Анализ человеческого потенциала города Череповца

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием человеческого потенциала города Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Исследовать теоретические основы человеческого потенциала;
Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального
образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 8
1.1. Формирование концепции человеческого потенциала 8
1.2. Человеческий потенциал в социально-экономическом развитии муниципального образования 15
1.3. Оценка развития человеческого ресурса 19
2. АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 24
2.1. Социально-экономическое состояние города Череповца 24
2.2. Разработка стратегии развития концепции человеческого потенциала Управлением экономической политики мэрии города Череповца 31
2.3. Анализ мероприятий по развитию человеческого потенциала в городе Череповце 37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ ЧЕРЕПОВЦЕ 54
3.1. Стратегические направления развития человеческого потенциала города до 2022 года 54
3.2. Управление развитием человеческого потенциала 67
3.3. Социально-экономическая эффективность управления развитием человеческого потенциала 71
4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 76
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 319.00 Кб (Скачать)

Реализация  Стратегии, предусматривающая согласование планов и программ деятельности различных  участников реализации Стратегии, в  том числе органов местного самоуправления, предприятий и организаций, действующих  на территории Череповца, приведет в целом к повышению эффективности расходования общественных и частных ресурсов, снижению рисков экономической деятельности на территории города Череповца.

Выводы  по третьей главе:

- Управление  развитием человеческого потенциала  в городе Череповце осуществляется  с помощью реализации стратегических  целей и задач.

- Разработаны  рекомендации в сфере законодательства, тактическое управленческое решение, направленное на улучшение ситуации с численностью трудоспособного населения. Предложены стратегические решения, которые могли бы дополнить стратегию развития города до 2022 года «Череповец-город возможностей»

-Предложены  ожидаемые результаты от внедрения  разработанных мероприятий и  методика оценки полученных результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. правовое ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

В четвертой главе рассмотрим законодательство, которое влияет на развитие человеческого потенциала.

Развитие  человеческого потенциала происходит, в основном, за счет четырех составляющих: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Основные права  и свободы человека закреплены в  Конституции Российской Федерации  [1]. В нормативно-правовых актах государства и области закреплено долгосрочное социально-экономическое развитие, в котором закреплены основные цели, задачи, инструменты и механизмы управления развитием человеческого потенциала.

Распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [3].

Постановление Правительства Вологодской области от 28.06.2010 № 739 «О стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года» [10](с изменениями) подчиняется Концепции Российской Федерации и устанавливает стратегическую цель-повышение качества жизни населения Вологодской области.

Законы  в сфере образования регулируют меры поддержки населения, уровень  стипендии, размер компенсации студенческого  проездного билета.

Законом Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» № 1218-ОЗ от 28.01.2005  (с изм.)[4]. В рамках реализации региональной политики в сфере образования законом области установлены меры социальной поддержки незащищенным категориям вологжан.

  1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

2. Детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Детям, обучающимся в общеобразовательных  учреждениях, находящихся в ведении  органов исполнительной государственной  власти области: 

4. Детям, обучающимся в государственных  образовательных учреждениях начального  и среднего профессионального  образования, находящихся в ведении  органов исполнительной государственной  власти области, воспитывающимся  в семьях:

5. Детям из многодетных семей,  обучающимся в государственных  и муниципальных общеобразовательных  учреждениях: 

6. Детям, обучающимся в государственных  общеобразовательных учреждениях  в детских школах-интернатах:

7. Детям из семей вынужденных  переселенцев, из семей, подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС, из семей ветеранов боевых  действий - органы исполнительной  государственной власти области  в пределах своих полномочий  оказывают содействие в устройстве  в государственные учреждения  начального профессионального образования [4].

Закон Вологодской области «О государственной молодежной политике Вологодской области» № 1376-ОЗ от 29.11.2005 устанавливает меры социальной поддержки учащейся талантливой молодежи - стипендии и премии Губернатора области [5].

