Анализ федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены основные параметры федерального бюджета, его структуру и механизм его принятия, анализ бюджета за текущий год, внесены собственные поправки, позволяющие изменить характер доходов и расходов в федеральном бюджете.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...2-3
Параметры федерального бюджета……………………………...4-6
Анализ федерального бюджета за текущий год………………..7-11
Формирование бюджета…………………………………………12-15
Заключение……………………………………………………….16-18
Список используемой литературы………………………………19-20

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

План

Введение…………………………………………………………...2-3

Параметры федерального бюджета……………………………...4-6

Анализ федерального бюджета за текущий год………………..7-11

Формирование  бюджета…………………………………………12-15

Заключение……………………………………………………….16-18

Список используемой литературы………………………………19-20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Бюджет - это стратегический финансовый план, который может готовится как на год, так и на квартал или месяц. Бюджет проходит несколько стадий: от планирования и согласования, до исполнения и контроля. Укрупненные бюджеты могут готовится на срок в 3-20 лет.                                            Бюджет обычно составляется в денежном выражении в привязке к какой-либо валюте, которая является "основной валютой бюджета". При этом основная валюта бюджета может отличаться от национальной валюты и при необходимости пересчитываться по текущему (по заданному) курсу иностранной валюты.                                                                                           Бюджет является неотъемлемым атрибутом планирования финансово-хозяйственной деятельности практически любой организации независимо от формы собственности.

     Бюджет - это зеркало качества управления предприятием, которое измеряется количественными  показателями деловой активности.

     Бюджет - это согласованный и сбалансированный план, объединяющий финансовую и инвестиционную деятельности предприятия и позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты по отдельным подпериодам и на предстоящий период в целом.

     В своей работе я рассмотрю бюджет Российской Федерации. Его проект, на очередной финансовый год, вносится правительством России на рассмотрение Государственной Думы, в соответствии с Бюджетным кодексом, не позднее 26 августа. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

     Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в  трёх чтениях (внесены изменения  в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

     В первой части своей работы, я рассмотрю основные параметры федерального бюджета, его структуру и механизм его принятия. Во второй части я проанализирую бюджет за текущий год. И в финальной части, попытаюсь внести собственные поправки, позволяющие изменить характер доходов и расходов в федеральном бюджете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Параметры федерального бюджета

     Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (6 статья бюджетного кодекса).

   Бюджетная система РФ представлена 3 уровнями (согласно 10 ст. Бюджетного кодекса):

  1. Федеральный уровень. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
  2. Региональный уровень. Бюджеты субъектов РФ и территориальный государственные внебюджетные фонды. Утверждается этот уровень в форме закона субъекта РФ (например, Закон о бюджете Пермского края на 2009 г.).
  3. Местный уровень. Образуют местные бюджеты. Сегодня на территории РФ 24159 местных бюджетов. Утверждается в форме решения законодательных органов местного самоуправления.
 

   Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет - это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ "Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

   Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

   Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

   Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т. к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

   В связи  с изменениями в бюджетном  законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года .

   Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения  и повышения всех обязательств перед  гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" № 204-ФЗ от 24.11.2008 "О Федеральном Бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов". прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составил 10,9 трлн. рублей, на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 и 12,8 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2009 год прогнозируются в размере 9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в 2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 1,9 трлн. рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году и 1,5 трлн. рублей в 2011 году.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  федерального бюджета

Анализ  расходов Федерального Бюджета

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица №1 - Расходы  федерального бюджета на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов. 

Расходы федерального бюджета 2009г 2010г 2011г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%  
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  1 317,4 14,6 1 136,8 11 1 203,9 10,64  
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  1 277,5 14,16 1 390,7 13,48 1 480,5 13,08  
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 085,9 12,1 1 198,3 11,61 1 266,1 11,19  
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  1 039,4 11,5 1 181,2 11,44 1 384,8 12,24  
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  107,7 1,19 118,3 1,15 110,3 0,97  
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  13,8 0,15 14,7 0,14 15,1 0,14  
ОБРАЗОВАНИЕ 423,1 4,69 468,8 4,54 484,9 4,28  
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 113,9 1,26 114,4 1,1 114,4 1,01  
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 365,8 4,05 379,4 3,68 382,2 3,38  
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 297,7 3,3 338,6 3,28 307,9 2,72  
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2 982,0 33 3 621,1 35,1 4 001,7 35,36  
Неучтенные  расходы 0 0 358 3,48 869,3 4,99  
ВСЕГО 9 024,7 100,00 10 320,3 100,00 11 317,7 100,00  
               
 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 33%.  Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме: финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 132 настоящего Кодекса; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса и иных субвенций; финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 134 настоящего Кодекса. 

       Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он увеличивается на 2,1%. А в денежном эквиваленте увеличивается на 630,1 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 4 001,7 млрд. рублей, что составляет на 1 019,7 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. Это свидетельствует об увеличении финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Вторым  разделом, доля которого составляет 14,6% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. К ним можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации и т.д.

     В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 203,9 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 113,5 млрд. руб.

На 3и 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная оборона и национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Финансирование этих разделов увеличивается в 2010 и 2011, но удельный вес их уменьшается, таким образом, увеличение финансирования национальной обороны и государственной безопасности в ближайшее время не намечается.

Национальная  экономика занимает лишь пятое место в распределении бюджетных средств. Ее удельный вес составляет 11,5%.  К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место  в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

6 место в списке  расходов бюджета занимает образование в 2009 году составит 4,69%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,41%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого  раздела способность населения  страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному  разделу составит 365,8 млрд. руб., в 2010 и 2011 годах произойдет незначительное увеличение финансирования этого пункта, но удельный вес его уменьшится к 2011 году, чуть ли не на 1%.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 297,7 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 41 млрд. руб., а в 2011 уменьшится на 30.7 млрд.руб., по сравнению с 2010 годом. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").

Остальные статьи бюджета занимают относительно малый  удельный вес, поэтому ограничимся  их перечислением в порядке уменьшения удельного веса: культура, кинематография и СМИ;  жилищно-коммунальное хозяйство;  охрана окружающей среды.  
 
 

Информация о работе Анализ федерального бюджета