Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:29, контрольная работа
Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. [1]
Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Анализ доходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год ………….. 6
2. Анализ расходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год …………. 8
3. Бюджетные коэффициенты ………………………………………………… 10
Выводы …………………………………………………………………………. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 17
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Анализ доходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год ………….. 6
2. Анализ расходов бюджета
3. Бюджетные коэффициенты ………………………………………………… 10
Выводы …………………………………………………………………………. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 17
Введение
Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. [1]
Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря).
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.
Доходы бюджета - безвозмездное и безвозвратное поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти.
Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет неналоговые поступления в бюджет. Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Налоговые доходы формируются за счёт: налогов, сборов, пени. Размер и порядок уплаты налоговых доходов определяется налоговой системой. К неналоговым доходам относятся:
-лесным фондом;
-водными объектами;
-водными биологическими ресурсами;
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (министерствам и ведомствам).
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, в соответствии с которым выделяются две основных группы: текущие и капитальные расходы.
К текущим относятся
расходы, обеспечивающие функционирование
органов государственной
Капитальные расходы бюджетов — это ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, капитальный (восстановительный) ремонт, финансирование экологических программ и т. п.
Целью данного исследования является анализ и оценка структуры, показателей и состояния бюджета города Ярославля за период 2010-2012 гг.
В связи с эти были поставлены следующие задачи:
1. Анализ доходов бюджета города Ярославля
за 2010 - 2012 год
Виды доходов предусматривают
следующие группы:
1. доходы (налоги на прибыль и доходы; налоги
и взносы на социальные нужды; налоги на
товары (работы, услуги); налоги на товары;
налоги на совокупный доход; налоги на
имущество; государственная пошлина; доходы
от внешнеэкономической деятельности
и т.д.)
2. безвозмездные поступления;
3. доходы от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности (доходы
от собственности по предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности;
рыночные продажи товаров и услуг; безвозмездные
поступления от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности; целевые
отчисления от государственных и муниципальных
лотерей).
Основные методы анализа бюджета:
1.Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
2. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых
финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Данные после проведения
горизонтального и
Таблица 1.
Анализ доходов бюджета г. Ярославля за 2010 - 2012 год.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Абсолютные изменения, тыс. руб. |
Темп роста,% | |||||
тыс. руб |
Струк-тура % |
тыс. руб |
Струк-тура % |
Тыс. руб |
Струк-тура % |
2011 /2010 |
2012 /2011 |
2011/2010 |
2012 /2011 | |
Налоговые доходы |
4939134 |
44,9 |
5425580 |
50,9 |
6166988 |
52,7 |
486446 |
714408 |
109 |
114 |
Неналоговые доходы |
1698236 |
15,4 |
1280290 |
12 |
1271155 |
10,8 |
-417946 |
-9135 |
75 |
99 |
Итого |
6637370 |
60,3 |
6705870 |
63 |
7438143 |
64 |
68500 |
732273 |
101 |
111 |
Безвозмездные поступления |
3580363,5 |
32,5 |
3117610 |
29,2 |
3402444 |
29 |
-462753,5 |
284834 |
87 |
109 |
Доходы от предприним. и иной деят. |
781683,8 |
7,1 |
829750,4 |
7,8 |
853493,9 |
7,3 |
48066,6 |
23743,5 |
106 |
103 |
Итого доходы бюджета |
10999417,3 |
100 |
10653230,4 |
100 |
11694080 |
100 |
-346186,9 |
1040849,6 |
97 |
110 |
Доходы бюджета г. Ярославль представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.
Рассматривая период за три года с 2010 - 2012, очевидно, что наибольший рост доходов запланирован в 2012 году – 1040849,6 тыс. руб. или увеличение на 10%, тогда как в 2011 году запланировано уменьшение доходов от уровня 2010 года на 3% (-346189,6 тыс. руб). Анализ доходов бюджета Ярославля также показал, что рост доходов в 2012 году произойдет за счёт увеличения налоговых доходов -714408 тыс. руб., при этом их доля в структуре доходов составляет - 52%. Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами. Увеличение налоговых доходов как связано с ростом инфляции, так и некотором экономическим ростом города. В бюджете 2010 года значительная часть доходов состояла из налоговых доходов и безвозмездных поступлений, большая часть которых производилась из бюджетов других уровней. Можно особенно отметить уменьшение в 2011 году доли безвозмездных поступлений и неналоговых доходов в доходную часть бюджета, что говорит о приобретении некоторой самостоятельности бюджета города от бюджетов других уровней. Так же важно отметить уменьшении доли неналоговых доходов в бюджете 2012 как в абсолютных показателях, так и в структуре доходов.
2. Анализ расходов бюджета города Ярославля
за 2010 - 2012 год
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов, такие, как:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты.