В сфере здравоохранения реализуются  долгосрочные целевые программы, направленные на улучшения предоставляемых услуг  и замену основных фондов.

Закон Вологодской области «О лекарственном обеспечении населения Вологодской области» № 317-ОЗ от 07.12.1998 устанавливает меры социальной поддержки ряду категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке. За счет средств областного бюджета осуществляется лекарственное обеспечение следующих амбулаторных больных: детей первых трех лет жизни; детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;  лиц, страдающих заболеваниями согласно Перечню, утвержденному Правительством области [8].

Закон Вологодской области «Об установлении льгот отдельным категориям граждан при посещении областных организаций культуры» № 1232-ОЗ от 28.02.05 [7] устанавливает перечень категорий вологжан, имеющих право на посещение областных учреждений культуры на льготных основаниях. К ним отнесены: инвалиды; учащиеся; дети дошкольного возраста; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Определено, что цена льготного билета на посещение учреждения культуры не может превышать 50 процентов от стоимости входного билета. «О физической культуре и спорте» № 1844-ОЗ от 29.09.2008 [6] установлены меры государственной социальной поддержки и поощрения за высокие спортивные результаты спортсменов и их тренеров.

Таким образом, правовые основы развития человеческого  потенциала закреплены в главном  документе государства-Конституции  РФ, Законах субъекта, нормативно-правовых актах области, постановлениях муниципального образования.

 

 

 

 

 

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА ЧЕРЕПОВЦА

 

Источниками информации для выпускной  квалификационной работы послужили  нормативные документы, методические разработки и рекомендации Управления экономической политики мэрии города Череповца, положения и регламенты мэрии города Череповца. Данные статистической отчетности: отчет о социально-экономическом положении города Череповца, статистические сборники Регионы России 2008-2012 года, сборник социально-экономических показателей Вологодской области и др. Материалы учебной и научной литературы, периодических изданий, диссертационных работ и сети Internet.

Программное обеспечение для оформления дипломного проекта и расчета  показателей включает в себя использование  системы Microsoft Office 2007. Работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Office Word 2007, который предоставил полный набор средств создания и редактирования текста дипломного проекта. При анализе и обработке данных, расчете эффективности, а также построении диаграмм применяли Microsoft Office Excel 2007, который позволил создавать и форматировать таблицы, анализировать данные, создавать профессионально оформленные диаграммы.

Для навигации по законодательству использовались юридические справочные системы, такие как «Консультант Плюс» и «Гарант», ориентированные  на доступ пользователей любой профессиональной ориентации к нормативно-правовым актам.

Современный рынок информационных технологий предлагает большое количество программных продуктов для различных  процессов работы организации. Внедрение  новейших достижений в области программного обеспечения может способствовать повышению эффективности деятельности отдельных служб, а также организации  в целом.

В Управлении экономической политики мэрии города Череповца используются такие специализированные программные средства, как «Гарант», «Консультант Плюс», пакет программ Microsoft Office 2007.

Справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс» являются неотъемлемой частью работы структурных подразделений  Управления экономической политики мэрии города, т.к. вся работа строится на выполнении законодательства. Данные системы являются базой всех законов (федеральных и областных), подзаконных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поэтому данная система важна и нужна в работе любого специалиста, сталкивающегося по роду своей деятельности с какими-либо юридическими вопросами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление  развитием человеческого потенциала - одна из главных стратегических целей города Череповца.

В дипломной работе были исследованы теоретические основы  человеческого потенциала. Коренное отличие основных определений понятий дипломной работы  в том, что человеческий капитал-это накопленный запас знаний, навыков и умений, а человеческий потенциал-готовность и способность к саморазвитию. Развитие человеческого потенциала неразрывно связано с социально- экономическом развитием территории.

