Индекс человеческого потенциала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность Индекса человеческого потенциала…………….. 4
2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП…………………………. 6
3. Индекс ИРЧП в Республике Беларусь………………………………….. 8
4. Отчет 2010 года…………………………………………………………... 10
5. Страны, не включённые в индекс………………………………………. 12
Заключение……………………………………………………………….. 13
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

соц-экон политика.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь 

     Государственное учреждение образования

«Республиканский  институт повышения квалификации и  переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» 

     Кафедра Экономика и управление 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине «Социально-экономическая политика»

                    вариант 7 

специальность 02-250371  Бухгалтерский учет и контроль в промышленности

квалификация       Бухгалтер 
 

Работу выполнил слушатель группы № 664 

                            ____________________        __________________________ 

Дата выполнения   ____________________ 

Работу проверил преподаватель _______________________________________

                                                       _______________________________________ 
 
 
 

     Минск, 2011

     Содержание

  Введение………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность Индекса человеческого потенциала…………….. 4
2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП…………………………. 6
3. Индекс ИРЧП в Республике Беларусь………………………………….. 8
4. Отчет 2010 года…………………………………………………………... 10
5. Страны, не включённые в индекс………………………………………. 12
  Заключение……………………………………………………………….. 13
  Список использованных источников…………………………………… 14
 
 
 
 

 

Введение

     Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

     При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.
  • Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
  • Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и сущность  индекса человеческого потенциала

     В последние годы в средствах массовой информации всё чаще упоминается  индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Так что же это такое, что этот показатель выражает и как он определяется?

     Индекс  развития человеческого потенциала (HDI) является одним из самых авторитетных рейтингов среди множества мировых рейтингов, он публикуется с 1990 года в независимом докладе о развитии человеческого потенциала (HDR), который составляется  группой ведущих мировых ученых и практиков по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП - разработали в 1990 году два экономиста: пакистанец Махбуб уль-Хак и индиец Амартья Сен.

     Индекс  развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Доклад позволяет оценить в сравнении и долгосрочной перспективе уровень жизни населения 177 стран мира.[1]      

     Доклады о развитии человеческого потенциала подготавливаются на:

     - региональном;

     - национальном;

     - междунациональном уровне.

     В итоговом докладе при определении  места в мировом рейтинге учтены практически все основные показатели уровня  жизни населения стран, представленных в докладе: уровень грамотности и образования, продолжительность жизни, уровень рождаемости, уровень смертности, уровень ВВП на душу населения, индекс потребительских цен, число пользователей мобильной связью и Интернетом, качество питьевой воды, число ВИЧ – инфицированных, развитие здравоохранения, потребление различных видов энергии, площадь лесов, уровень неравенства между мужчинами и женщинами, положение в области прав человека, состояние окружающей среды, уровень преступности, уровень безработицы и т.д. Основной доклад, содержащий  индекс (рейтинг) развития, подготавливается трудом тысяч специалистов в более чем 600 промежуточных докладах. В докладе определяются четыре индекса:

     - HDI - индекс развития человеческого потенциала (суммарные измерения человеческого развития),

     - GDI - гендерные вопросы (неравенство мужчины и женщины),

     - GEM – меры по  реализации прав женщин,

     - ИНН - индекс нищеты населения (уровень нищеты).

     Доклад  разрабатывается группой независимых международных экспертов, которая, наряду с аналитическими разработками использует в своей работе статистические данные различных международных межправительственных организаций и других международных агентств. В докладе содержится информация об индексе развития человека, который также измеряется каждый год. Индекс развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index, HDI) измеряет достижения стран с точки зрения продолжительности жизни, размер ВВП на душу населения и уровня образования. При определении рейтинга учитываются и такие факторы, как положение в области прав человека и возможность участия в общественной жизни.

     При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.
  • Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
  • Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

     Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
  • коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
  • коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
  • коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

     Альтернативным  индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).

     В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития:

     - высокий (0,8…1);

     - средний (0,5…0,8);

     - низкий (0…0,5) уровень.

     Самый важный момент: при расчёте ИРЧП берётся не номинальный ВВП на душу населения, а именно ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности. Всё дело в том, что курс главных мировых валют, прежде всего - доллара, по отношению к большинству национальных валют сильно завышен в сравнении с их реальной покупательной способностью. Однако диспаритет валют означает, что реальный «разрыв» в уровне жизни развитых стран (и, прежде всего, - США) и стран слаборазвитых всё же ниже, чем «разрыв», выраженный через номинальный среднедушевой ВВП. Если в некой западной стране ВВП на душу населения составляет 30.000 долларов, а в некой африканской стране - 500, это ещё не означает, что жители первой живут в 60 раз зажиточнее; скорее всего, «разрыв» в реальных доходах меньше - скажем, в 30, 40 или 50 раз. И это обстоятельство необходимо учитывать при определении реального уровня жизни в стране.

2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП

     Методология расчета ИРЧП постоянно уточняется и совершенствуется. Наибольшие трудности  связаны с необходимостью получения  сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики в большинстве развивающихся стран, а по ряду разделов - и в странах с переходной экономикой. Индекс ИРЧП, как сводный показатель, рассчитывается как средневзвешенный нескольких индексов. ИРЧП вычисляется на основе трех показателей: долголетия, достигнутого уровня образования, измеряемого как комбинация индекса грамотности взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях; уровня жизни, измеряемого на основе реального ВВП на душу населения (в долл. США по паритету покупательной способности - ППС).

     Долголетие  характеризует способность прожить  долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и  одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия -ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

     Ожидаемая продолжительность жизни единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона  и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического  новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

     Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет. [2]      

Информация о работе Индекс человеческого потенциала