Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Цель и основные задачи настоящей Программы направлены на разработку стратегии развития города до 2022 года. Второстепенной целью программы является разработка и выполнение стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования «Город Череповец». Целевым показателем является количество проголосовавших депутатов Череповецкой городской Думы о принятии стратегии развития города Череповца до 2022 года не менее 14 человек. Утверждение стратегии развития города Череповца до 2022 года Череповецкой городской Думой. Охват органов мэрии, принявших участие в разработке стратегии развития города Череповца до 2022 года не менее 80%. Для реализации программы определены ответственные лица таблица 7.
Таблица 7
Ответственные лица программы
Ответственное лицо |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Кувшинников О.А. |
Мэр города |
503948 |
mayor@cherepovetscity.ru |
Менеджер Программы |
Леньков Д.П. |
Начальник управления стратегического планирования мэрии |
572424 |
DP.Lenkov@cherepovetscity.ru |
Разработчик Программы |
Медведева И.З. |
Начальник отдела организационного развития управления стратегического планирования мэрии |
571895 |
I_Medvedeva@cherepovetscity.ru |
Объемы финансирования Программы в разрезе источников и главных распорядителей бюджетных средств на 2012 год таблица 8.
Таблица 8
Объемы финансирования программы на 2012 год [48]
Источник финансирования |
Главный распорядитель средств |
Объем финансирования, тыс. руб. |
Городской бюджет |
мэрия города |
723,0 |
ИТОГО: |
723,0 |
Объемы финансирования были сокращеы при дальнейшем рассмотрении, стали финансироваться за счет уже предусмотренных статей для мэрии города Череповца. Механизм реализации программы представлен в таблице 8.
Таблица 8
Механизм реализации Программы
№ п/п |
Показатель Программы |
Мероприятие Программы |
Срок реализации |
Источник финансирования |
Финансирование на 2012 год, тыс. руб. |
Планируемый эффект реализации Программы | |
Наименование |
2012 год (план) | ||||||
1. |
Количество проголосовавших
депутатов Череповецкого |
не менее 14 человек |
Проведение опроса, направленного на согласование сценариев развития г. Череповца |
июнь 2012 г. |
- |
- |
Получение согласованной позиции о стратегии развития города |
2. |
Охват органов мэрии, принявших участие в разработке стратегии развития города Череповца до 2022 года |
не менее 80% |
Проведение стратегической сессии |
апрель 2012 г. |
Городской бюджет |
723,0 |
Обмен опытом, привлечение экспертов из других городов |
ИТОГО по Программе: |
723,0 |
Проведение опроса, стратегической сессии- механизмы оправдали ожидания управления Программы.
Смета расходов направлена на проведение стратегической сессии, нВ частности на оплату услуг преподавателя, экспертов и тренеров в размере 700 000 рублей и изготовление раздаточных материалов для участников сессии в размере 23 000 рублей таблица 9.
Таблица 9
Смета расходов на мероприятия программы
Мероприятие Программы |
КОСГУ |
Расшифровка КОСГУ |
Сумма на 2012 год, тыс. руб. |
Итого по Программе, тыс. руб. |
Проведение стратегической сессии |
226 |
Оплата услуг преподавателя, экспертов и тренеров |
700,0 |
700,0 |
226 |
Изготовление раздаточных материалов для участников стратегической сессии |
23,0 |
23,0 | |
ИТОГО по Программе: |
723,0 |
723,0 |
В связи с оптимизацией
бюджетных расходов в 2011 году, внесены
изменения в ВЦП –
Результат реализации программы на 01.01.2013 сформирован документ «Стратегия развития города Череповца до 2022 года «Череповец – город возможностей»[47]. Документ направлен на согласование участникам Стратегического Совета. Достижение целевых показателей программы было достигнуто за счет проведенных мероприятий. Депутаты Череповецкой Городской Думы участвовали в рабочих группах по разработке отдельных направлений стратегии. Зам.председателя ЧГД – руководитель группы по направлению «Гражданское сообщество». Депутатов ЧГД приглашали на стратегические сессии. Стратегия представлена для обсуждения председателям комиссий ЧГД и депутатам ЗСО ВО. Охват органов мэрии, принявших участие в разработке стратегии развития города Череповца до 2022 года составляет 82% из запланированных 80%. Для достижения данного целевого показателя были проведены мероприятия, как анализ стратегии «Череповец-город лидеров» проводился силами органов мэрии, участие представителей органов мэрии во всех рабочих группах по разработке стратегии. Перечень проведенных мероприятий в 2012 году представлена в приложении 3.
В условиях ускорения технологических нововведений, глобализации экономики и обострения конкуренции, основным ресурсом развития экономики и общества в целом являются знания, квалификация, творческие и предпринимательские способность работников. Важнейшей тенденцией, определяющей современное состояние и развитие мирового сообщества, является обращенность к человеку, его роли в социуме, человеческому потенциалу в структуре экономики.
Место государства и его позиции в мире становятся зависимыми от двух взаимоопределяющих факторов: качество человеческих ресурсов и условий, создаваемых обществом для раскрытия потенциальных возможностей и способностей человека. Это связано с тем, что в результате развития научно-технического прогресса произошло возрастание доли человеческого потенциала в структуре национального богатства, что влечет за собой необходимость более полного учета физических, духовных, нравственных и социальных потребностей людей.
