Анализ бюджета города Ярославля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. [1]

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Анализ доходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год ………….. 6
2. Анализ расходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год …………. 8
3. Бюджетные коэффициенты ………………………………………………… 10
Выводы …………………………………………………………………………. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 17

Файлы: 1 файл

расчет бюджета Ярославля.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………… .3

1. Анализ доходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год  ………….. 6

2. Анализ расходов бюджета города  Ярославля за 2010 - 2012 год …………. 8

3. Бюджетные коэффициенты ………………………………………………… 10

Выводы …………………………………………………………………………. 15

Список литературы ……………………………………………………………. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная система –  один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования  государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. [1]

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря).

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета - безвозмездное и безвозвратное поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти.

Доходы бюджета делятся  на две части: налоговые поступления  в бюджет неналоговые поступления в бюджет. Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Налоговые доходы формируются за счёт: налогов, сборов, пени. Размер и порядок уплаты налоговых доходов определяется налоговой системой. К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования:
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации;
  • лицензионные сборы, в частности на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • платы за пользование природными ресурсами:

-лесным фондом;

-водными объектами;

-водными биологическими  ресурсами;

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • другие неналоговые доходы. [2]

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.

Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация  расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета  и отражает распределение бюджетных  средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (министерствам и ведомствам).

Экономическая классификация  расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, в соответствии с которым выделяются две основных группы: текущие и капитальные расходы.

К текущим относятся  расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Капитальные расходы  бюджетов — это ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, капитальный (восстановительный) ремонт, финансирование экологических программ и т. п.

Целью данного исследования является анализ и оценка структуры, показателей и состояния бюджета города Ярославля за период 2010-2012 гг.

В связи с эти были поставлены следующие задачи:

  1. провести горизонтальный и вертикальный анализ доходов бюджета.
  2. провести горизонтальный и вертикальный анализ расходов бюджета.
  3. рассчитать необходимые бюджетные коэффициенты;
  4. провести анализ рассчитанных коэффициентов.

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ доходов бюджета города Ярославля

за 2010 - 2012 год

Виды доходов предусматривают  следующие группы: 
1. доходы (налоги на прибыль и доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги); налоги на товары; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; государственная пошлина; доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.) 
2. безвозмездные поступления; 
3. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; рыночные продажи товаров и услуг; безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей).

Основные методы анализа  бюджета:

1.Горизонтальный (временной)  анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом.

2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых

финансовых показателей  с выявлением влияния каждой позиции  отчетности  на результат в целом.

Данные после проведения горизонтального и вертикального  анализа доходов бюджета г. Ярославля представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Анализ доходов бюджета  г. Ярославля за 2010 - 2012 год.

Показатели

2010

2011

2012

Абсолютные изменения, тыс. руб.

Темп роста,%

тыс. руб

Струк-тура

%

тыс.

руб

Струк-тура

%

Тыс.

руб

Струк-тура

%

2011

/2010

2012

/2011

2011/2010

2012

/2011

Налоговые

доходы

4939134

44,9

5425580

50,9

6166988

52,7

486446

714408

109

114

Неналоговые

доходы

1698236

15,4

1280290

12

1271155

10,8

-417946

-9135

75

99

Итого

6637370

60,3

6705870

63

7438143

64

68500

732273

101

111

Безвозмездные поступления

3580363,5

32,5

3117610

29,2

3402444

29

-462753,5

284834

87

109

Доходы от предприним. и иной деят.

781683,8

7,1

829750,4

7,8

853493,9

7,3

48066,6

23743,5

106

103

Итого доходы бюджета

10999417,3

100

10653230,4

100

11694080

100

-346186,9

1040849,6

97

110


Доходы бюджета г. Ярославль представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Рассматривая период за три года с 2010 - 2012, очевидно, что наибольший рост доходов запланирован в 2012 году – 1040849,6 тыс. руб. или увеличение на 10%, тогда как в 2011 году запланировано уменьшение доходов от уровня 2010 года на 3% (-346189,6 тыс. руб). Анализ доходов бюджета Ярославля также показал, что рост доходов в 2012 году произойдет за счёт увеличения налоговых доходов -714408 тыс. руб., при этом их доля в структуре доходов составляет - 52%. Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами. Увеличение налоговых доходов как связано с ростом инфляции, так и некотором экономическим ростом города. В бюджете 2010 года значительная часть доходов состояла из налоговых доходов и безвозмездных поступлений, большая часть которых производилась из бюджетов других уровней. Можно особенно отметить уменьшение в 2011 году доли безвозмездных поступлений и неналоговых доходов в доходную часть бюджета, что говорит о приобретении некоторой самостоятельности бюджета города от бюджетов других уровней. Так же важно отметить уменьшении доли неналоговых доходов в бюджете 2012 как в абсолютных показателях, так и в структуре доходов.

