболевой [44] ключевое понятие для характеристики человеческого потенциала — запас (запас здоровья, компетентностей, активностей), а человеческий потенциал — это созданные, сохраняемые, отложенные и используемые — здоровье, компетентности, активности.

Выделяют четыре главных компонента человеческого потенциала: социально-демографический, социально-экономический, социокультурный и деятельностный потенциал общества.   Удачное определение Т.И. Заславской [27]  позволяет выявить уровни реализации человеческого потенциала: индивидуальный, региональный, общенациональный, дает возможность определить потенциал с точки зрения субъектов. Однако в большей мере у нее присутствует социальный аспект данной проблематики. А с точки зрения экономтеоретического подхода,  следует показать,  что это,  во-первых, взаимообусловленные способности и характеристики,  а во-вторых - реализуемые или готовые к реализации.  Общество может обладать хорошим потенциалом,  но не иметь предпосылок для его реализации.  К примеру,  в России хороший уровень образования населения,  но он не востребован современным рынком труда, вследствие чего не может реализоваться должным образом [27, с.10].

Потенциал должен соответствовать  среде,  в которой он пребывает,  ибо реализуется он только в том  случае,  когда существует между  ними соответствие. Человек не сможет эффективно реализовать свое хорошее  физическое здоровье без должного образования,  а имея хорошее образование, он не сможет его в полной мере реализовать  при слабом физическом здоровье,  и только если у него развито и  то, и другое, его физическое здоровье способно наиболее полно реализовать  образовательный потенциал.  Но для  того,  чтобы реализовались,  взаимодополняя друг друга,  все составляющие человеческого потенциала,  важно,  чтобы среда,  в которой функционируют человеческие ресурсы,  была благоприятной для формирования соответствующего спроса на наличный человеческий потенциал.

Изучив существующие на сегодняшний  день варианты трактовки понятия  человеческого потенциала зарубежными  и отечественными специалистами, мы можем предложить следующее определение  данной категории:  человеческий потенциал –  это совокупность взаимодополняющих факторов физического и нравственного здоровья населения,  его культурного,  интеллектуального и духовного уровня, степень развития которых соответствует социально-экономическим характеристикам среды и является достаточным для необходимого поддержания и сохранения жизнеспособности общества, а также его дальнейшего развития.

Физическое здоровье человека можно  оценить определенными параметрами: продолжительностью жизни, количеством  заболеваний,  демографической ситуацией  и т.д.  На данном этапе развития современного общества физическое здоровье является немаловажным фактором для  окупаемости инвестиций, которые  вкладывает человек в свое образование, т.к. физически здоровый человек  способен более длительно и эффективно осуществлять трудовую деятельность,  что выгодно как для него,  так и для общества в целом [50].

Что же касается нравственного здоровья,  то оно включает моральные,  духовные, культурные ценности, которые есть у человека и которые он реализует  на протяжении жизни. Эти ценности позволяют  человеку гармонизировать свою жизнь, решать межличностные проблемы,  уметь социально оценивать проекты  и т.д.

Человеческий потенциал по своей  сути в рыночной экономике реализуется  через конкретные формы капитала.  Чем здоровее будет человек,  чем  всестороннее он будет развит, чем  более духовно и нравственно воспитан,  тем больше у него потенциал для человеческого, интеллектуального, духовного, культурного и социального капитала [16].

Человеческое развитие рассматривается  и как процесс расширения человеческого  выбора, и как достигнутый уровень  благосостояния людей.   Вместе с  тем,  на любом этапе развития человечества остаются три ключевых блока проблем,  три группы потребностей человека -  прожить длинную и  здоровую жизнь, приобретать, расширять  и обновлять знания, иметь доступ к средствам существования, которые  обеспечивают достойный уровень  жизни.  Тот или другой уровень решения этих проблем определяет и образ жизни, и перспективы решения других жизненных вопросов. 

Обратим внимание на моменты, которые  напрямую указывают на разрушение человеческого  потенциала. Это, прежде всего, демографический  кризис,  который проявляется  в депопуляции,  сокращении продолжительности предстоящей жизни,  старении населения.  Кризис социально-трудовой сферы ведет к прямому и косвенному вымыванию человеческого потенциала.  Усиливается социальное расслоение и неравенство, накапливаются противоречия в сфере воспроизводства рабочей силы.

Все эти проблемы заставляют задуматься о том,  что в нынешнее время  в нашей стране подорван процесс  накопления человеческого потенциала и будущего развития человека и личности.

1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования

 

Человеческий потенциал муниципального образования – это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и  общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых  условий жизнедеятельности, так  и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации[19].

Основу человеческого потенциала составляет демографический потенциал, определяемый численностью и возрастно-половым  составом населения. Хотя Россия входит в число крупнейших по числу жителей  стран мира, существует очевидное  несоответствие между ее населением и размерами территории, протяженностью границ, огромностью пространств, нуждающихся  в освоении, неразвитостью поселенческой  сети и т.п. При этом Россия несет  очень большие демографические  потери из-за высокой преждевременной  смертности. Но даже если эти потери удастся сократить, в ближайшие  десятилетия у России нет шансов хоть сколько-нибудь увеличить численность своего населения за счет его естественного воспроизводства. Единственным источником роста (а в худшем случае – хотя бы стабилизации) численности населения России может стать иммиграция.

Многомерный человеческий потенциал  зависит от качественных характеристик  людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой.

Вопрос о социально-политическом потенциале неотделим от вопроса  об экономическом потенциале (собственность, доходы, уровень жизни). Если в советское  время экономический потенциал  разных социальных групп был, в значительной степени, функцией их политического  потенциала, ибо он измерялся мерой  участия во владении общественным богатством, его распределении и использовании т. е., по существу, мерой доступа к рычагам власти, то теперь соотношение меняется. Все общественные слои, и прежде всего высший и средний классы, которые в идеале должны охватывать большинство населения, осознают свои экономические интересы и служат динамичным источником импульсов к развитию (эта роль прежде принадлежала монополисту-государству) [30, с.58].

Проблематика формирования и развития человеческого потенциала оказывается, таким образом, тесно связанной  с проблематикой экономических  и прочих возможностей разных социальных слоев и групп, стало быть, с  экономической и социальной дифференциации общества. Это, в свою очередь, подводит к вопросу о новых механизмах социальной солидарности, которые позволили бы смягчить неблагоприятные последствия неравенства и в то же время не означали бы возврата к уравнительному государственному патернализму советского времени. Он действительно ограничивал дифференциацию, но это достигалось на крайне низком общем уровне благосостояния и уничтожало стимулирующее действие зависимости между трудовым вкладом и экономическим результатом. Лишенная обратных связей экономика не могла быть эффективной. Чтобы избежать повторения этой тупиковой схемы, надо переформулировать саму задачу социальной защиты: стремиться не к тому, чтобы облагодетельствовать из государственной или общественной казны как можно большее число людей, а к тому, чтобы как можно большее число людей не нуждалось в государственных или общественных благодеяниях. Это и означало бы повышение самостоятельного экономического потенциала индивида и семьи.

Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца