Содержание
Введение
Надёжная финансовая
система является залогом успеха развития
и функционирования рыночной экономики.
За последние пятнадцать лет финансовая
система во Франции претерпела значительные
изменения. В стране был осуществлен ряд
реформ, основной целью которых являлось
улучшение способов финансирования экономики.
На сегодняшний день во Франции функционирует
один из самых развитых и хорошо технически
оснащенных фондовых рынков в Европе.
Финансовая система - это совокупность
финансовых отношений. По своей природе
финансовые отношения являются распределительными,
причем распределение стоимости осуществляется
прежде всего по субъектам. Субъекты формируют
денежные фонды целевого назначения в
зависимости от того, какую роль они играют
в общественном производстве: являются
ли непосредственными его участниками,
организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование.
Государственный бюджет Франции
Франция относится к экономически
развитым странам с унитарной формой государственного
устройства. Во Франции, как в большинстве
унитарных государств, сложилась двухуровневая
система государственного устройства:
центральные органы государства и местные
органы. Финансовая система Франции отличается
высокой степенью централизации. Центральный
бюджет включает в себя общий бюджет государства,
присоединенные к нему бюджеты различных
государственных организаций, специальные
счета казначейства. В Центральном бюджете
аккумулируется примерно 80% всех доходов
финансовой системы Франции. Бюджетный
процесс во Франции включает в себя 4 стадии,
и его длительность составляет более 3-х
лет. На первой стадии осуществляется
составление проекта бюджета. Длительность
первой стадии - 9 месяцев. Каждое министерство
и ведомство составляет свою собственную
смету. После одобрения правительством,
проект бюджета направляется в парламент.
На второй стадии происходит рассмотрение
и утверждение бюджета. Вторая стадия
длится около 3-х месяцев. Проект бюджета
рассматривается в финансовой комиссии
каждой палаты. Сначала обсуждается в
нижней палате (национальное собрание),
после передается в верхнюю палату (сенат).
Если проект бюджета после двух совместных
обсуждений обоими Палатами не получил
одобрение, то Президент может своим указом
объявить бюджет законом. На третьей стадии
происходит исполнение бюджета. Исполнение
бюджета называется финансовым годом.
Финансовый год во Франции совпадает с
календарным годом. Доходы бюджета формируются
через сеть финансовых агентов, а расходам
бюджета предшествует процедура распределения
бюджетных средств. Во Франции существует
система казначейских касс. Казначейские
кассы имеют текущие счета в банке Франции,
через которые происходит кассовое исполнение
бюджета.
На четвертой стадии бюджетного
процесса составляется отчёт об исполнении
бюджета. Четвёртая стадия начинается
после окончания финансового года. Бюджетный
процесс сопровождается постоянным финансовым
контролем. Расходы Центрального бюджета
Франции могут быть безвозвратными (операции
окончательного характера - около 90%) и
возвратными (операции временного характера
- около 10%). Операции окончательного характера
связаны с финансированием государственных
расходов по содержанию армии, полиции
и иных государственных органов. Операции
временного характера - это кредиты. Каждый
бюджет во Франции формально обособлен.
Но на самом деле здесь существует строгая
централизация, благодаря тому, что нижестоящие
бюджеты утверждаются исполнительной
властью вышестоящего уровня. Финансовое
подчинение местных органов обеспечивается
системой государственных субсидий и
займов, а также надбавками к центральным
налогам. Средства местных органов власти
хранятся на счетах органов казначейства.
Это дает возможность центральному правительству
контролировать финансовую деятельность
на местах. Доходы бюджета Франции включают:
1. прямые налоги (около 35%);
2. косвенные налоги (около
60%);
3. неналоговые поступления
(около 5%).
Однако, на современном этапе
развития имеет место бюджетный дефицит,
который почти вдвое превышает "докризисные"
нормы, установленные Евросоюзом. Об этом
свидетельствуют пересмотренные бюджетные
прогнозы французского правительства,
которые не были опубликованы официально,
но стали известны прессе. [1]
Налоговая система Франции
Налоговая система Франции
представляет собой очень своеобразную
совокупность налогов и сборов. Она формировалась
многие десятилетия, отражая исторические
и культурные особенности страны. Ставки
же налогов ежегодно пересматриваются
с учетом экономической ситуации и направлении
экономико-социальной политики государства.
Среди главных черт французской налоговой
системы следовало бы выделить такие,
как социальная направленность, преобладание
косвенных налогов, особая роль подоходного
налога, учет территориальных аспектов,
гибкость системы в сочетании со строгостью,
широкая система льгот и скидок, открытость
для международных налоговых соглашений.
Налоги и сборы формируют около
90% бюджета государства. Сборы осуществляются
единой службой. Основные виды налогов
- косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают
косвенные налоги.50% от косвенных налогов
составляют НДС. Существует строгое деление
на местные налоги и налоги, идущие в центральный
бюджет. Основные Федеральные налоги:
НДС, подоходный налог с физических лиц,
налог на прибыль предприятий, пошлины
на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных
продуктов к акцизным относят: спички,
мин. вода, услуги авиатранспорта), налог
на собственность, таможенные пошлины,
налог на прибыль от ценных бумаг и др.
Основные местные налоги: туристский сбор,
налог на семью (состоит из трех налогов:
на жилье, земельный налог на здания и
постройки, налог на землю), налог на профессию,
налог на уборку территории, налог на использование
коммуникаций, налог на продажу зданий.
В целом, местные налоги составляют 30%
общего налогового бремени, они же наполняют
40% местных бюджетов.
НДС обеспечивает 45% всех налоговых
поступлений. Он взимается методом частичных
платежей. Во Франции 3 млн. плательщиков
НДС. Расчет ведется самими предприятиями;
при упрощенном учете - налоговой службой.
Важная особенность французского НДС
- это возможность его уменьшения на сумму,
направленную на инвестиции. Но при всей
своей гибкости французский НДС обеспечивает
45% всех налоговых поступлений, что говорит
о его эффективности.
Подоходный налог составляет
20% налоговых доходов бюджета. Потенциальными
плательщиками являются все физические
лица страны, а так же предприятия и кооперативы,
не являющиеся акционерными обществами.
Налог, в принципе, единый, высчитывается
по единой прогрессивной шкале, но вместе
с тем он принимает во внимание экономические,
социальные, семейные условия и возраст
каждого плательщика.
Налог на акционерные общества.
Доля налога на прибыль АО в обществе сумме
налоговых поступлений составляет 10% и
имеет тенденцию к снижению. Это связано
с постоянным снижением ставки. Данный
налог применяется только к АО. Доход юридических
лиц, не являющихся АО, облагается по правилам
налогообложения физических лиц. АО облагаются
не зависимо от вида ответственности.
Объектом обложения выступает чистый
доход по всем видам деятельности. Представляет
собой компенсацию двойного налогообложения
держателей акций, которые облагаются
подоходным налогом как физические лица
с доходов от дивидендов и также облагается
налогом доход АО. Рассматривая налоги
Франции в международном аспекте, можно
отметить значительное количество международных
налоговых соглашений. При всей самобытности
своей системы страна стремится к сближению
с налоговыми системами других стран мира
и это является положительной тенденцией.
Президент считает необходимым ввести
в стране налог на выброс углекислого
газа предприятиями, а в ближайшее время
будет объявлено об общенациональном
займе. [2]
Кредитно-денежная система Франции
В современной кредитно-финансовой
системе Франции можно выделить пять категорий
институтов:
1) коммерческие банки - осуществляют
все банковские операции: депозитные
вклады, краткосрочное, среднесрочное
и долгосрочное кредитование, платежные
операции, прежде всего очень
популярный во Франции оборот
чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные
сделки и другие;
2) общества финансирования
- им не разрешено принимать
вклады частных лиц, т.е. все кредитные
операции они должны осуществлять
либо за счет своих средств,
либо средств, полученных на денежных
рынках или взятых в кредит
у дружественных банков и банков,
с которыми существуют кооперативные
связи;
3) кооперативные банки - ведут
свою деятельность, в основном, с
представителями сельского хозяйства
и торговли;
4) сберегательные кассы -
функционируют как "неприбыльные"
организации;
5) специализированные банковские
учреждения. Деятельность этих учреждений
регулируется специальным законодательством,
и они находятся под жестким
контролем государства. [3]
Широкое распространение получил
процесс образования холдинговых структур.
Большую роль во Франции играют промышленные
департаменты, через которые осуществляется
управление портфелями ценных бумаг небанковских
холдинговых структур. [4]
Современные институты денежной
системы Франции характеризуется такими
чертами:
1) разнообразная и жесткая
система регулирования за банковской
деятельностью;
2) высокая доля государственных
и полугосударственных кредитных
учреждений (около 80% активов всех
кредитных институтов Франции);
3) высокий уровень развития
Основными звеньями кредитной
системы Франции являются:
1) центральный банк - Банк
Франции;
2) коммерческие банки;
3) специализированные кредитно-финансовые
учреждения. [5]
Банк Франции является также
банкиром правительства. Он ведет текущий
счет казначейства, выполняет операции,
связанные с обслуживанием государственного
долга, и предоставляет кредиты правительству.