К особенностям человеческого потенциала муниципального образования относятся: формирование  человеческого потенциала, проблемы развития в низком качестве жизни населения. Для анализа условий развития человеческого потенциала проанализированы социально-экономические показатели города Череповца 2012 года  по сравнению 2011 годом. Они характеризуются следующим образом: выросли показатели оборотов розничной торговли и общественного питания, реализации платных услуг населению, доходной части городского бюджета. Уменьшились показатели объема отгруженных товаров промышленного производства в действующих ценах, ввода жилых домов, снизилось количество безработных и уровень безработицы. Увеличение кредиторской задолженности крупных и средних предприятий. Возможность развития человеческого потенциала имеется. Место и роль человеческого потенциала  в системе ресурсов социально-экономического развития муниципального образования находится в неразрывной связи с экономическим и социальным потенциалом города.

Возможности муниципального управления развитием  человеческого потенциала в тактическом  и стратегическом принятии управленческих решений, направленных на решение сложившихся  проблем. Основным методом для  изучения развития человеческого потенциала  является индекс человеческого развития, в основе расчета которого три  индекса: дохода, долголетия и образования. 

Необходимость создания стратегии развития города Череповца появилась в 2011 году. Для этого была создана Ведомственная целевая программа, назначены ответственные лица и подразделения. Созданием стратегии города Череповца до 2022 года занималось реорганизованное на сегодня Управление стратегическим планированием мэрии города Череповца. В настоящее время стратегией занимается отдел экономики и стратегического планирования при Управлении экономической политики мэрии города.  Сложившаяся практика муниципального управления человеческим потенциалом в том,  что в стратегии «Череповец-город возможностей» заложено направление развитие человеческого потенциала.

  При анализе человеческих ресурсов  города Череповца отметили, что состояние человеческого потенциала в городе Череповце достаточно типично для городов России, лишь недавно начавших выходить из экономического кризиса. Качественные и количественные характеристики данного вида потенциала находятся в настоящее время на уровне средних значений. При сохранении существующих тенденций уже в ближайшие годы дефицит и качество рабочей силы станут основными ограничителями экономического роста в городе. При анализе индекса Джини и при построении кривой Лоренца делаем вывод о том, что в Вологодской области денежные доходы распределяются неравномерно Численность трудоспособного населения уменьшилась с 2000 года по 2011 год на 8 тысяч человек. Вторая острая проблема неравномерного распределения доходов в Вологодской области у 20% населения с наименьшими доходами сосредоточено 6% всех денежных средств, в то же время у 20% с максимальными доходами находиться 44% денежных средств.

Разработаны практические рекомендации по управлению развитием человеческого потенциала города Череповца.  Управление развитием человеческого потенциала в городе Череповце осуществляется с помощью реализации стратегических целей и задач.

Разработаны рекомендации в сфере законодательства, тактическое управленческое решение, направленное на улучшение ситуации с численностью трудоспособного  населения. Предложены стратегические решения, которые могли бы дополнить  стратегию развития города до 2022 года «Череповец-город возможностей» Предложены ожидаемые результаты от внедрения разработанных мероприятий и методика оценки полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М.: Макркетинг,2001.-39 с.
  2. Российская Федерация. Закон. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  от 06.10.2003 № 131-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Российская Федерация. Распоряжение. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Российская Федерация. Закон Вологодской области. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» № 1218-ОЗ от 28.01.2005  (с изм.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Российская Федерация. Закон Вологодской области. «О государственной молодежной политике Вологодской области» № 1376-ОЗ от 29.11.2005. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Российская Федерация. Закон Вологодской области. «О физической культуре и спорте» № 1844-ОЗ от 29.09.2008. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».  
  7. Российская Федерация. Закон Вологодской области. «Об установлении льгот отдельным категориям граждан при посещении областных организаций культуры» № 1232-ОЗ от 28.02.05. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Российская Федерация. Закон Вологодской. области «О лекарственном обеспечении населения Вологодской области» № 317-ОЗ от 07.12.1998. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Российская Федерация. Закон. О государственной социальной помощи в Вологодской области от 01.03.2005 г. № 1236-ОЗ

Информация о работе Анализ человеческого потенциала города Череповца