По данным Доклада о человеческом развитии 2013[24], в Российской Федерации высокий уровень человеческого развития, его индекс в 2012 году равен 0,788 и страна занимает 55 место среди стран мира. Изменение индекса человеческого развития в Российской Федерации и развитых странах мира, которые имеют очень высокий уровень человеческого развития характеризуются следующими показателями, представленными на рисунке 4.
Индекс человеческого
развития в рассматриваемых странах
на протяжении 11 лет имеет положительную
динамику, что говорит об улучшении
жизни в данных странах. Российская
Федерация находится среди
Рис. 4. Показатели индекса человеческого развития
На фоне Российской Федерации рассмотрим сложившуюся ситуацию в субъектах. Вологодская область за 2002-2009 годы имеет тенденции к повышению индекса развития человеческого потенциала. Основной вклад в позитивную динамику ИРЧП российских регионов внесли два фактора. Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по паритету покупательной способности (ППС), хотя динамика в регионах была разной. Второй фактор – рост ожидаемой продолжительности жизни во всех регионах страны. Вологодская область также имеет увеличение продолжительности жизни, это следствие возросших инвестиций в сферу здравоохранения, улучшения обеспеченности лекарствами и повышения доступности медицинских услуг. При общем росте индекса сохраняется огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала [46].
Одним из важных показателей функционирования современного города является его демографическое состояние.
Таким образом, численность населения города Череповца на 1 января 2013 года составила 315,1 (для сравнения: по итогам Всероссийской переписи-2002 на 1 января 2003 года численность составляла 311,9 тыс.чел.)[37]. В течение периода 2001-2006 гг. численность снижалась, и лишь с 2007 года начала расти, сохраняя и по настоящее время положительную тенденцию рисунок 5.
Рис.5. Изменение численности населения г.Череповца в 2000-2012 годах тыс. чел.
Во многом на улучшение
сложившейся демографической
Таким образом, рост численности населения в последние годы обусловлен миграционным приростом рисунок 6.
Рис.6. Миграционный прирост и естественная убыль населения города, чел.
Возрастной состав жителей города характеризуется существенной гендерной диспропорцией: доля женского населения составляет 54,6%, мужского – 45,4% [40]
С 2006 года в городе сохраняется положительная динамика рождаемости: в 2011 году родилось 3969 детей, что на 15,9% больше, чем в 2006 году и на 22,9% больше значения 2003 года таблица 7.
Таблица 7.
Число родившихся и умерших в г.Череповце в 2000-2011 гг., чел. [40]
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Родившихся |
2760 |
3059 |
3057 |
3229 |
3322 |
3173 |
3424 |
3471 |
3579 |
3773 |
3856 |
3969 |
Умерших |
4097 |
4538 |
4571 |
4870 |
4769 |
4710 |
4306 |
4030 |
3970 |
4057 |
4375 |
3992 |
С 2003 года наметилась устойчивая
тенденция снижения смертности населения
с 15,6 до 12,98 на 1000 населения в 2008 году.
Однако 2009 кризисный год нарушил
эту тенденцию – кривая смертности
вновь поползла вверх, и в 2009 и
2010 году коэффициент составил соответственно
13,2 и 13,9 на 1000 населения, что может
быть связано с негативными
Однако, несмотря на рост рождаемости и снижение смертности, естественный прирост населения остается отрицательным Рисунок 7.
Рис.7. Смертность населения г. Череповца в 2000-2011 гг. на 1000 чел.
Младенческая смертность характеризуется следующими показателями таблица 10. Коэффициент младенческой смертности свидетельствует о качестве медицинских услуг.
Таблица 10
Коэффициент младенческой смертности
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Город Череповец |
4,2 |
6,3 |
6 |
5,8 |
Северо-Западный Федеральный округ |
6,7 |
6,2 |
5,6 |
5,4 |
Российская Федерация |
8,5 |
8,1 |
7,5 |
7,4 |
В городе Череповце коэффициент младенческой смертности ниже, чем в среднем по России, но выше, чем в среднем по Северо-Западному Федеральному округу.
Рассмотрим движение населения в городе в январе-августе 2012 года таблица 11.
Таблица 11
Движение населения г. Череповца в январе-августе 2012 года [40]
Всего |
Январь-август 2012 к январю августу 2011, % | ||
январь-август | |||
2011 |
2012 | ||
Родившиеся |
2611 |
2806 |
107,5% |
Умершие |
2682 |
2694 |
100,4% |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
-71 |
112 |
х |
Прибыло |
2958 |
3944 |
133,3% |
Выбыло |
2081 |
3539 |
170,1% |
Миграционный прирост (+), убыль (-) |
877 |
405 |
46,2% |
Число родившихся превышает число умерших на 112 человек, миграционный прирост 46,2% к прошлому году и составляет 405 человек. Данные показатели ведут к естественной прибыли населения в городе.
Рассчитаем коэффициент, характеризующие естественное движение населения. Коэффициент жизненности представлен в таблице 12.
Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца