Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Оглавление

Экономическое содержание и классификация бюджетных доходов.
3
2
Закрепленные и регулирующие налоговые доходы региональных бюджетов.
9
3
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Финансовая поддержка депрессивных регионов РФ.
12
4
Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ .
18

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 475.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Содержание

2

1

Экономическое содержание и классификация бюджетных доходов.

3

2

Закрепленные и регулирующие налоговые доходы региональных бюджетов.

9

3

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Финансовая поддержка депрессивных регионов РФ.

12

4

Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ .

18

 

Список использованной литературы.

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Экономическое содержание и классификация бюджетных доходов.

 

1.1. Экономическое содержание.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают:

                  в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;

                  в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации;

                  в конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

 

1.2.           Классификация бюджетных доходов.

Классификация бюджетных доходов представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирова­ния, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов. Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получе­ния на любом уровне бюджетной системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

–                    иерархию уровня власти или уровень управления;

–                    источники получения доходов;

–                    способы получения доходов;

–                    время поступления доходов;

–                    территориальность доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления до­ходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональ­ные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подраз­деляются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен признак субъекта перечис­ления денежных средств, за счет которых происходит фор­мирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым доходам относятся все налоговые поступ­ления от всех налогов (федеральных, региональных, мест­ных) и их видов (например, налог на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствую­щего уровню власти.

Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы являются доходы от имущества, нахо­дящегося в федеральной собственности, собственности субъек­та РФ и муниципальной собственности и (или) от их деятель­ности, доходы от продажи имущества, находящегося в соб­ственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные, собственные, вынужден­ные и добровольные. В основу классификации положен при­знак перелагаемости изъятия дохода в соответствующий бюд­жет. В соответствии с данным признаком все налоговые до­ходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы поступающие в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов. В основу классифика­ции положен признак необходимости государства, его субъек­та или местного образования обращаться к внешним или внут­ренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной политики.

К внутренним источникам получения доходов можно от­нести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет вне­бюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных ис­точников дохода.

Внешними источниками получения доходов являются кредиты международных финансовых организаций, прави­тельств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, иные внешние источники финансирования.

По времени поступления средств в бюджеты доходы под­разделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым дохо­дам относят налоговые и неналоговые поступления, которые непосредственно извлекаются из источников дохода и их на­зывают текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, на­логовых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности доходы бюджетов можно рассмат­ривать с двух сторон:

1)                 деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

2)                 деление бюджетов по признаку государственности по­ступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов, внутрен­них заимствований и добровольных перечислений (пожерт­вований).

Из приведенной классификации признаков бюджетной классификации доходов не представляется возможным вы­делить один из признаков, по которому можно было бы про­вести бюджетную классификацию. Однако, проанализировав приведенные признаки, из их числа можно выделить глав­ные, которые наиболее точно и полно отражают существо проблемы и позволяют достаточно четко и полно характери­зовать бюджетный процесс в отношении формирования доходной части бюджетов. В основу бюджетной классификации можно положить признаки источников доходов и иерархию уровней власти, что в достаточной мере позволяет характе­ризовать формирование бюджетов любого уровня, в сумме составляющего бюджетную систему государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Закрепленные и регулирующие налоговые доходы региональных бюджетов.

Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственных социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Роль большинства этих налогов незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов может существенно повыситься, например на имущество.

Перспективным является и земельный налог. Цель его - способствовать повышению уровня благоустройства территорий населенных мест. Кроме того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности использования земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов.

Таким образом, в число этих доходов входят:

Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