2. Анализ расходов  бюджета города Ярославля

за 2010 - 2012 год

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов, такие, как:

1) общегосударственные  вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей  среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Данные после проведения горизонтального и вертикального  анализа расходов бюджета г. Ярославля представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2

Анализ расходов бюджета  города Ярославля за 2010 - 2012 год.

Показатели

2010

2011

2012

Абсолютные изменения, тыс. руб.

Темп роста,%

тыс. руб

Струк-тура

%

тыс.

руб

Струк-тура

%

Тыс.

руб

Струк-тура

%

2011

/2010

2012

/2011

2011/2010

2012

/2011

Общегосударственные вопросы

1140715,6

8,2

1098022,4

9,2

1190682,4

9,4

-42693,2

92660

96,2

108,4

Национальная оборона

211,9

0,015

211,9

0,001

211,9

0,01

0

0

100

100

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

331805,4

2,2

295721,8

2,5

289143,6

2,3

-16083,6

-6578,2

89

97,7

Национальная экономика

1370921,6

9,9

680350,2

5,7

678436,4

5,3

-690571,4

-1913,8

49,6

99,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

1489653,8

10,7

1064581,9

8,9

1035631,2

8,1

-425071,9

-28950,7

71,4

97,2

Охрана окружающей среды

2930

0,02

2916,3

0,024

2775,7

0,02

-13,7

-140,6

99,5

95,1

Образование

4375044,1

31,5

4230938,5

35,5

4397514,2

34

-144105,6

166575,7

96,7

104

Культура, кинематография и средства массовой информации

446323,3

3,2

343389,3

2,9

347247,4

2,7

-102934

3858,1

77

101

Здравоохранение и спорт

1375235,6

9,9

1002115,9

8,4

981200,1

7,7

-373119,7

-20915,8

72,8

98

Социальная политика

2517486,4

18

2072901,8

17,4

2248662,1

17,7

-444584,6

175760,3

82,3

108

Условно утвержденные расходы

-

-

297980

2,5

632900

5

297980

334920

-

212

Расходы за счет средств от предприн.  деят.

809457,7

5,8

829750,4

7

853493,9

6,7

20292,7

23743,5

102,5

102,8

Итого расходов

13859785,4

100

11918880,4

100

12657898,9

100

-1940905

739018,5

86

106


Рассматривая период за три года с 2010 - 2012, очевидно, что наибольший рост расходов запланирован в 2012 году - 739018,5 тыс. руб. или 106% в сравнении с расходами 2011 года, тогда как в 2011 году рост расходов от уровня 2010 года представлялся гораздо менее значительным и составлял 86% (-1940905 тыс. руб). Анализ расходов бюджета Ярославля также показал, что рост расходов в 2012 году произошел за счёт увеличения расходов на общегосударственные вопросы, большая часть которых придется на обеспечение проведения выборов и референдумов (в связи с предстоящими выборами в гос. думу), при этом доля расходов на общегосударственные вопросы в структуре расходов составляет 9,4%. Большое внимание оказывается образованию, доля расходов в структуре расходов бюджета на 2012 год составляет 34%. Очень маленький процент в структуре расходов бюджета города в 2010 - 2012 годах составляют расходы на национальную оборону и охрану окружающей среды. То же самое можно сказать и о затратах на культурное развитие города, развитие жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранение и спорт . В целом ежегодно затраты по всем эти отраслям имеют тенденцию к снижению, однако снижение их незначителено. В заключении хотелось бы отметить, что исходя из структуры расходов бюджетов Ярославля 2010 - 2012 годов, наиболее важными и проблемными отраслями города являются отрасли образования – дошкольное образование, общее образование, молодежная политика и оздоровление детей.

 

3. Бюджетные  коэффициенты

В качестве инструментария для бюджетного анализа были применены  бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим, а именно:

1) коэффициент соотношения  перераспределяемых и собственных  бюджетных доходов:

Крс = Дп / Дс,

где Дс – собственные доходы бюджета,

Дп – перераспределяемые доходы бюджета

Крс (2010)= 3580363/6637370= 53,9

Крс (2011)= 3117610/6705870= 46,5

Крс (2012) = 3402444/7438143= 45,7

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

Ка(2010)= 6637370/10999417,3=60,3

Ка (2011)=6705870/10653230=62,9

Ка (2012) = 7438143/11694080,9= 63,6

 

3) коэффициент внешнего  финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

Кв.ф. (2010)= 3580363/10999417,3=32,5

Кв.ф. (2011)=3117610/10653230,4=29,3

Кв.ф. (2012)= 3402444/11694080,9=29,1

 

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р. = Дс / Рмин,

где Рмин – минимальные расходы бюджета

Ко.р. (2010)= 6637370/8267766=80,3

Ко.р. (2011)= 6705870/7305956=91,8

Ко.р. (2012)=7438143/7627376,4=97,5

Информация о работе Анализ бюджета города Ярославля