Данные после проведения
горизонтального и
Таблица 2
Анализ расходов бюджета города Ярославля за 2010 - 2012 год.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Абсолютные изменения, тыс. руб. |
Темп роста,% | |||||
тыс. руб |
Струк-тура % |
тыс. руб |
Струк-тура % |
Тыс. руб |
Струк-тура % |
2011 /2010 |
2012 /2011 |
2011/2010 |
2012 /2011 | |
Общегосударственные вопросы |
1140715,6 |
8,2 |
1098022,4 |
9,2 |
1190682,4 |
9,4 |
-42693,2 |
92660 |
96,2 |
108,4 |
Национальная оборона |
211,9 |
0,015 |
211,9 |
0,001 |
211,9 |
0,01 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
331805,4 |
2,2 |
295721,8 |
2,5 |
289143,6 |
2,3 |
-16083,6 |
-6578,2 |
89 |
97,7 |
Национальная экономика |
1370921,6 |
9,9 |
680350,2 |
5,7 |
678436,4 |
5,3 |
-690571,4 |
-1913,8 |
49,6 |
99,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1489653,8 |
10,7 |
1064581,9 |
8,9 |
1035631,2 |
8,1 |
-425071,9 |
-28950,7 |
71,4 |
97,2 |
Охрана окружающей среды |
2930 |
0,02 |
2916,3 |
0,024 |
2775,7 |
0,02 |
-13,7 |
-140,6 |
99,5 |
95,1 |
Образование |
4375044,1 |
31,5 |
4230938,5 |
35,5 |
4397514,2 |
34 |
-144105,6 |
166575,7 |
96,7 |
104 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
446323,3 |
3,2 |
343389,3 |
2,9 |
347247,4 |
2,7 |
-102934 |
3858,1 |
77 |
101 |
Здравоохранение и спорт |
1375235,6 |
9,9 |
1002115,9 |
8,4 |
981200,1 |
7,7 |
-373119,7 |
-20915,8 |
72,8 |
98 |
Социальная политика |
2517486,4 |
18 |
2072901,8 |
17,4 |
2248662,1 |
17,7 |
-444584,6 |
175760,3 |
82,3 |
108 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
297980 |
2,5 |
632900 |
5 |
297980 |
334920 |
- |
212 |
Расходы за счет средств от предприн. деят. |
809457,7 |
5,8 |
829750,4 |
7 |
853493,9 |
6,7 |
20292,7 |
23743,5 |
102,5 |
102,8 |
Итого расходов |
13859785,4 |
100 |
11918880,4 |
100 |
12657898,9 |
100 |
-1940905 |
739018,5 |
86 |
106 |
Рассматривая период за три года с 2010 - 2012, очевидно, что наибольший рост расходов запланирован в 2012 году - 739018,5 тыс. руб. или 106% в сравнении с расходами 2011 года, тогда как в 2011 году рост расходов от уровня 2010 года представлялся гораздо менее значительным и составлял 86% (-1940905 тыс. руб). Анализ расходов бюджета Ярославля также показал, что рост расходов в 2012 году произошел за счёт увеличения расходов на общегосударственные вопросы, большая часть которых придется на обеспечение проведения выборов и референдумов (в связи с предстоящими выборами в гос. думу), при этом доля расходов на общегосударственные вопросы в структуре расходов составляет 9,4%. Большое внимание оказывается образованию, доля расходов в структуре расходов бюджета на 2012 год составляет 34%. Очень маленький процент в структуре расходов бюджета города в 2010 - 2012 годах составляют расходы на национальную оборону и охрану окружающей среды. То же самое можно сказать и о затратах на культурное развитие города, развитие жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранение и спорт . В целом ежегодно затраты по всем эти отраслям имеют тенденцию к снижению, однако снижение их незначителено. В заключении хотелось бы отметить, что исходя из структуры расходов бюджетов Ярославля 2010 - 2012 годов, наиболее важными и проблемными отраслями города являются отрасли образования – дошкольное образование, общее образование, молодежная политика и оздоровление детей.
3. Бюджетные коэффициенты
В качестве инструментария для бюджетного анализа были применены бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим, а именно:
1) коэффициент соотношения
перераспределяемых и
Крс = Дп / Дс,
где Дс – собственные доходы бюджета,
Дп – перераспределяемые доходы бюджета
Крс (2010)= 3580363/6637370= 53,9
Крс (2011)= 3117610/6705870= 46,5
Крс (2012) = 3402444/7438143= 45,7
2) коэффициент автономии:
Ка = Дс / Д
Ка(2010)= 6637370/10999417,3=60,3
Ка (2011)=6705870/10653230=62,9
Ка (2012) = 7438143/11694080,9= 63,6
3) коэффициент внешнего финансирования:
Кв.ф. = Дп / Д
Кв.ф. (2010)= 3580363/10999417,3=32,5
Кв.ф. (2011)=3117610/10653230,4=29,3
Кв.ф. (2012)= 3402444/11694080,9=29,1
4) коэффициент обеспеченности мин
Ко.р. = Дс / Рмин,
где Рмин – минимальные расходы бюджета
Ко.р. (2010)= 6637370/8267766=80,3
Ко.р. (2011)= 6705870/7305956=91,8
Ко.р. (2012)=7438143/7627376,4=97,5