Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
Введение………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность Индекса человеческого потенциала…………….. 4
2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП…………………………. 6
3. Индекс ИРЧП в Республике Беларусь………………………………….. 8
4. Отчет 2010 года…………………………………………………………... 10
5. Страны, не включённые в индекс………………………………………. 12
Заключение……………………………………………………………….. 13
Список использованных источников………………
Министерство
труда и социальной защиты Республики
Беларусь
Государственное учреждение образования
«Республиканский
институт повышения квалификации и
переподготовки работников Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь»
Кафедра
Экономика и управление
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Социально-экономическая политика»
вариант 7
специальность 02-250371 Бухгалтерский учет и контроль в промышленности
квалификация
Бухгалтер
Работу выполнил
слушатель группы № 664
____________________ __________________________
Дата выполнения
____________________
Работу проверил
преподаватель ______________________________
Минск, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Понятие и сущность
Индекса человеческого |
4 |
2. | Метод, используемый для вычисления ИРЧП…………………………. | 6 |
3. | Индекс ИРЧП в Республике Беларусь………………………………….. | 8 |
4. | Отчет 2010 года…………………………………………………………... | 10 |
5. | Страны, не включённые в индекс………………………………………. | 12 |
Заключение…………………………………………………… |
13 | |
Список использованных источников…………………………………… | 14 |
Введение
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
1. Понятие и сущность индекса человеческого потенциала
В последние годы в средствах массовой информации всё чаще упоминается индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Так что же это такое, что этот показатель выражает и как он определяется?
Индекс развития человеческого потенциала (HDI) является одним из самых авторитетных рейтингов среди множества мировых рейтингов, он публикуется с 1990 года в независимом докладе о развитии человеческого потенциала (HDR), который составляется группой ведущих мировых ученых и практиков по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП - разработали в 1990 году два экономиста: пакистанец Махбуб уль-Хак и индиец Амартья Сен.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Доклад позволяет оценить в сравнении и долгосрочной перспективе уровень жизни населения 177 стран мира.[1]
Доклады о развитии человеческого потенциала подготавливаются на:
- региональном;
- национальном;
- междунациональном уровне.
В итоговом докладе при определении места в мировом рейтинге учтены практически все основные показатели уровня жизни населения стран, представленных в докладе: уровень грамотности и образования, продолжительность жизни, уровень рождаемости, уровень смертности, уровень ВВП на душу населения, индекс потребительских цен, число пользователей мобильной связью и Интернетом, качество питьевой воды, число ВИЧ – инфицированных, развитие здравоохранения, потребление различных видов энергии, площадь лесов, уровень неравенства между мужчинами и женщинами, положение в области прав человека, состояние окружающей среды, уровень преступности, уровень безработицы и т.д. Основной доклад, содержащий индекс (рейтинг) развития, подготавливается трудом тысяч специалистов в более чем 600 промежуточных докладах. В докладе определяются четыре индекса:
- HDI - индекс развития человеческого потенциала (суммарные измерения человеческого развития),
- GDI - гендерные вопросы (неравенство мужчины и женщины),
- GEM – меры по реализации прав женщин,
- ИНН - индекс нищеты населения (уровень нищеты).
Доклад
разрабатывается группой
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:
Альтернативным индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития:
- высокий (0,8…1);
- средний (0,5…0,8);
- низкий (0…0,5) уровень.
Самый важный момент: при расчёте ИРЧП берётся не номинальный ВВП на душу населения, а именно ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности. Всё дело в том, что курс главных мировых валют, прежде всего - доллара, по отношению к большинству национальных валют сильно завышен в сравнении с их реальной покупательной способностью. Однако диспаритет валют означает, что реальный «разрыв» в уровне жизни развитых стран (и, прежде всего, - США) и стран слаборазвитых всё же ниже, чем «разрыв», выраженный через номинальный среднедушевой ВВП. Если в некой западной стране ВВП на душу населения составляет 30.000 долларов, а в некой африканской стране - 500, это ещё не означает, что жители первой живут в 60 раз зажиточнее; скорее всего, «разрыв» в реальных доходах меньше - скажем, в 30, 40 или 50 раз. И это обстоятельство необходимо учитывать при определении реального уровня жизни в стране.
2. Метод, используемый для вычисления ИРЧП
Методология
расчета ИРЧП постоянно уточняется
и совершенствуется. Наибольшие трудности
связаны с необходимостью получения
сравнимых показателей при
Долголетие
характеризует способность
Ожидаемая продолжительность жизни единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет. [2]