Оценки человеческого потенциала Татарстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – оценить человеческий потенциал региона Татарстан.
Задачи:
для оценки человеческого капитала региона произвести оценку по каждому из частных показателей;
описать методы управления человеческим капиталом;
построить модель человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностики человеческого потенциала региона;
построить системы управления человеческим потенциалом;
определить взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Понятия, функции, структура человеческого потенциала 5
1.2 Организационно-экономический механизм развития человеческого потенциала (капитала) 8
1.3 Система управления человеческим потенциалом 10
2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
2.1 Качественная оценка человеческого капитала (экспертный подход) 12
2.2 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций 13
2.3 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом 14
3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ
3.1 Планирование как метод управления человеческим капиталом 18
3.2 Инвестирование как метод управления человеческим капиталом 22
3.3 Сохранение человеческого капитала на фирме 24
4 УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ
4.1 Построение модели человеческого потенциала на основе системы показателей и диагностика человеческого потенциала региона 27
4.2 Построение системы управления человеческим потенциалом 33
4.3 Взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

РГР Шабалтина 97-2003.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра управления инновациями

Процент выполнения работы

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Номер учебной недели




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема

«ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАТАРСТАНА»

 

                                                        Выполнил: студент группы И-301

Шахвалиев Н.К.      

______________________

                      (подпись)

Руководитель: Шабалтина Л.В.                                                       ____________ __________                                                                    (дата и подпись) 

 

 

 

 

Уфа – 2014 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА

1.1  Понятия, функции, структура  человеческого потенциала 5

1.2 Организационно-экономический  механизм развития человеческого  потенциала (капитала) 8

1.3 Система управления  человеческим потенциалом 10

2  МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  КАПИТАЛА

2.1  Качественная оценка  человеческого капитала (экспертный  подход) 12

2.2 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций 13

2.3 Оценка человеческого  капитала по аналогии с физическим  капиталом 14

3  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

3.1 Планирование как метод  управления человеческим капиталом 18

3.2 Инвестирование как метод управления человеческим капиталом 22

3.3 Сохранение человеческого  капитала на фирме 24

4  УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ  ПОТЕНЦИАЛОМ

4.1  Построение модели  человеческого потенциала на  основе системы  показателей  и диагностика человеческого потенциала региона   27

4.2 Построение системы  управления человеческим потенциалом 33

4.3 Взаимосвязь человеческого  потенциала и инновационного  развития 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главным критерием социально-экономического прогресса общества выступают достижения в области развития человека, его возможностей (потенциала). Проблема человеческого потенциала - одна из наиболее актуальных проблем социальных и гуманитарных наук.

Человеческий потенциал можно рассматривать как совокупность основных способностей и возможностей индивида (социальной общности).

Степень развития и реализации этих способностей и возможностей либо повышает, либо снижает продуктивность жизнедеятельности социума, образ жизни которого выступает в виде специфического способа накопления, развития и проявления человеческого потенциала [1].

Качество человеческого потенциала включает физическое, духовно-нравственное и социально-профессиональное развитие людей. Раскрывая возможности реализации людей в производственной, социокультурной и общественной жизни, качество человеческого потенциала выступает как интегральная характеристика жизни людей, их взаимодействия с социальным окружением и государством и отражает степень социальной свободы человека.

Человеческий потенциал региона формируется как результат взаимодействия потенциалов живущих и действующих в том, или ином регионе различных социально-демографических и социально-профессиональных общностей. Человеческий потенциал региона можно рассматривать как совокупность потребностей и способностей населения региона, с одной стороны, и его готовности, с другой, к реализации этих способностей посредством выполнения общественно-значимых функций и ролей.

Современный этап российской модернизации предъявляет новые требования к формированию и реализации человеческого потенциала регионов.

Качества человеческого потенциала, отстающее от объективных потребностей развития социально-экономических отношений значительно тормозит общественное развитие в целом.

Таким образом, человеческий потенциал региона имеет сложную внутреннюю иерархическую структуру. По нашему мнению, в нем необходимо выделять трудовой, профессионально-квалификационный, демографический и другие потенциалы, с одной стороны, и в то же время он сам является элементом (и ядром) еще более сложных иерархических систем – научного, инновационного, социального и прочих потенциалов региона [2].

В качестве базы конкурентоспособности социально-экономической привлекательности регионов разработана система показателей, которые позволяют в динамике дать оценку развития человеческого капитала. К таким показателям относятся интеллектуальный, демографический и социально-экономический потенциал.

В работе раскрыты и описаны методы оценки человеческого капитала, методы управления человеческим капиталом.

Цель работы – оценить человеческий потенциал региона Татарстан.

Задачи:

  1. для оценки человеческого капитала региона произвести оценку по каждому из частных показателей;
  2. описать методы управления человеческим капиталом;
  3. построить модель человеческого потенциала на основе системы  показателей  и диагностики человеческого потенциала региона;
  4. построить системы управления человеческим потенциалом;
  5. определить взаимосвязь человеческого потенциала и инновационного развития.

Предметом исследования является республика Татарстан; объектом исследования - человеческий потенциал этого региона. Источником для получения информации определен электронный ресурс «Федеральная служба государственной статистики» (Росстат).

1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА

 

1.1  Понятия, функции, структура человеческого потенциала

 

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал (в общем значении) - способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике [3].

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. — не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.

Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:

  1. Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
  2. Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
  3. Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
  4. Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  1. Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  2. Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  3. Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  4. Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  5. Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

- экономических (ВВП на  душу населения по паритетной  покупательной способности),

-    социальных (уровень  грамотности взрослого населения  страны и совокупная доля учащихся, О (образование))

- демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж):

    ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП  на душу).

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека [3].

 

1.2 Организационно-экономический  механизм развития человеческого  потенциала (капитала)

 

 

Человеческий потенциал региона рассматривается в рамках системы «индивид - фирма - регион». Исходя из этого, можно выделить ряд последовательных этапов формирования человеческого потенциала как объекта управления на уровне региона.

1) Процесс формирования  человеческого потенциала индивида в регионе. При формировании человеческого потенциала индивида базовую роль играет институт семьи. В процессе воспитания в семье индивид получает набор знаний, умений, навыков, привычек, ценностей. На этом этапе формируется восприятие и картина окружающего мира. В дальнейшем при получении индивидом дошкольного, начального, среднего специального и высшего образования формируются дополнительные возможности его человеческого потенциала.

2) Реализация человеческого  потенциала индивида в регионе. На данном этапе происходит реализация способностей индивида на рынке труда региона, которые зависят от качества социальной жизни и существующих в регионе экономических условий реализации человеческого потенциала (см. рисунок 1). На входе человеческий потенциал индивида реализуется на рынке труда посредством фирмы, в дальнейшем в модели формируется политическая, социальная и психологическая среды жизнедеятельности индивида.

Рисунок 1 - Реализация человеческого потенциал индивида в регионе

 

Экономическая и социальная среды в регионе влияют на качество человеческого потенциала и доход населения. Криминогенная среда в регионе влияет на процесс формирования нравственного, морального и психологического состояния человека. Экологическая среда является основой здоровья населения в регионе. На выходе мы получаем профессионально-ориентированного индивида, обладающего качественным человеческим потенциалом.

Информация о работе Оценки человеческого потенциала Татарстана