Анализ человеческого потенциала города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 319.00 Кб (Скачать)

Самый высокий размер средней  заработной платы за период у работников организаций, занимающихся финансовой деятельностью (43 860 рублей), а также у сотрудников обрабатывающих производств (40 937 рублей), в том числе металлургического производства (50 917 рублей). Высокий размер средней заработной платы отмечен также у организаций сферы предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг за счет предприятий, занятых деятельностью в области спорта и физкультурно-оздоровительной деятельностью. Среднемесячную заработная плата одного работника по основным видам экономической деятельности за январь-август 2012 года см в приложении 4.

Динамику среднемесячной заработной платы по городу Череповцу  и Вологодской области рисунок 9.

Рис.9. динамика среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий (помесячно),руб [40]

 

В городе Череповце по состоянию  на 01.09.2012 сохраняется превышение уровня заработной платы над уровнем  заработной платы в Вологодской  области  в 1,3 раза. На 1 сентября 2012 года сведений о просроченной задолженности (по крупным и средним предприятиям) по выдаче средств на заработную плату работникам не поступало, так же как и за аналогичный период 2011 года.

От уровня начисленных  заработных плат, покупательной способности  и стоимости потребительской  корзины зависит величина прожиточного минимума. За III квартал 2012 года по социально-демографическим группам населения установлены следующие величины прожиточного  минимума таблица 18.

Таблица 18

Величина прожиточного минимума, руб [40]

Группы населения

по Вологодской области

по городу Череповцу

В среднем  на душу населения

6 812

6 925

Трудоспособное население

7 424

7 471

Пенсионеры

5 465

5 528

Дети

6 248

6 400


 

Далее рассчитаем отношение денежных доходов  к прожиточному минимуму, долю населения  с денежными доходами ниже прожиточного минимума таблица 19.

Таблица 19

Величина и распределение доходов  населения города Череповца

 

ед.изм

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Отношение денежных доходов населения  к прожиточному минимуму

k

2,2

2,03

1,9

2,1

Количество человек с доходами меньше прожиточного минимума, пользующихся мерами социальной поддержки

чел.

25651

29006

29105

30252

Доля населения с денежными  доходами ниже прожиточного минимума

%

8,3

9,4

9,3

10

Прожиточный минимум

руб.

4851

5536

6159

6563

Денежные доходы населения на 1 жителя в месяц

руб.

10494

11239

11826

13576


 

Таким образом, денежные доходы населения в среднем на душу населения превышают  прожиточный минимум примерно в два раза.  Необходимо обратить внимание на то, что доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума увеличивается год от года, что говорит о расслоении общества, о том, что доходы распределены неравномерно. Проанализируем ситуацию, происходящую на уровне области, Северо-Западного Федерального округа с помощью коэффициента Джинни и анализа структуры распределения денежных доходов среди населения.

Структура общего объема денежных доходов по 20-процентынм группам населения  в 2011 году в Северо-Западном Федеральном  округе. Коэффициент концентрации доходов- коэффициент Джини показатель стпепени расслоения общества регионов к объему денежных доходов. Характеризуя распределение доходов среди населения в диапазоне от идеально равномерного (G = 0) до абсолютно неравномерного (G=l) таблица 20 [42].

Таблица 20

Распределение денежных доходов по 20-процентным группам населения  в 2011 году, в %

 

Удельный вес общего объема денежных доходов, приходящихся на соответствующую  группу населения, в общем объеме денежных доходов,%

Коэффициент Джинни

I

 

II

III

IV

V

 

Республика Карелия

6,6

11,5

16,2

23

42,7

0,358

Республика Коми

5,2

9,8

14,8

22,5

47,7

0,42

Архангельская область

6

10,9

15,7

22,9

44,5

0,381

Ненецкий автономный округ

4,7

9,2

14,3

22,3

49,5

0,442

Вологодская область

6,3

11,2

16

23

43,5

0,369

Калининградская область

6,2

11

15,8

22,9

44,1

0,377

Ленинградская область

6,1

10,9

15,7

22,9

44,4

0,38

Мурманская область

5,8

10,6

15,6

22,8

45,2

0,39

Новгородская область

5,5

10,3

15,3

22,7

46,2

0,402

Псковская область

6,3

11,1

16

23

43,6

0,37

г. Санкт-Петербург

4,7

9,2

14,3

22,3

49,5

0,442


 

Распределение доходов по субъектам  Северо-Западного Федерального округа можно охарактеризовать как среднеравномерное. Наиболее равномерное распределение  доходов в Республике Карелия, коэффициент  Джинни равен 0,358. В Ненецком автономном округе и городе Санкт-Петербурге коэффициент Джинни составляет 0,442, в данном случае делаем вывод, о том, что доходы распределены неравномерно. Вологодская область характеризуется коэффициентом 0,369, денежные доходы распределяются между определенными слоями населения рисунок 9.

Рис.9. Распределение денежных доходов по 20-процентым группам населения.

Таким образом, 44% всех денежных доходов сосредоточены  у 20% населения с наибольшими доходами. Далее денежные доходы в большей степени находятся у людей с большими доходами. У 40% состоятельного населения сосредоточено 63% денежных средств. У 20% населения имеют 6% денежных доходов.

Кривая  Лоренца наглядно демонстрирует коэффициент Джини рисунок 10.