В кредитной системе Франции
различаются коммерческие депозитные
банки, которые специализируются в области
краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные
или деловые банки, финансирующие промышленность
путем эмиссионно-учредительных операций.
Во Франции очень развито банковское
дело. При этом постоянно идет поиск наиболее
эффективных видов кредитов. [6]
Во Франции из 400 банков, входящих
во Французскую ассоциацию банков, - 168
иностранных банков. Преобладают филиалы
крупных банков, имеющих огромную зарубежную
сеть (около 400 на французской территории).
На их долю приходится 9% депозитов, 11 %
кредитов зарегистрированных во Франции
банков. Такой же уровень интернационализации
банков в США, а в Великобритании, Бельгии
- еще выше. Иностранные банки обычно специализируются
на обслуживании внешнеэкономической
деятельности и на операциях на рынке
ссудных капиталов.
Во Франции - четыре банка с
суммарными активами более 1 трлн долларов.
Это сопоставимо с американскими показателями,
хотя экономика США в пять раз больше французской.
Это делает его крупнейшим банков еврозоны
по объему депозитов. Франция выбрала
тактику невмешательства, несмотря на
то, что страхи долгового кризиса в Европе
не миновали и по-прежнему могут создавать
риски для финансовой стабильности. [4]
Выводы
В данной работе рассматривалось
современное развитие финансовой системы
Франции, как известно центральное место
в финансовой системе любого государства
занимает государственный бюджет. Финансовая
система Франции отличается высокой степенью
централизации. Центральный бюджет включает
в себя общий бюджет государства, присоединенные
к нему бюджеты различных государственных
организаций, специальные счета казначейства.
Традиционная особенность французской
экономической политики - большая доля
государственного сектора. Укрепив свои
позиции внутри страны и за ее пределами,
частные коммерческие структуры Франции
стали выступать за более свободную деятельность,
не ограниченную жестким государственным
регулированием. Национальные формы этого
регулирования вступили в противоречие
с растущей интернационализацией экономики.
Важнейшую роль в регулировании
деятельности кредитных учреждений Франции
играют Министерство экономики и финансов
и Банк Франции.
Список литературы
1. Налоговая система
Франции [Электронный ресурс]: http://polpred.com
2. Дегтярева О.И., Коршунов
Н.М., Жуков Е.Ф. - Рынок ценных бумаг и биржевое
дело, 2013
3. [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru/books
4. [Электронный ресурс]: http://www.economy-web.org
5. [Электронный ресурс]: http://www.vesti.ru
6. [Электронный ресурс]: http://www.opec.ru
7. Рудый К.В.
Финансово - кредитные системы зарубежных
стран. М.: Новые знания, 2014. - 321 с.
Иметь своё дело, приносящее
каждый месяц неплохую «копеечку», желает
каждый уважающий себя гражданин России.
Однако, чтобы учредить собственную компанию,
необходимо пройти через много трудностей
и преград, где основной проблемой является
грубый недостаток финансовых средств.
В большинстве случаев данный фактор является
основополагающим из числа тех, по причине
которых человек отказывается от собственного
дела, бросая всё на половине пути. Ни для
кого не секрет, что на открытие бизнеса
требуются суммы, исчисляемые десятками
тысяч долларов, коими, разумеется, не
располагает начинающий бизнесмен. Как
правило, выходов из сложившейся ситуации
два: это обращение в банк, предлагающий
программу кредитования частным предпринимателям
или заявка на получение поддержки от
государства в виде субсидии.
Сразу отмечу, не следует путать
кредит и субсидию. Хотя между ними и проглядывается
огромная разница, некоторые новоиспеченные
предприниматели её почему-то не видят.
Субсидии, в отличие от заемных средств,
предоставляются государством на безвозмездной
основе. Кредиты и займы необходимо возвращать,
причем с процентами, зачастую выходящими
за все допустимые рамки. По этой причине,
что вполне ясно, безвозмездные субсидии и
интересуют российских предпринимателей,
начинающих своё дело. В соответствии
с официально работающей государственной
программой субсидирования субъектов
малого и среднего бизнеса, новоиспеченный
предприниматель может подать заявку
на получение в распоряжение нужной ему
суммы денежных средств.