Рис.10. Кривая Лоренца в Вологодской области 2011 год

 

Выводы по второй главе:

- Для анализа условий развития человеческого потенциала проанализированы социально-экономические показатели города Череповца 2012 года  по сравнению 2011 годом. Они характеризуются следующим образом: выросли показатели оборотов розничной торговли и общественного питания, реализации платных услуг населению, доходной части городского бюджета. Уменьшились показатели объема отгруженных товаров промышленного производства в действующих ценах, ввода жилых домов, снизилось количество безработных и уровень безработицы. Увеличение кредиторской задолженности крупных и средних предприятий. Возможность развития человеческого потенциала имеется;

- Необходимость  создания стратегии развития города Череповца появилась в 2011 году. Для этого была создана Ведомственная целевая программа, назначены ответственные лица и подразделения. Созданием стратегии города Череповца до 2022 года занималось реорганизованное на сегодня Управление стратегическим планированием мэрии города Череповца. В настоящее время стратегией занимается отдел экономики и стратегического планирования при Управлении экономической политики мэрии города Череповца;

- Программа реализована к началу 2013 года в полном объеме;

- В стратегии «Череповец-город возможностей» заложено направление развитие человеческого потенциала;

- При анализе человеческих  ресурсов города Череповца отметили, что состояние человеческого потенциала в городе Череповце достаточно типично для городов России, лишь недавно начавших выходить из экономического кризиса. Качественные и количественные характеристики данного вида потенциала находятся в настоящее время на уровне средних значений. При сохранении существующих тенденций уже в ближайшие годы дефицит и качество рабочей силы станут основными ограничителями экономического роста в городе;

 - При анализе индекса Джини и при построении кривой Лоренца делаем вывод о том, что в Вологодской области денежные доходы распределяются неравномерно;

- Численность  трудоспособного населения уменьшилась с 2000 года по 2011 год на 8 тысяч человек. Вторая острая проблема неравномерного распределения доходов в Вологодской области у 20% населения с наименьшими доходами сосредоточено 6% всех денежных средств, в то же время у 20% с максимальными доходами находиться 44% денежных средств.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ

Третья  глава направлена на разработку рекомендаций по управлению человеческим потенциалом  в городе Череповце.

3.1. Стратегические  направления развития

человеческого потенциала города до 2022 года

 

Как показали результаты проведенного в  аналитической части дипломной работы исследования, на современном этапе человеческие ресурсы Череповца рассматриваются в первую очередь как объект социального обеспечения и социальной защиты, а не как один из субъектов развития территории.

В связи с этим в современных  социально-экономических условиях особую важность приобретает вопрос участия местного населения в  формировании и развитии местных  сообществ. Только объединив и направив в нужное русло усилия жителей, муниципальное  образование способно выйти из кризиса  с наименьшими потерями. Главный  постулат Европейской хартии о местном  самоуправлении гласит, что местные  сообщества являются одной из главных  основ любого демократического строя. Местное самоуправление – это  власть населения, а уже потом  эта власть осуществляется через  демократически сформированные органы. Именно поэтому процесс принятия решений должен отражать интересы местного населения и учитывать исторические и иные местные традиции[2].

Эффективность системы местного самоуправления Череповца  в значительной мере зависит от успешности взаимодействия местного сообщества и  власти, конструктивного содержательного  диалога, ориентации на совместное решение  проблем местной жизни[2]. Такое взаимодействие должно базироваться на взаимной информированности, заинтересованности и готовности обеих сторон к совместному участию в данном процессе. При этом население должно являться, не объектом управления, в ряде случаев только «просителем», ожидающим помощи со стороны органов власти, а равноправным активным субъектом взаимодействия.

Концепция развития города до 2022 года, разрабатываемая при непосредственном участии управления стратегического планирования мэрии города Череповца, предусматривает, что развитие человеческого потенциала является одним из трех ключевых составляющих стратегии развития города.

Развитие  человеческого потенциала, предусмотренное  концепцией, включает ряд направлений.

1) Направление  «Образованный город». Стратегическая цель: обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики и  городского сообщества. В рамках данного направления планируется решение следующих задач. Задача 1. Обеспечение доступного и качественного непрерывного образования для всех возрастных групп населения

Решение данной задачи предполагает:

  • предоставление доступного качественного образования для различных возрастов и категорий граждан (дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное);
  • создание эффективной системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»);
  • расширение спектра предоставляемых  услуг непрерывного образования в организациях различной организационно-правовой формы собственности.

Задача 2. Подготовка кадров для базовых отраслей города/региона (профобразование) в соответствии с  потребностями бизнеса. Решение данной задачи предполагает[11]:

  • формирование кадровой политики города, определение потребности города по подготовке кадров;
  • развитие системы многоуровневого профессионального образования,  повышение его эффективности в обеспечении секторов экономики востребованными кадрами необходимой квалификации.
  • создание системы  профессиональной  ориентации школьников, включающей организацию классов профильного обучения,  программы дополнительного образования школьников, подготовительные курсы, профессиональную диагностику (профтестирование).

Задача 3. Развитие экономического потенциала  для  роста высокотехнологичных  секторов экономики. Решение данной задачи предполагает:

  • создание университетского округа, реализующего подготовку кадров  для высокотехнологичных секторов экономики;
  • повышение интеграции научной и производственных сфер;
  • развитие инфраструктуры учреждений образования, создание университетских технопарков и инкубаторов технологий.

Задача 4. Поддержка  предпринимательской активности . Решение данной задачи предполагает:

  • повышение уровня  предпринимательских компетенций и развитие проектного мышления жителей города для создания и управления собственным бизнесом  в условиях  конкурентного рынка;
  • создание образовательного бизнес-центра, объединяющего профессионалов и практиков, предлагающих  качественное бизнес-образование и консалтинг для действующих предпринимателей;
  • развитие управленческих кадров для сферы коммунального хозяйства, образования, медицины.

Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца